КАШКИН Николай Дмитриевич [27 ХI (9 XII) 1839, Воронеж - 15 III 1920, Казань] - рус. муз. критик и педагог. В детстве учился игре на фп. у отца - музыканта-самоучки, владельца книжной лавки в Воронеже, позднее - у К. Дейнера. С 13 лет давал уроки музыки, выступал как пианист. В 1860 поселился в Москве, нек-рое время занимался у А. И. Дюбюка (фп. и теория музыки). С 1863 (по приглашению Н. Г. Рубинштейна) преподавал в Муз. классах Моск. отделения РМО, в 1866-1906 - в Моск. консерватории (фп., теоретич. классы, курс истории музыки; с 1875 профессор). С 1918 жил в Казани. В 1861 выступил как муз. критик в моск. периодич. печати. Систематич. критич. деятельность К. относится к 1886-1910 (сотрудничал в газ. «Московские ведомости», «Русские ведомости», журн. «Артист», «Русская музыкальная газета», «Музыка», «Музыкальный современник» и др.). Он выдвигается в первый ряд моск. критиков, становится летописцем муз. жизни Москвы. Статьи К., особенно посв. рус. музыке и муз. исполнительству, в которых он отстаивал эстетич. принципы реалистич. искусства, сыграли заметную роль в утверждении рус. нац. муз. школы. Выделяются статьи о П. И. Чайковском (в пропаганде творчества композитора К. принадлежит видная роль), М. И. Глинке, композиторах «Могучей кучки» (особенно о Н. А. Римском-Корсакове), С. И. Танееве, А. Н. Скрябине, С. В. Рахманинове, Вас. С. Калинникове (характерна ст. «Московская школа в музыке», 1910). Менее значительны статьи К. о заруб. классич. музыке (в них не выдвигаются какие-либо новые точки зрения и характеристики творчества), однако написанные живым лит. языком, они для своего времени имели большое просветительское значение. На протяжении почти 40-летней критич. деятельности К. не раз пересматривал своё отношение к разл. явлениям муз. искусства. В частности, ранним его работам присуща недооценка творчества А. С. Даргомыжского и М. П. Мусоргского. Но с первых же шагов в качестве муз. критика К. выступал с прогрессивных позиций, чутко реагировал на новые художеств. веяния. Широкое понимание К. задач муз. просветительства и культуры нашло отражение в брошюре «Русские консерватории и современные требования искусства» (1906). Большое место в наследии К. занимают мемуары. Общаясь с выдающимися муз. деятелями, он запечатлел эти встречи в ярких лит. образах. Не потеряли значения воспоминания о П. И. Чайковском, Н. Г. Рубинштейне, Г. А. Лароше, С. И. Танееве, А. П. Бородине, М. А. Балакиреве. Они богаты фактич. материалом, иногда, однако, не совсем точным. К. принадлежат также один из популярных в своё время учебников по элементарной теории музыки, ряд работ по истории Моск. консерватории (он явился её первым историографом) и др., а также переводы на рус. яз.: «Учебник музыкальных форм» (совм. с Ю. А. Пухальской, 1883), «Учебник форм инструментальной музыки» (совм. с С. И. Танеевым, 1884) и «Свободный стиль» (1885) Л. Буслера, «Катехизис истории музыки» (1896-97) и «Акустика с точки зрения музыкальной науки» (1898) X. Римана, «Опера» (4-й т. из кн.: «Руководство к сочинению музыки») И. К. Лобе (1898).
Соч.: Учебник элементарной теории музыки, М., 1875, 1917, последнее изд., М., 1931; Первое двадцатипятилетие Московской консерватории. Исторический очерк, М., 1891; На память о П. И. Чайковском, М., 1894 (совм. с Г. А. Ларошем); Воспоминания о П. И. Чайковском, М., 1896, 4954; Оперная сцена московского императорского театра, М., 1897 (под псевд. Н. Дмитриев); Воспоминания о Н. Г. Рубинштейне, «Русское обозрение», 1897, No 9, 1898, No 1; H. Г. Рубинштейн и его роль в музыкальном развитии Москвы. (Музыкально-исторический очерк), «Московские ведомости», 1898, No 315, 339 (имеется также отд. оттиск); Воспоминания о Н. Г. Рубинштейне, «Московские ведомости», 1899, No 22, 43, 165, 170, 197, 214, 226, 233, 270; 1900, No 154, 204, 225; Михаил Иванович Глинка. По поводу столетия его рождения…, СПБ, 1906; Русские консерватории и современные требования искусства, М., 1906; Очерк истории русской музыки, М., 1908; Начальный учебник хорового пения в связи с элементарной теорией музыки, изложенной в практических примерах, курс 1, М., 1908, курс 2, М., 1909 (совм. с А. В. Никольским); Московское отделение императорского Русского музыкального общества. Очерк деятельности за пятидесятилетие. 1860-1910, М., 1910; М. А. Балакирев и его отношение к Москве [по личным воспоминаниям], «Музыка» [еженедельник], 1913, No 147, 148, 150, 151, 152, 154; Сергей Иванович Танеев и Московская консерватория, «Музыкальный современник», 1916, No 8; Из воспоминаний о А. П. Бородине. (К 30-летию его кончины), газ. «Русская воля», П., 1917, No 44; Из воспоминаний о П. И. Чайковском, в сб.: Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, П., 1920; Статьи о русской музыке и музыкантах, М., 1953; Избранные статьи о П. И. Чайковском, М., 1954; Избранные статьи о М. И. Глинке, М., 1958, и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
КА..

КАНЯВА

КАПЕЛА

КАПЕЛЛ

КАРАЕВ

КАРАЯН

КАРДОН

КАРДОШ

КАРНАЙ

КАРТЕР

КАРТЬЕ

КАРУЗО

КАРЦЕВ

КАСАДО

КАСТРО

КАТЕЛЬ

КАТУАР

КАУНАС

КАЦМАН

КАЧУЧА

КАШЛИК

КАЯГЫМ

КАЯНУС

КВАПИЛ

КВАРТА

КВИНТА

КВИТКА

КЕГЕЛЬ

КЕКЛЕН

КЕЛДЫШ

КЕЛЛЕР

КЕЛЛОГ

КЕНЕЛЬ

КЕНТОН

КЕПУРА

КЕРЗИН

КИКОТЬ

КИНЯЕВ

КИРИАК

КИРКОР

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>