КАСАЛЬС, Казальс (Casals), Пабло (29 XII 1876, Вендрель, близ Барселоны - 22 X 1973, Сан-Хуан, Пуэрто Рико) - испан. виолончелист, дирижёр, композитор, муз.-обществ. деятель. Сын органиста. Учился игре на виолончели у X. Гарсиа в Барселонской консерватории и у Т. Бретон и X. Монастерио в Мадридской консерватории (с 1891). Концертировать начал в 1890-е гг. в Барселоне, где одновременно преподавал в консерватории. В 1899 дебютировал в Париже. С 1901 гастролировал во мн. странах мира. В 1905-13 ежегодно выступал в России как солист и в ансамбле с С. В. Рахманиновым, А. И. Зилоти, А. Б. Гольденвейзером. Многие композиторы посвятили К. свои произв., в т. ч. А. К. Глазунов - концерт-балладу, M. P. Гнесин - сонату-балладу, А. А. Крейн - поэму. До глубокой старости К. не прекращал выступлений как солист, дирижёр и ансамблист (с 1905 - участник известного трио: А. Корто - Ж. Тибо - Касальс). К. - один из самых выдающихся музыкантов 20 в. В истории виолончельного искусства его имя знаменует собой новую эпоху, связанную с ярким развитием художеств. исполнения, широким раскрытием богатых выразит. возможностей виолончели, с облагораживанием её репертуара. Его игру отличали глубина и содержательность, тонко развитое чувство стиля, художеств. фразировки, сочетание эмоциональности с вдумчивостью. Красивый естественный тон и совершенная техника служили для яркого и правдивого воплощения музыкального содержания. К. особенно прославился глубокой и совершенной интерпретацией произв. И. С. Баха, а также исполнением музыки Л. Бетховена, Р. Шумана, И. Брамса и А. Дворжака. Иск-во К. и его прогрессивные художеств. взгляды оказали огромное воздействие на муз.-исполнительскую культуру 20 в. На протяжении мн. лет занимался педагогич. деятельностью: преподавал в Барселонской консерватории (среди его учеников - Г. Касадо), в «Эколь нормаль» в Париже, после 1945 - на курсах мастерства в Швейцарии, Франции, США и др. К. - активный муз.-обществ. деятель: он организовал первый в Барселоне симф. оркестр (1920), с которым выступал как дирижёр (до 1936), Рабочее муз. общество (руководил им в 1924-36), муз. школу, муз. журнал и воскресные концерты для рабочих, чем способствовал муз. просвещению Каталонии. Эти просветит. начинания прекратили своё существование после фашистского мятежа в Испании (1936). Патриот и антифашист, К. активно помогал республиканцам во время войны. После падения Испан. республики (1939) эмигрировал и поселился на юге Франции, в г. Прад. С 1956 жил в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико), где осн. симф. оркестр (1959) и консерваторию (1960). К. принадлежит инициатива организации фестивалей в Праде (1950-66; среди выступавших - Д. Ф. Ойстрах и др. сов. музыканты) и Сан-Хуане (с 1957). С 1957 проводятся конкурсы имени К. (первый в Париже) и «в честь К.» (в Будапеште). К. проявил себя как активный борец за мир. Он автор оратории «Ясли» («El pesebre», 1943, 1-е исп. 1960), осн. идея которой воплощена в заключит. словах: «Мир всем людям доброй воли!». По просьбе ген. секретаря ООН У Тана К. написал «Гимн миру» (3-частное произв.), который был исполнен под его управлением на торжеств. концерте в ООН в 1971. Награждён Медалью мира ООН. Написал также ряд симф., хор. и камерно-инстр. произв., пьесы для виолончели соло и ансамбля виолончелей. Продолжал играть, дирижировать и преподавать до конца жизни. Лит. соч.: The Memoirs of Pablo Casals as told to Th. Dozier, N. Y., 1959; Yoys and sorrows. Reflections by Pablo Casals as told to A. Кahn, N. Y., 1970.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
КА..

КАНИЛЛЕ

КАНИЛЬЯ

КАНКЛЕС

КАННЕЛЬ

КАНТАТА

КАНТЕЛЕ

КАНЦОНА

КАНЧЕЛИ

КАПЕЛЛА

КАРАБИЦ

КАРАТОВ

КАРЕВИЧ

КАРЕЛИН

КАРИЙОН

КАРОСАС

КАРПАНИ

КАРТУЛИ

КАРУЛЛИ

КАРЯКИН

КАСИМОВ

КАСТНЕР

КАТАНЯН

КАТИЛЮС

КАТУРЛА

КАУКАБИ

КАУФМАН

КАХИДЗЕ

КАЧАЛОВ

КАЧЧИНИ

КВАРТЕТ

КВИНТЕТ

КВИНТОН

КЕЙПЕЛЛ

КЕЛЕМЕН

КЕМАНЧА

КЕНДАНГ

КЕНЕМАН

КЕНТНЕР

КЕПИТИС

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>