КЁЛЬН (Кцln) - город в ФРГ, в земле Сев. Рейн-Вестфалия. Крупный индустриальный центр. 866,3 тыс. жит. (1970). К. - один из древнейших очагов муз. культуры Центр. Европы. На территории К. сохранились древние изображения музыкантов и муз. инструментов на надгробиях, вазах, посуде и т. п. (1-3 вв. н. э.). В средние века муз. центром города стал собор, построенный в 9 в., где существовала капелла (Домская капелла); для участия в службах приглашались также певцы из др. городов и иностранцы. К 15 в. капеллы имелись в разл. церквах и монастырях, в т. ч. при церкви Санкт-Мария им Капитоль, где была школа пения. Параллельно шло развитие светского музицирования. Первые гор. музыканты (вместе с башенными трубачами составляли цех) приглашались для участия в церковных и светских празднествах (с 1447 светские празднества проходили в зале для танцев «Гюрцених»). В университете К. (осн. в 1388) были введены лекции по музыкальным дисциплинам. Виднейшие музыканты 15-16 вв., работавшие в К.: Я. М. фон Гоуда, А. Ф. фон Боппард, Н. Воллик, Ж. Кохлеус, В. Богентанц, Г. Глареан, А. Луир, Г. Зибутус, А. фон Айх и др. На протяжении 17 и 1-й пол. 18 вв. церк. музыка получила большое развитие в К. Среди авторов духовных сочинений - Р. Эдингер, К. Уленберг, О. и Р. Лассо, К. Хагиус, П. фон Брахель. Мн. хоры К. достигли исключительно высокого уровня. В 1696 при гимназии «Трикоронатум» (находившейся под покровительством ордена иезуитов) было основано муз. отделение - «Семинариум музикум». В нач. 17 в. в К. даются первые муз. спектакли силами англ. и франц. бродячих трупп; делаются попытки создания оперного театра. В 1701 поставлена пьеса «Бертильфус» с муз. номерами П. П. Алера (на сюжет, позднее использованный Бетховеном в опере «Фиделио»). Во 2-й пол. 17 в., помимо опер итал., франц. и немецкий композиторов, ставятся и произв. кёльнских авторов - Грифгенса, К. Розье и др. Первая оперная труппа в К., основанная в 1767 И. Курцем (прозванным Бернардоном), ставила произв. В. А. Моцарта, К. В. Глюка, Й. Гайдна, К. Диттерсдорфа. В кон. 17 - нач. 18 вв. значит. вклад в развитие муз. культуры К. внёс приглашённый из Льежа комп. и дир. К. Розье (на протяжении неск. десятилетий руководил Домской капеллой и гор. музыкантами). Плодотворно работал в К. и его преемник - Т. Эльц. В 18 в. К. становится одним из первых нем. центров публичной конц. деятельности. В сер. 18 в. начинаются регулярные концерты Муз. общества, или академии (осн. 1743). Входят в практику выступления гастролёров-виртуозов, в числе которых был юный Л. Бетховен. На протяжении 16-18 вв. К. играет важную роль в области изготовления муз. инструментов и нотопечатания. В кон. 18 - нач. 19 вв. музыкальная жизнь К. почти полностью замерла из-за французской оккупации (с 1794), затем постепенно начала возрождаться. В 1812 было основано Муз. общество, в 1820 - хоровое общество «Зингферайн»; по инициативе Б. Й. Мойрера созданы Объединение Домских музыкантов и Любительские концерты, называвшиеся также «Фамилиенконцерте». В 1820-х гг. важную роль в активизации музыкальной жизни К. играл дир. К. Лейбль, стоявший во главе Муз. общества и «Зингферайна» и объединивший их в 1827 в единое Концертное общество. С 1833 концерты становятся регулярными и даются вначале в зале Казино, а с 1857 - в переоборудованном зале «Гюрцених» (отсюда назв. «Гюрцених-концерты»). В сер. 19 в. оркестр «Гюрцених» стал полностью профессиональным. Во 2-й пол. 19 в. на базе оркестра возникает ряд струн. квартетов, в разное время возглавлявшихся видными музыкантами - Ф. Хартманом, Р. Хекманом, Б. Эльдерингом. В 1810 основано Об-во камерной музыки, дававшее неск. десятков открытых концертов в год. Среди многочисл. хор. коллективов К. видное место занимает Мужское хоровое общество (осн. 1842 Ф. Вебером). В кон. 19 в. основан также хор при Концертном обществе. В 1822 открыт первый постоянный муз. театр под рук. З. Рингельхардта. К. становится одним из центров пропаганды нац. оперы; здесь ставятся произв. Л. Бетховена, К. М. Вебера, а во 2-й пол. 19 в. особенной популярностью пользуются оперы Р. Вагнера (к-рый в 1873 выступал как дирижёр в концертах в зале «Гюрцених»), В 1900-02 построено новое здание Оперного театра и спектакли стали даваться на 2 сценах. С 1905 проводятся ежегодные летние оперные фестивали с участием известных гастролёров. На протяжении 19 - нач. 20 вв. в К. работали мн. видные музыканты, оказавшие влияние на развитие культуры города, - дирижёр оркестра Муз. общества Я. Альменредер, дирижёр Оперного театра и оркестра К. Крейцер, рук. Концертного общества Г. Дорн - основатель первого в К. высшего муз.-учебного заведения - Рейнской муз. школы (1845, с 1850 - консерватория), композитор и дирижёр Ф. Хиллер, возглавлявший в 1850-85 муз. жизнь К., а также его преемник Э. Вюльнер. Среди композиторов К.-Э. Штрессер, К. Рамрат, Э. Хойзер, А. фон Отегравен, Ф. Бёльше. На рубеже 19-20 вв. оживлению муз. жизни К. во многом способствовали дирижёр Ф. Штейнбах, руководитель оркестра, проводивший циклы общедоступных Народных концертов; рук. оперы - Ю. Хофман, М. Мартерштейг и О. Лозе. После свержения монархии в Германии (1918) в К. возникает ряд организаций, ставивших своей целью пропаганду искусства в широких массах: Нар. опера и Нар. оркестр, руководимые П. Шмицем, затем Ф. Дауном, нар. хоры под упр. Ю. Гослара и Э. Мюллера, ряд любительских хоров, камерных ансамблей (квартеты Брюльского, Шульце-Писка, Кункеля, Ван Эссена и др.), Нар. курсы по муз. воспитанию, Нар. муз. б-ка. Продолжается традиция «Гюрцених-концертов» и Нар. концертов (с 1922 - симфонические). В 1921 создаётся Об-во новой музыки, в 1931 Г. Бёллем - Баховское общество. Важными событиями в области муз. образования были превращение консерватории в гос. Высшую муз. школу (1925) и создание Рейнской муз. школы (консерватории). Ведущей фигурой муз. жизни К. долгое время был дирижёр Г. Абендрот (в 1915-1934 - городской генерал-музик-директор и рук. консерватории - Рейнской муз. школы). В Оперном театре успешно работали дирижёры Г. Брехер, Э. Сенкар, О. Клемперер. После прихода к власти фашистов (1933) большинство муз.-просветительских учреждений К. было распущено, культурная жизнь находилась в состоянии застоя. В конце 2-й мировой войны 1939-45 почти все конц. и театр. здания К. были разрушены бомбардировками. Лишь в сер. 50-х гг. был восстановлен зал «Гюрцених» (1955), построен новый Оперный театр (1957), созданы Большой хор и симф. оркестр Западногерманского радио (1949), Студия электронной музыки (1953), «Капелла колониензис», специализирующаяся на исполнении старинной музыки; в 60-е гг. в Оперном театре создана балетная труппа. Регулярную конц. деятельность ведут «Гюрцених-оркестр», возглавляемый с 1945 дир. Г. Вандом, труппа Камерной оперы под упр. В. Бурбаха (дирижёр И. Кертец). Работают Высшая муз. школа и Рейнская муз. школа (консерватория; в летние месяцы они совместно проводят ежегодные Курсы новой музыки для исполнителей разл. специальностей), Ин-т музыкознания при университете (осн. в 1964), Ин-т И. Гайдна (осн. в 1955 Е. П. Ларсен). В К. находятся руководящие органы Ассоциации католических церковных хоров стран нем. яз., Немецкого певческого союза, секции Междунар. общества по музыкальному воспитанию ФРГ. Обширными собраниями музыкальных материалов располагают Ин-т музыкознания, Музей нар. искусства, Гор. б-ка и Историч. музей. Среди педагогов и композиторов К. Ф. Ярнах, Ф. Мартен, П. Баумгартнер, Э. Фёйерман, П. Грюммер, К. Штокхаузен, Б. А. Циммерман.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
КЁ..

ЗИРРА

ЗИТЕК

ЗНАМЯ

ЗУППЕ

ЗУРНА

ИЗУАР

ИЛИЕВ

ИЛЬИН

ИМБРИ

ИНДРА

ИОФФЕ

ИРИНО

ИРМОС

ЙИРАК

ЙИРКО

ЙОДЛЬ

ЙОРИШ

ЙОСИФ

ЙОХУМ

КАВАЛ

КАВОС

КАГАН

КАДЛО

КАМПО

КАНОН

КАПЛЕ

КАУЭР

КАЧЧА

КАШИН

КВАНЦ

КЕЙДЖ

КЕЛЛИ

КЕМПЕ

КЕМПФ

КЕРЕР

КЕРЛЬ

КЕРУА

КИКТА

КИЛЯР

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>