КЕЛДЫШ Георгий (Юрий) Всеволодович [р. 16(29) VIII 1907, Петербург] - советский музыковед и педагог. Доктор искусствоведения (1947). Засл. деят. искусств РСФСР (1966). Чл. КПСС с 1947. В 1930 окончил научно-композиторский ф-т Моск. консерватории по классу М. В. Иванова-Борецкого. В 1926-32 чл. РАПМ. В 1946-50 старший науч. сотрудник Ин-та истории искусств АН СССР. С 1950 заместитель директора по науч. части, в 1955-57 директор н.-и. Ленингр. института театра и музыки. В 1961-74 зав. сектором музыки народов СССР Ин-та истории искусств Мин-ва культуры СССР. В 1957-1960 ред. журн. «Советская музыка». С 1949 чл. Главной редакции «Большой советской энциклопедии», с 1967 гл. ред. «Музыкальной энциклопедии». Секретарь правления CК СССР (с 1974). Чл. Комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР (с 1971). В 1958-65 чл. Высшей аттестационной комиссии Мин-ва высшего и среднего специального образования СССР. В 1930-50 и с 1957 преподаёт в Моск. консерватории (с 1948 профессор, в 1946-49 зав. кафедрой истории рус. Музыки), в 1950-56 - в Ленингр. консерватории. Среди учеников К. - А. И. Кандинский, Ю. С. Корев, Е. А. Добрынина, E. M. Левашов. Осн. направление исследоват. работы К. - история рус. музыки (преим. 17-18 вв. и 2-й пол. 19 в.). Ему принадлежит также ряд работ и критич. статей, посвященных советской и совр. заруб. музыке. К. является редактором книг и сборников: «Воспоминания о Мусоргском А. А. Голенищева-Кутузова» (в кн.: «Музыкальное наследство. Сборник материалов по истории музыкальной культуры в России», вып. I, М., 1935), «Письма М. П. Мусоргского к А. А. Голенищеву-Кутузову» (М., 1939), «В. В. Стасов. Письма к родным» (т. 1, совм. с Д. Е. Аркиным, т. 2-3, совм. с М. О. Янковским, М., 1953-62), «Очерки по истории русской музыки. 1790-1895» (Л., 1956, совм. с М. С. Друскиным), «Э. Ф. Направник. Автобиографические, творческие материалы, документы, письма» (Л., 1959), «Вопросы музыкознания» (сб. ст., т. III, М., 1960), «История музыки народов СССР», (т. 1-5, М., 1966-74), «Памятники русского музыкального искусства» (вып. 1-4, М., 1972-73) и др.
Соч.: Романсовая лирика Мусоргского, М., 1933; М. П. Мусоргский и А. А. Голенищев-Кутузов, в сб.; Письма М. П. Мусоргского к А. А. Голенищеву-Кутузову, М., 1939; Музыкальная жизнь 60-х гг. 19 в. М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, в кн.: История русской музыки, под ред. М. С. Пекелиса, т. 2, М.-Л., 1940; Русская классическая музыка, вып. 2 (Русские классические композиторы 2-й пол. XIX века), М., 1945, доп. и перераб., 1960); История русской музыки, т. 1-3, М., 1947-54; Tchaikovsky the man and his outlook, в кн.: Russian symphony. Thoughts about Tchaikovsky, by Dmitri Shostakovitch and others, N. Y., 1947; Идейно-общественные предпосылки развития русской музыки в конце XVIII в. и начале XIX в., в кн.: Очерки по истории русской музыки 1790-1825, Л., 1956; La musique russe en XIX siecle, «Cahiers d'histoire mondiale». Numero special. Contributions а l'histoire russe, Neuchatel, 1958; Русская советская музыка, M., 1958 (РСФСР, вып. 3. Серия: Музыкальная культура советских республик); Симфоническое творчество А. К. Глазунова, в сб.: Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма, т. I, Л., 1959; Некоторые вопросы истории советской музыки, в сб.: Вопросы музыкознания, т. III, M., 1960; Критика и журналистика. Избранные статьи. Сб. ст., М., 1963; «Воццек» и музыкальный экспрессионизм, «СМ», 1965, No 3; Об изучении древнерусского певческого искусства, в кн.: Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, М., 1971; Данте в русской музыке, в сб.: Данте и славяне, М., 1965; Русская музыка XVIII века, М., 1965, Возникновение и развитие русской оперы в XVIII в., в сб.: Musica Antiqua. Europae Orientalis. Acta scientifica. Congressus. I., Bydgoszcz., 1966, Warsz., 1966, M. В. Иванов-Борецкий, в сб.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, М., 1966; 100 лет Московской консерватории, M., 1966; Неизвестная опера русского композитора (М. С. Березовского), «СМ», 1966, No 12; Советское музыкальное строительство в первые годы после Октября, в кн.: История музыки народов СССР, т. I, M., 1966; Пути развития советской музыкальной культуры в 20-х и начале 30-х гг., там же; На рубеже XX столетия (Доклад на симпозиуме музыковедов социалистических стран, посвященном методологии марксистской исторической науки), «СМ», 1967, No 2; Несколько соображений о Дилецком, «СМ», 1968, No 9; Русская музыка на рубеже двух столетий, в сб.: Русская художественная культура XIX - начала XX веков (1895-1907), кн. I. Зрелищные искусства. Музыка, М., 1968; О исторических корнях канта, в сб.: Musica Antiqua. Acta scientificaCongressus II. Bydogoszcz, 1969; Итоги развития советской музыки в 30-х гг., в кн.: История музыки народов СССР, т. II, М., 1970; Die Symphonie in Russland, в кн.: Die Welt der Symphonie, Hamb., 1972; Древнерусская музыкальная культура, в кн.: Левашева О., Келдыш Ю., Кандинский A., История русской музыки, М., 1972; Опера, в кн.: История музыки народов СССР, т. IV, М., 1973; Проблема стилей в русской музыке XVII и XVIII веков, «СМ», 1973, No 3; К истории оперы «Ямщики на подставе», «СМ», 1973, No 10; Рахманинов и его время, М., 1973. И. М. Ямпольский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
КЕ..

КАРУЗО

КАРЦЕВ

КАСАДО

КАСТРО

КАТЕЛЬ

КАТУАР

КАУНАС

КАЦМАН

КАЧУЧА

КАШКИН

КАШЛИК

КАЯГЫМ

КАЯНУС

КВАПИЛ

КВАРТА

КВИНТА

КВИТКА

КЕГЕЛЬ

КЕКЛЕН

КЕЛЛЕР

КЕЛЛОГ

КЕНЕЛЬ

КЕНТОН

КЕПУРА

КЕРЗИН

КИКОТЬ

КИНЯЕВ

КИРИАК

КИРКОР

КИРХЕР

КИТАРА

КИФАРА

КЛАВИР

КЛАПАН

КЛЕЦКИ

КЛИМОВ

КЛИНДА

КЛИШАН

КНИТЛЬ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>