КЕРУБИНИ (Cherubini) Луиджи Мария Карло Зенобио Сальваторе (14 IX 1760, Флоренция -13 III 1842, Париж) - композитор. По национальности итальянец. Чл. Ин-та Франции (1815). С детства обучался музыке у своего отца Бартоломео К. (аккомпаниатора театра «Пергола», Флоренция), затем у Б. и А. Фе-личи, Дж. Каструччи, П. Биццари. Завершил муз. образование в Болонье, где под рук. Дж. Сарти в совершенстве овладел искусством полифонии. В юности писал в основном церк. музыку (в т. ч. Месса, 1773). В 1779 в Александрии была поставлена первая опера-сериа К. - «Квинт Фабий». В 1782-88 пишет оперы-сериа и буффа для театров Ливорно, Флоренции, Рима, Венеции, Мантуи, Турина. В 1784-86 работал в Лондоне, получил звание придв. композитора. С 1788 жил в Париже, где в том же году поставил оперу «Демофонт». Франция стала для К. второй родиной. В годы Великой франц. революции композитор выступил как художник-новатор. Он написал музыку, предназначавшуюся для массовых празднеств, траурных церемоний, в т. ч. «Гимн Пантеону» (ко дню перенесения в Пантеон останков Марата), «Гимн братству», «Песни Десятого августа», а также марши для оркестра Нац. гвардии. К. вёл интенсивную муз.-пед. и просветит. работу. Он преподавал в школе Нац. гвардии, с 1795 (со дня основания) был одним из инспекторов и преподавателей Парижской консерватории (с 1816 профессор), в 1822-41 - её директором. Под его рук. консерватория стала одним из лучших муз. уч. заведений Европы. К. принадлежит ряд муз. трактатов, уч. пособий, в т. ч. «Курс контрапункта и фуги» (1835). После установления диктатуры Наполеона Бонапарта (ноябрь 1799) и в последующие годы в жизни К. наступил трудный период. Из произв. последних лет (более 100) лишь немногие (преим. духовных жанров) отмечены самобытностью и достигают уровня сочинений революционных лет. К. - один из крупнейших оперных композиторов периода Великой франц. революции. Он синтезировал в своём творчестве лучшие нац. традиции итал. оперы (оперы-сериа и буффа) и принципы глюковской драматургии. Уже в «Демофонте» К. стремился к передаче контрастной динамики драм. действия, уравновешивая вок. и орк. партии как одинаково важные средства муз.-сценич. выразительности. Его творчество как бы завершило эпоху классич. оперного искусства 18 в. и в то же время проложило путь романтич. опере 19 в. К. явился одним из создателей нового муз.-сценич. жанра - «оперы спасения»: «Лодоиска» (1791), «Элиза» (1794), «Два дня» (1800, в России получила известность под назв. «Водовоз»). Одним из ярких произведений К. является трагич. опера «Медея» (1797), во многом предвосхищающая романтич. оперу 19 в. Для оперного стиля К. характерны мужественная простота и клас-сич. ясность, «говорящие» инстр. речитативы, мелодии, свобода и выразительность, использование нар. песенных мотивов. Лучшие черты творчества К. проявились в увертюрах и интродукциях-антрактах опер, которые сыграли большую роль в эволюции инстр. музыки 18 в. Среди произв. др. жанров выделяется церковная музыка, отличающаяся безупречным полифоническим мастерством. Музыку К. высоко ценили Л. Бетховен и М. И. Глинка.
Соч.: оперы - Квинт Фабий (1779, Александрия), Покинутая Армида (Armida abbandonata, 1782, театр «Пергола», Флоренция), Адриан в Сирии (1782, Ливорно), Мессенцио, царь Этрурии (1782, театр «Пергола», Флоренция), Квинт Фабий Максим (1783, театр «Арджентина», Рим), Жених трёх и муж ни одной (Lo sposo di tre, marito di nessuna, 1783, театр «Сан-Самуэле», Венеция), Идалидо (1784, театр «Пергола», Флоренция), Александр в Индии (1784, Мантуя), Деметрио (1784, Лондон), Притворная принцесса (La finta principessa, 1785, там же). Маркиз Тюльпан (1788, там же), Джулио Сабино (1786, там же), Ифигения в Авлиде (1788, театр «Реджо», Турин), Демофонт (1788, театр «Корол. академия музыки и танца», Париж), Маргарита Анжуйская (1790, театр Тюильри), Лодоиска (1791, театр «Фейдо», Париж), Королевский конгресс (Le Congres des rois, совм. с А. Бертоном, 1794, театр «Фавар», Париж), Элиза (Elisa ou Le Voyage au Mont-Bernard, 1794, театр «Фейдо», Париж), Кукурджи (соч. в 1794-95, позднее музыка использована в опере Али-Баба), Медея (1797, театр «Фейдо», Париж), Португальский отель (L'Hotellerie portugaise, 1798, там же), Наказание (La Punition, 1799, там же), Эмма, или Пленница (Emma, ou La Prisonniere, совм. с А. Буальдьё, 1799, театр «Монтансье», Париж), Два дня (1800, театр «Фейдо», Париж; в России - под назв. «Водовоз»), Анакреон, или Мимолётная любовь (Anacreon ou L'Amour fugitif, 1803, театр «Корол. академия музыки и танца», Париж), Фаниска (1806, Придв. опера, Вена), Пигмалион (1809, театр Тюильри), Крещендо (1810, театр «Опера комик», Париж), Абенсераги (Les Abenceragues ou L'Etendard de Grenade, 1813, театр «Корол. академия музыки и танца», Париж), Али-Баба, или Сорок разбойников (1833, там же) и др.; кантаты, в т. ч. Амфион (1786), Цирцея (Circe, 1789), Клитемнестра (1794), кантата для Национальной гвардии (1814), Женитьба Соломона (Le Mariage de Solomon, 1816) и др.; церк. музыка - 11 месс, 2 реквиема, Credo (для 8 голосов и орк.), 4 литании, Магнификат, Miserere е Те Deum (с орк.), 2 Жалобы Иеремии (2 Lamentazioni di Geremia, с орк.), Ave Maria (с орк.), мотеты, антифоны и др.; для орк. - увертюра и симфония (1815), Похоронный марш (Marcia funebre, 1820); камерные инстр. ансамбли - 6 квартетов (1814, 1829, 1834, 1835, 1835, 1837), квинтет (1837); для фп. - Фантазия (1810), 6 сонат; для голоса -8 гимнов и революционных песен, 77 романсов, ноктюрны, канцоны, песни, оды, каноны (2-, 3-, 4-гол.) и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
КЕ..

КАРАУЛОВ

КАРВАЛЬО

КАРВАЛЬЮ

КАРДАНОВ

КАРКАССИ

КАРКЛИНЬ

КАРКОШКА

КАРЛОВИЧ

КАРМАЛЮК

КАРНИСЕР

КАРРЕНЬО

КАРРИЛЬО

КАССАЦИЯ

КАСЬЯНОВ

КАТАЛАНИ

КАУДЕЛЛА

КАШПЕРОВ

КВАРТОЛЬ

КВИНТОЛЬ

КЕРЦЕЛЛИ

КИКНАДЗЕ

КИНКЕЛДИ

КИТАЕНКО

КИТАРРОН

КЛАВЕСИН

КЛАЙБЕРН

КЛЕБАНОВ

КЛЕМЕНТИ

КЛЕНГЕЛЬ

КЛЕРАМБО

КЛОДНИНА

КЛЮИТЕНС

КЛЮЧАРЁВ

КНАЙФЕЛЬ

КНЕЙЗЕЛЬ

КОВАЛЁВА

КОГАДЕЕВ

КОЖУХАРЬ

КОЗИЦКИЙ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>