КОГАН Григорий Михайлович [р. 24 VI (7 VII) 1901, Могилёв] - сов. пианист, педагог и музыковед. Доктор искусствоведения (1940). Учился в Киевской консерватории по классу фп. у А. Н. Штосе-Петровой и B. В. Пухальского (1914-20), занимался по композиции у Р. М. Глиэра. Начал конц., педагогич. и науч. деятельность в 1920. Преподавал (фп., история и теория пианизма и др.) в консерваториях - Киевской (1920-1926, с 1922 профессор, в 1922-24 проректор), Московской (1926-43, с 1932 профессор, в 1936-43 зав. кафедрой истории и теории пианизма), Казанской (1951-56). В 1927-32 действит. чл. ГАХН. Впервые в мире разработал курс истории и теории пианизма, который читал во мн. консерваториях Сов. Союза. Ученики: по истории и теории пианизма - А. А. Николаев, А. Д. Алексеев, П. Л. Печерский; по фп. - В. А. Цуккерман, И. Б. Гусельников, С. А. Губайдуллина и др. В своих трудах разрабатывает проблемы психологии исполнительства и работы пианиста, связи техники и стиля, фп. фактуры и транскрипции. К. - автор исследований о клавесинистах, выдающихся пианистах, а также муз.-критич. статей (некоторые подписывал псевдонимами - Гримих и Бекар). Выступает во мн. городах Сов. Союза и за рубежом (Болгария) как пианист с обширным репертуаром, в частности из произв. клавесинистов; пропагандирует произв. малоизвестных композиторов, а также сов. фп. музыку. К. - автор ряда конц. обработок, составитель и ред. книг по вопросам пианизма, фп. произв. И. С. Баха и Ф. Бузони. Нек-рые работы К. переведены на рум. и болг. яз.
Соч.: Школа фортепианной транскрипции, М., 1937, 1970; Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции, М., 1948; У врат мастерства, М., 1958, 1961; О фортепианной фактуре, М., 1961; Работа пианиста, М., 1963, 1969; Ферруччо Бузони, М., 1964, 1971; Вопросы пианизма. Избр. статьи, М., 1968; Избранные статьи. Вып. 2, М., 1972.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

КОГАН Леонид Борисович (р. 14 XI 1924, Екатеринослав, ныне Днепропетровск) - сов. скрипач и педагог. Нар. арт. СССР (1966). Чл. КПСС с 1954. Игре на скрипке обучался с детских лет у Ф. Г. Ямпольского. С 1933 учился в Особой детской группе, с 1936 - в Центральной муз. школе-десятилетке при Моск. консерватории в классе А. И. Ямпольского. Под его руководством в 1948 окончил Моск. консерваторию, в 1953 - аспирантуру. 1-я пр. на Междунар. конкурсе скрипачей имени бельг. королевы Елизаветы (Брюссель, 1951). С 1944 солист Московской филармонии. С 1952 преподаёт в Московской консерватории (с 1963 профессор, с 1969 заведующий кафедрой). К. - выдающийся представитель сов. скрипичной школы, один из крупнейших совр. артистов. Художник романтич. склада, К. отличается разносторонностью исполнительского дарования. Ему в равной мере удаются как монументальные полотна, требующие глубины интерпретаторской концепции и широты муз. мышления, так и миниатюры, основанные на филигранной отделке деталей. Эмоционально-приподнятая манера игры, благородство и изящество стиля, певучий, богатый красками звук, виртуозное владение инструментом - характерные черты его исполнит. искусства. Конц. репертуар К. включает скрипичную музыку от И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса, Н. Паганини до А. Берга, С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. Гастролирует (с 1951) во мн. странах мира (Австралия, Австрия, Англия, Бельгия, ГДР, Италия, Канада, Новая Зеландия, Польша, Румыния, США, ФРГ, Франция, страны Лат. Америки). Ленинская пр. (1965). Сын К. - Павел Леонидович (р. 6 VI 1952, Москва) - сов. скрипач. Ученик Ю. И. Янкелевича. 1-я пр. на Междунар. конкурсе скрипачей им. Я. Сибелиуса в Хельсинки (1970). Гастролирует за рубежом (Франция, Италия, ФРГ, ГДР, Чехословакия, Финляндия, Япония и др.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
КО..

КЕМПЕ

КЕМПФ

КЕРЕР

КЕРЛЬ

КЕРУА

КИКТА

КИЛЯР

КИНДИ

КИОСА

КИТЛЬ

КЛАКА

КЛАМИ

КЛЕБЕ

КЛИМА

КЛОВА

КОБЗА

КОБУЗ

КОБЫЗ

КОВАЧ

КОДАЙ

КОЖИН

КОЗАК

КОКЛЕ

КОКТО

КОЛИШ

КОЛЛО

КОЛОК

КОЛЬК

КОММА

КОМУЗ

КОНЕН

КОНОЭ

КОНЬЯ

КОНЮС

КОРАД

КОРЕВ

КОРТО

КОСМА

КОСМЕ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>