КОГАН Григорий Михайлович [р. 24 VI (7 VII) 1901, Могилёв] - сов. пианист, педагог и музыковед. Доктор искусствоведения (1940). Учился в Киевской консерватории по классу фп. у А. Н. Штосе-Петровой и B. В. Пухальского (1914-20), занимался по композиции у Р. М. Глиэра. Начал конц., педагогич. и науч. деятельность в 1920. Преподавал (фп., история и теория пианизма и др.) в консерваториях - Киевской (1920-1926, с 1922 профессор, в 1922-24 проректор), Московской (1926-43, с 1932 профессор, в 1936-43 зав. кафедрой истории и теории пианизма), Казанской (1951-56). В 1927-32 действит. чл. ГАХН. Впервые в мире разработал курс истории и теории пианизма, который читал во мн. консерваториях Сов. Союза. Ученики: по истории и теории пианизма - А. А. Николаев, А. Д. Алексеев, П. Л. Печерский; по фп. - В. А. Цуккерман, И. Б. Гусельников, С. А. Губайдуллина и др. В своих трудах разрабатывает проблемы психологии исполнительства и работы пианиста, связи техники и стиля, фп. фактуры и транскрипции. К. - автор исследований о клавесинистах, выдающихся пианистах, а также муз.-критич. статей (некоторые подписывал псевдонимами - Гримих и Бекар). Выступает во мн. городах Сов. Союза и за рубежом (Болгария) как пианист с обширным репертуаром, в частности из произв. клавесинистов; пропагандирует произв. малоизвестных композиторов, а также сов. фп. музыку. К. - автор ряда конц. обработок, составитель и ред. книг по вопросам пианизма, фп. произв. И. С. Баха и Ф. Бузони. Нек-рые работы К. переведены на рум. и болг. яз.
Соч.: Школа фортепианной транскрипции, М., 1937, 1970; Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции, М., 1948; У врат мастерства, М., 1958, 1961; О фортепианной фактуре, М., 1961; Работа пианиста, М., 1963, 1969; Ферруччо Бузони, М., 1964, 1971; Вопросы пианизма. Избр. статьи, М., 1968; Избранные статьи. Вып. 2, М., 1972.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

КОГАН Леонид Борисович (р. 14 XI 1924, Екатеринослав, ныне Днепропетровск) - сов. скрипач и педагог. Нар. арт. СССР (1966). Чл. КПСС с 1954. Игре на скрипке обучался с детских лет у Ф. Г. Ямпольского. С 1933 учился в Особой детской группе, с 1936 - в Центральной муз. школе-десятилетке при Моск. консерватории в классе А. И. Ямпольского. Под его руководством в 1948 окончил Моск. консерваторию, в 1953 - аспирантуру. 1-я пр. на Междунар. конкурсе скрипачей имени бельг. королевы Елизаветы (Брюссель, 1951). С 1944 солист Московской филармонии. С 1952 преподаёт в Московской консерватории (с 1963 профессор, с 1969 заведующий кафедрой). К. - выдающийся представитель сов. скрипичной школы, один из крупнейших совр. артистов. Художник романтич. склада, К. отличается разносторонностью исполнительского дарования. Ему в равной мере удаются как монументальные полотна, требующие глубины интерпретаторской концепции и широты муз. мышления, так и миниатюры, основанные на филигранной отделке деталей. Эмоционально-приподнятая манера игры, благородство и изящество стиля, певучий, богатый красками звук, виртуозное владение инструментом - характерные черты его исполнит. искусства. Конц. репертуар К. включает скрипичную музыку от И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса, Н. Паганини до А. Берга, С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. Гастролирует (с 1951) во мн. странах мира (Австралия, Австрия, Англия, Бельгия, ГДР, Италия, Канада, Новая Зеландия, Польша, Румыния, США, ФРГ, Франция, страны Лат. Америки). Ленинская пр. (1965). Сын К. - Павел Леонидович (р. 6 VI 1952, Москва) - сов. скрипач. Ученик Ю. И. Янкелевича. 1-я пр. на Междунар. конкурсе скрипачей им. Я. Сибелиуса в Хельсинки (1970). Гастролирует за рубежом (Франция, Италия, ФРГ, ГДР, Чехословакия, Финляндия, Япония и др.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия