КОЛОКОЛ - ударный, сигнальный инструмент. Имеет форму полой срезанной снизу груши, внутри которой подвешен язык (ударник). Изготовляется из бронзы. Самые большие в мире К. были отлиты в России (35, 50 т и более; Царь-колокол в Моск. Кремле весит более 200 т). К. имеет звук определённой высоты, к-рую зафиксировать трудно из-за сложного ряда обертонов (соответствующего квадратам натурального ряда чисел: 1, 4, 9, 16, 25 и т. д.). Звук извлекается двумя способами: раскачиванием самого К., края которого попеременно ударяются о язык (при этом невозможно применение К. больших размеров), и раскачиванием языка, ударяющегося о края К. Последний способ, являющийся отличительной особенностью рус. колокольного звона, обеспечивает равномерность ударов, даёт возможность использовать большие К. К. был известен с древних времён как сигнальный инструмент. В 4-6 вв. в Европе началось производство больших К. Их применяли в праздничных шествиях, для созыва населения (вечевой К.), сбора войска и объявления тревоги (см. Набат), подачи сигналов потерпевшим бедствие и т.п. С сер. 9 в. колокольный звон становится частью церк. обрядов. Для К. сооружали спец. звонницы и колокольни. Во время церк. колокольного звона использовались различно настроенные К., на которых исполнялись определённые (для каждого случая) мелодич. и ритмич. последовательности. Звон в один или неск. К. поочерёдно (перебор) в православной церкви называется благовестом, в неск. К. одновременно - трезвоном. Колокольный звон был записан (положен на ноты) А. А. Израилевым (70-е гг. 19 в.). Он изобрёл акустич. прибор для определения числа колебаний звучащего К., благодаря чему стало возможным настраивать К. в определённый тон (см. также Куранты). Ростовские звоны записаны на пластинку фирмой «Мелодия» (1963).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия