КОНЮС Георгий Эдуардович [1(13) X 1862, Москва - 28 VIII 1933, там же] - сов. музыкальный теоретик, композитор, педагог. Засл. деятель искусств РСФСР (1927). Сын Э. К. Конюса. В 1881-89 учился в Моск. консерватории у П. А. Пабста (фп.), но вследствие заболевания рук оставил пианистич. специальность; в 1889 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у А. С. Аренского (теорией занимался у С. И. Танеева). С 1891 преподавал там же гармонию и инструментовку; в 1899 был уволен из Моск. консерватории из-за конфликта с директором консерватории В. И. Сафоновым. С 1902 профессор Муз.-драм. уч-ща при Моск. филармонич. обществе (в 1904-05 директор). В 1905 уволен из уч-ща по политич. причинам (выступал за автономию консерватории). В 1912-19 профессор композиции Саратовской консерватории (в 1917-19 ректор). В 1920-33 профессор кафедры анализа форм (в 1922-29 декан композиторского ф-та) Моск. консерватории. Среди учеников К. - Н. К. Метнер, А. Н. Скрябин, С. Н. Василенко, Ю. С. Сахновский, К. С. Сараджев, В. В. Пасхалов, Р. М. Глиэр, А. Б. Гольденвейзер, А. Ф. Гедике, Б. Э. Хайкин, В. Э. Ферман, Д. Р. Рогаль-Левицкий, B. В. Хвостенко. В 1900-1910-е гг. участвовал в работе Муз.-этнографич. комиссии при Моск. университете, муз.-научного кружка (с 1908 - «Музыкально-теоретическая библиотека»). В 1921-31 возглавлял лабораторию метротектонич. анализа при ГИМНе. В 1886-1912 выступал как муз. критик в газ. «Московские ведомости», а также «Русское слово», «Новости дня» и др. Автор муз. произв., в т.ч. балета «Даита» (1896), для хора и оркестра - «Гимна труду» (1912), гимна «1917 год», симф. и камерных соч., романсов. Его сюита для оркестра с хором «Из детской жизни» (1893) и симф. картина «Лес шумит» (1890) вызвали горячее одобрение П. И. Чайковского. К. является создателем теории метротектонизма, принадлежащей к наиболее оригинальным муз.-научным концепциям (наряду с теориями Б. Л. Яворского, C. И. Танеева и Г. Л. Катуара), выдвинутым рус. муз. теорией нач. 20 в. К. исследовал в основном лишь одну сторону муз. целого - временные отношения, считая найденный им «закон равновесия временных величин» абсолютным, в равной мере касающимся как нар. песни, так и произв. совр. композиторов. К. принял в качестве основы своей теории не «покровные», а «скелетные» цельности (термины К., разница между тем и другим подобна различию мотива и такта). Л. Бетховен. 5-я симфония, 3-я часть. К. показал значение временных пропорций (в тактовых соотношениях) для муз. формы как целого. Согласно его теории, временные единицы 2-й половины формы (или в некоторых случаях - крупной её части) отражают соответствующие им единицы 1-й половины. Математич. точность пропорций выражает отточенность формы, необходимую для всякого художеств. произв. независимо от его содержания. К. осветил один из аспектов проявления в музыке основных общих эстетич. законов - меры, симметрии (в широком смысле слова, а не только как зеркальности), гармонич. («кристаллического» - термин К.) порядка и обосновал один из т.н. точных методов в музыковедении, помогающий вскрыть структурные закономерности в музыке (см. схему). Однако теория К. страдала абсолютизацией временных отношений, недостаточностью историко-генетич. и эстетич. обоснований, сложностью, многозначностью принципов членения формы, чрезмерной прямолинейностью в конкретизации концепционных положений, натяжками. Это вызвало критику теории метротеклонизма со стороны рус. и заруб. музыковедов. К. критиковал (отчасти необоснованно) концепции метра и формы 19 в. (Р. Вестфаля, X. Римана, Э. Pраута). К. перевёл (с рукописи) «Руководство к практическому изучению инструментовки» Э. Гиро (М., 1892). Ряд работ К. (рукоп.) хранится в Гос. центр. музее муз. культуры им. М. И. Глинки (в т.ч. гл. его труд - «Эмбриология и морфология музыкального организма»). Схема увертюры к опере «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта.
Соч.: Сборник задач… для практического изучения элементарной теории музыки, М., 1892; Пособие к практическому изучению гармонии…, М., 1894; Задачник по инструментовке, ч. 1-3, М., 1906-1909; Метротектоническое исследование проблемы музыкальной формы…, «Музыкальная культура», 1924, No 1, в сб.: Г. Э. Конюс, М., 1965; О метротектоническом разрешении проблемы музыкальной формы, «Музыкальная культура», 1924, No 3; Adagio sostenuto сонаты Бетховена op. 27, No 2 метротектоническом освещении, «Музыкальное образование», 1927, No 1-2, в сб.: Г. Э. Конюс, М., 1965; Шуберт и музыкальные формы, в сб.: Венок Шуберту. 1828-1928, М., 1928; Курс контрапункта строгого письма в ладах, М., 1930; Синтаксис музыкальной речи, «Пролетарский музыкант», 1930, No 4, 1932, No 4; Критика традиционной теории в области музыкальной формы, М., 1932; Метротектоническое исследование музыкальной формы, М., 1933; Научное обоснование музыкального синтаксиса, М., 1935; Анализ Adagio Патетической сонаты Бетховена, в сб.: Г. Э. Конюс, М., 1965, в сб.: Из истории советской бетховенианы, М., 1972.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

КОНЮС Лев Эдуардович (1871 - 1944) - пианист, композитор и педагог. Сын Э. К. Конюса. Окончил Моск. консерваторию в 1891 по классу фп. П. А. Пабста, в 1892 по классу композиции А. С. Аренского. Основал в Москве муз. школу. В 1912-20 преподавал в Моск. консерватории игру на фп. (с 1918 профессор). С 1920 жил в Париже, где вместе с Н. Н. Черепниным, В. И. Полем и др. основал Русскую консерваторию (1920-35). С 1935 преподавал в муз. колледже в Цинциннати (США).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

КОНЮС Эдуард Константинович [1827, Саратов - 18 IX (1 X) 1902, Москва] - рус. пианист и педагог. По национальности француз. Был пианистом-виртуозом, с успехом выступал в молодые годы в Москве и др. городах. Преподавал игру на фп.; с 1867 - в моск. Екатерининском жен. институте. Автор сб. фп. этюдов «Проблемы ритма в 60 прелюдах» («Problemes de Rhytmes en 60 Preludes», 1-2, W., 1881).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

КОНЮС Юлий Эдуардович [18(30) I 1869, Москва - 3 XII 1942, Меленки, ныне Владимирской обл.] - рус. скрипач, педагог и композитор. Сын Э. К. Конюса. В 1888 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки И. В. Гржимали. В 1889 совершенствовался у Л. Ж. Массара в Париже, там же играл в оркестре театра «Гранд-Опера» и симф. оркестре Э. Колонна, выступал в качестве солиста. С 1891 работал концертмейстером симф. оркестра в Нью-Йорке. В 1893-1901 преподавал игру на скрипке в Моск. консерватории. Был близким другом С. В. Рахманинова. В 1919 уехал за границу, жил в Париже. В 1939 возвратился в СССР, преподавал в Центральном заочном муз.-педагогич. институте в Москве. К. - автор концерта для скр. с оркестром (1896), пьес для скр. и фп., транскрипций произв. П. И.Чайковского, Ф. Шопена и др. И. M. Ямпольский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
КО..

КОБЗА

КОБУЗ

КОБЫЗ

КОВАЧ

КОГАН

КОДАЙ

КОЖИН

КОЗАК

КОКЛЕ

КОКТО

КОЛИШ

КОЛЛО

КОЛОК

КОЛЬК

КОММА

КОМУЗ

КОНЕН

КОНОЭ

КОНЬЯ

КОРАД

КОРЕВ

КОРТО

КОСМА

КОСМЕ

КОТЕК

КОУТС

КОХАН

КОШИЦ

КРАУС

КРАФТ

КРЕБС

КРЕЙН

КРЕНЦ

КРИПС

КРОНА

КРОСС

КРОТА

КРОЧЕ

КРУММ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>