КОНЮС Георгий Эдуардович [1(13) X 1862, Москва - 28 VIII 1933, там же] - сов. музыкальный теоретик, композитор, педагог. Засл. деятель искусств РСФСР (1927). Сын Э. К. Конюса. В 1881-89 учился в Моск. консерватории у П. А. Пабста (фп.), но вследствие заболевания рук оставил пианистич. специальность; в 1889 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у А. С. Аренского (теорией занимался у С. И. Танеева). С 1891 преподавал там же гармонию и инструментовку; в 1899 был уволен из Моск. консерватории из-за конфликта с директором консерватории В. И. Сафоновым. С 1902 профессор Муз.-драм. уч-ща при Моск. филармонич. обществе (в 1904-05 директор). В 1905 уволен из уч-ща по политич. причинам (выступал за автономию консерватории). В 1912-19 профессор композиции Саратовской консерватории (в 1917-19 ректор). В 1920-33 профессор кафедры анализа форм (в 1922-29 декан композиторского ф-та) Моск. консерватории. Среди учеников К. - Н. К. Метнер, А. Н. Скрябин, С. Н. Василенко, Ю. С. Сахновский, К. С. Сараджев, В. В. Пасхалов, Р. М. Глиэр, А. Б. Гольденвейзер, А. Ф. Гедике, Б. Э. Хайкин, В. Э. Ферман, Д. Р. Рогаль-Левицкий, B. В. Хвостенко. В 1900-1910-е гг. участвовал в работе Муз.-этнографич. комиссии при Моск. университете, муз.-научного кружка (с 1908 - «Музыкально-теоретическая библиотека»). В 1921-31 возглавлял лабораторию метротектонич. анализа при ГИМНе. В 1886-1912 выступал как муз. критик в газ. «Московские ведомости», а также «Русское слово», «Новости дня» и др. Автор муз. произв., в т.ч. балета «Даита» (1896), для хора и оркестра - «Гимна труду» (1912), гимна «1917 год», симф. и камерных соч., романсов. Его сюита для оркестра с хором «Из детской жизни» (1893) и симф. картина «Лес шумит» (1890) вызвали горячее одобрение П. И. Чайковского. К. является создателем теории метротектонизма, принадлежащей к наиболее оригинальным муз.-научным концепциям (наряду с теориями Б. Л. Яворского, C. И. Танеева и Г. Л. Катуара), выдвинутым рус. муз. теорией нач. 20 в. К. исследовал в основном лишь одну сторону муз. целого - временные отношения, считая найденный им «закон равновесия временных величин» абсолютным, в равной мере касающимся как нар. песни, так и произв. совр. композиторов. К. принял в качестве основы своей теории не «покровные», а «скелетные» цельности (термины К., разница между тем и другим подобна различию мотива и такта). Л. Бетховен. 5-я симфония, 3-я часть. К. показал значение временных пропорций (в тактовых соотношениях) для муз. формы как целого. Согласно его теории, временные единицы 2-й половины формы (или в некоторых случаях - крупной её части) отражают соответствующие им единицы 1-й половины. Математич. точность пропорций выражает отточенность формы, необходимую для всякого художеств. произв. независимо от его содержания. К. осветил один из аспектов проявления в музыке основных общих эстетич. законов - меры, симметрии (в широком смысле слова, а не только как зеркальности), гармонич. («кристаллического» - термин К.) порядка и обосновал один из т.н. точных методов в музыковедении, помогающий вскрыть структурные закономерности в музыке (см. схему). Однако теория К. страдала абсолютизацией временных отношений, недостаточностью историко-генетич. и эстетич. обоснований, сложностью, многозначностью принципов членения формы, чрезмерной прямолинейностью в конкретизации концепционных положений, натяжками. Это вызвало критику теории метротеклонизма со стороны рус. и заруб. музыковедов. К. критиковал (отчасти необоснованно) концепции метра и формы 19 в. (Р. Вестфаля, X. Римана, Э. Pраута). К. перевёл (с рукописи) «Руководство к практическому изучению инструментовки» Э. Гиро (М., 1892). Ряд работ К. (рукоп.) хранится в Гос. центр. музее муз. культуры им. М. И. Глинки (в т.ч. гл. его труд - «Эмбриология и морфология музыкального организма»). Схема увертюры к опере «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта.
Соч.: Сборник задач… для практического изучения элементарной теории музыки, М., 1892; Пособие к практическому изучению гармонии…, М., 1894; Задачник по инструментовке, ч. 1-3, М., 1906-1909; Метротектоническое исследование проблемы музыкальной формы…, «Музыкальная культура», 1924, No 1, в сб.: Г. Э. Конюс, М., 1965; О метротектоническом разрешении проблемы музыкальной формы, «Музыкальная культура», 1924, No 3; Adagio sostenuto сонаты Бетховена op. 27, No 2 метротектоническом освещении, «Музыкальное образование», 1927, No 1-2, в сб.: Г. Э. Конюс, М., 1965; Шуберт и музыкальные формы, в сб.: Венок Шуберту. 1828-1928, М., 1928; Курс контрапункта строгого письма в ладах, М., 1930; Синтаксис музыкальной речи, «Пролетарский музыкант», 1930, No 4, 1932, No 4; Критика традиционной теории в области музыкальной формы, М., 1932; Метротектоническое исследование музыкальной формы, М., 1933; Научное обоснование музыкального синтаксиса, М., 1935; Анализ Adagio Патетической сонаты Бетховена, в сб.: Г. Э. Конюс, М., 1965, в сб.: Из истории советской бетховенианы, М., 1972.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

КОНЮС Лев Эдуардович (1871 - 1944) - пианист, композитор и педагог. Сын Э. К. Конюса. Окончил Моск. консерваторию в 1891 по классу фп. П. А. Пабста, в 1892 по классу композиции А. С. Аренского. Основал в Москве муз. школу. В 1912-20 преподавал в Моск. консерватории игру на фп. (с 1918 профессор). С 1920 жил в Париже, где вместе с Н. Н. Черепниным, В. И. Полем и др. основал Русскую консерваторию (1920-35). С 1935 преподавал в муз. колледже в Цинциннати (США).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

КОНЮС Эдуард Константинович [1827, Саратов - 18 IX (1 X) 1902, Москва] - рус. пианист и педагог. По национальности француз. Был пианистом-виртуозом, с успехом выступал в молодые годы в Москве и др. городах. Преподавал игру на фп.; с 1867 - в моск. Екатерининском жен. институте. Автор сб. фп. этюдов «Проблемы ритма в 60 прелюдах» («Problemes de Rhytmes en 60 Preludes», 1-2, W., 1881).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

КОНЮС Юлий Эдуардович [18(30) I 1869, Москва - 3 XII 1942, Меленки, ныне Владимирской обл.] - рус. скрипач, педагог и композитор. Сын Э. К. Конюса. В 1888 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки И. В. Гржимали. В 1889 совершенствовался у Л. Ж. Массара в Париже, там же играл в оркестре театра «Гранд-Опера» и симф. оркестре Э. Колонна, выступал в качестве солиста. С 1891 работал концертмейстером симф. оркестра в Нью-Йорке. В 1893-1901 преподавал игру на скрипке в Моск. консерватории. Был близким другом С. В. Рахманинова. В 1919 уехал за границу, жил в Париже. В 1939 возвратился в СССР, преподавал в Центральном заочном муз.-педагогич. институте в Москве. К. - автор концерта для скр. с оркестром (1896), пьес для скр. и фп., транскрипций произв. П. И.Чайковского, Ф. Шопена и др. И. M. Ямпольский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия