КОПЕНГАГЕН (Кшbenhavn) - столица Дании. 1318 тыс. жит. (с пригородами, 1972). Один из старейших культурных центров Сев. Европы. С 15 в. при корол. дворе служили проф. трубачи. Позже был создан придв. ансамбль (в составе органиста, трубача и скрипача), из которого возник оркестр Корол. капеллы; при ней сформировался хор (к нач. 17 в. - ок. 30 певцов). Капеллой руководили первые дат. музыканты - М. Борхгревинк, М. Педерсен, X. Нильсен, Я. Эрн, X. Брахрогге; с нею выступали также приезжавшие в К. иностр. композиторы - англичанин Дж. Дауленд и немец Г. Шюц. Во 2-й пол. 16 в. в К. выходят первые сб. духовных песнопений и музыки для дух. инструментов. С нач. 17 в. регулярно давались придв. театр. представления с музыкой и балетом (по франц. образцу), которые положили начало богатой хореографич. традиции Дании и подготовили почву для развития оперного театра. Первые оперные спектакли пост. в 1655; в 1689 построен театр для оперных представлений (сгорел после второго спектакля). Значит. расцвет муз. жизни наступает в 18 в. В 1713 было построено спец. здание, в котором выступали приезжие оперные труппы. Спектакли ставились также во дворцах знати. В 1722-28 в К. работал нац. театр «Датская сцена»; в открывшемся вновь в 1748 оперном театре (с 1770- Королевский театр) гастролировала гамбургская труппа, затем (до 1756) - итал. оперная труппа П. Минготти. Её капельмейстерами и композиторами были крупные иностр. музыканты, в т.ч. К. В. Глюк (1749), П. Скалабрини, Дж. Сарти (последний сыграл важную роль в укреплении труппы и её связей с придв. капеллой, оркестр которой стал участвовать в оперных спектаклях). С 1770 основу репертуара составляли итал. оперы, а также (в последние десятилетия 18 в.) зингшпили работавших в К. нем. и дат. композиторов - И. Э. Хартмана, И. А. П. Шульца, Ф. Л. Э. Кунцена. В кон. 18 в. центром муз. жизни К. становится Корол. театр (назв. получил в 1770); с 1775 здесь ставятся балеты, с 1786 - оперы, преим. французский композиторов, нем. и австр. зингшпили. В 18 в. создаются муз. объединения, в т.ч. Датское муз. общество (рук. Хольберг), Муз. общество (осн. в 1744, рук. Й. А. Шейбе), конц. организация под рук. Р. Иверсена и др. В кон. 18- нач. 19 вв. получили распространение муз. клубы, в т.ч. «Конгенс клуб» (рук. К. Шалль, дирижёр оркестра Корол. театра). В нач. 19 в. высокого уровня достигли Корол. театр и капелла. В 1841 были объединены придв. театр и оркестр. Балетная труппа приобрела известность за пределами Дании благодаря деятельности выдающегося балетмейстера А. Бурнонвиля, осуществившего в К. в 1830-60-е гг. пост. ряда нац. балетов Й. Ф. Фрёлиха, Н. Гаде, Й. П. Э. Хартмана и др. Репертуар оперной труппы с 1870-х гг. стал пополняться произв. дат. композиторов. Муз. представления давались также в Казино и в Нар. театре (открыты в 1848 и 1857). В нач. 19 в. старые муз. общества прекращают своё существование, возникает ряд новых, опирающихся на более широкие демократич. круги. В первые десятилетия 19 в. конц. жизнь ограничивалась гл. обр. эпизодическим исполнением кантат и ораторий силами Корол. капеллы и артистов театра (в помещении Корол. театра и в Придв. церкви). В это время выдвигаются комп. и дирижёр К. Э. Ф. Вайсе, работавший органистом в соборе и руководивший исполнением кантат и симф. произв., а также живший в К. (1810-32) немецкий композитор (позднее - придв. камер-музыкант, профессор) Ф. Кулау, зингшпили которого часто шли в Корол. театре (наряду с операми композиторов 18 в.). В К. гастролировали крупные европ. музыканты; в 1820 здесь состоялось первое публичное исполнение увертюры К. М. Вебера к его опере «Вольный стрелок» в присутствии автора. К сер. 1830-х гг. конц. жизнь становится более интенсивной, изменяются её формы. В 1836 было основано Муз. объединение («Музикфоренинген»), которое вначале пропагандировало совр. дат. музыку, приглашая оркестр Корол. капеллы, а вскоре превратилось в ведущую конц. организацию, сформировало собств. симф. оркестр (существовало до 1931). С 1843 функционировал созданный комп. X. К. Люмбью проф. оркестр лёгкой музыки в летнем театре парка Тиволи. В 1851-1934 работало общество «Сесилия», осн. по инициативе X. Рунга, культивировавшее хор. музыку 16-18 вв. С 1839 функционировало Студенч. певч. объединение, с 1843 - хор. общество ремесленников «Хондвэркерфоренинген», с 1845 - Скандинавский хоровой союз, исполнявший музыку народов Скандинавских стран, с 1868 - Об-во камерной музыки, осн. чеш. виолончелистом и композитором Ф. Нерудой. Во 2-й пол. 19 в. решающее влияние на муз. жизнь К. оказала деятельность крупнейшего представителя датской музыка Н. Гаде, который возглавлял Муз. объединение (1850-90), дирижировал мн. симф. концертами общества (исполнял гл. обр. сочинения нем. романтиков). По приглашению Гаде в К. гастролировали И. Брамс и др. известные музыканты. В это же время создавались муз. объединения, популяризировавшие новую музыку, среди них - «Симфония» (здесь впервые были исполнены мн. сочинения К. Нильсена), «Эвтерпа», Копенгагенское конц. общество (1874-93). Развитию муз. жизни К. способствовала деятельность И. Свенсена, возглавлявшего в 1883-1908 Корол. театр. По его инициативе репертуар театра обогатился произв. Р. Вагнера, Дж. Верди и др. Оркестр начал регулярно выступать с симф. концертами (позже им руководил К. Нильсен). Конц. деятельность развивали также Датское конц. общество и Филармонич. общество (с 1901). Помимо проф. музыкантов, в концертах принимали участие любительский Академич. оркестр (осн. 1899) и любит. хоры. В 19 в. в К. были осн. первые дат. муз. уч. заведения, возникшие на базе школы при Корол. капелле и класса пения (существовал с 1773 при Корол. театре). Один из руководителей этого класса - итальянец Д. Сибони - основал муз.-драм. школу, пользовавшуюся известностью за пределами Дании (работала в 1827-42), Однако лишь в 1866 было осн. на средства меценатов первое постоянное муз. уч. заведение, преобразованное в 1867 в Корол. дат. консерваторию музыки. Под рук. Н. Гаде и К. Нильсена деятельность консерватории к кон. 19 в. достигла высокого уровня. В 1898 открыто Муз.-педагогич. общество с разл. муз. классами. В 1896 в Копенгагенском университете начал читать лекции по истории музыки А. Хамерик (в 1924 создана постоянная кафедра). В 1920-30-е гг. все муз. общества, не имея материальной базы (опирались на сравнительно узкие круги любителей музыки), распадаются. Создаются коллективы при Гос. радио - симф. оркестр (осн. в 1928, с 1934 давал еженедельные открытые концерты), Большой хор и Хор мадригалистов (осн. в 1937); организуются симф. оркестры Копенгагенского конц. общества (осн. в 1937) и парка Тиволи (стал самостоят.); важную роль в подъёме художеств. уровня оркестров сыграли работавшие в К. иностр. дирижёры - Н. А. Малько и Ф. Буш, дат. музыканты И. Андерсен, Ф. Шнедлер-Петерсен, С. X. Фелумб. Деятельность этих коллективов определяла характер конц. жизни К. и после 2-й мировой войны 1939-45. Высокий профессионализм отличал Корол. капеллу, к-рая к 1960-м гг. участвовала в театральных спектаклях и давала самостоят. концерты. Среди хоров выделялись «Бель канто» (1906), «Датские музыканты» (с 1918), им. Палестрины (1922-35), муж. хор и хор мальчиков под рук. М. Вёльдике (с 1924). В 1943 осн. камерный оркестр «Коллегиум музикум». В К. работают неск. организаций, пропагандирующих новую музыку, в т.ч. Об-во молодых музыкантов с собств. симф. оркестром (осн. в 1920 на базе Дат. конц. общества, 1901), а также Филармония, общество (1920-34), хор и оркестр Дат. радио (с 1925). После 2-й мировой войны муз. жизнь К. интенсивно развивается. Сюда приезжают мн. гастролёры. Помимо концертов и спектаклей Корол. театра, ставятся оперетты и муз. пьесы в небольших театрах. К. сохраняет значение крупнейшего центра хореография, искусства. Ежегодно проводятся Копенгагенский балетный фестиваль (в марте - апреле) и Корол. дат. фестиваль музыки и балета (в мае). Периодически проводится также Междунар. конкурс дирижёров им. Н. А. Малько (с 1965), Фестиваль камерной музыки общества «Коллегиум музикум». В совр. К. сосредоточена б. ч. муз. организаций и уч. заведений Дании. Работают Корол. театр, при котором в 1909 осн. оперные классы, Корол. дат. консерватория (с 1948 - Гос. консерватория). Датское муз. общество (с 1903; в 1954 преобразовано в Датское музыковедч. общество), Дат. союз музыкантов (с 1911), Датское хор. общество (с 1911), Союз дат. композиторов (с 1913); проф. союзы орк. музыкантов (с 1874), Ассоциация муз. педагогов (с 1898), исполнителей-солистов (с 1921), Оперная академия (1956) для подготовки оперных певцов, Ин-т музыковедения при университете и др. Богатыми собраниями книг, нот и фономатериалов обладают Корол. б-ка, Публичная б-ка, Нац. фонотека. Коллекции муз. инструментов и материалов хранятся в Музее истории музыки (осн. в 1898 А. Хамериком) и собрании Карла Клаудиуса. Среди журналов - «Dansk Musiktidsskrift» (1925-59).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
КО..

КЛЕНОВСКИЙ

КЛИМЕНТОВА

КЛИМОВСКИЙ

КОВАЛЬСКИЙ

КОЖЕВНИКОВ

КОЗЕРАЦКИЙ

КОЗЛОВСКИЙ

КОЗОЛУПОВА

КОЛОГРИВОВ

КОЛОМИЙЦЕВ

КОЛОРАТУРА

КОЛОТИЛОВА

КОМПОЗИТОР

КОМПОЗИЦИЯ

КОНДРАТЬЕВ

КОНДРАЦКИЙ

КОНТРАЛЬТО

КОНЦЕРТИНА

КОНЦЕРТИНО

КОРЧИНСКАЯ

КОССОВСКИЙ

КОТОНЬСКИЙ

КОХАНЬСКИЙ

КОЧАЛЬСКИЙ

КРАСИНСКАЯ

КРЕМАЛЬЕРА

КРЕСТЬЯНИН

КРЕШЕНТИНИ

КРИВОНОСОВ

КРИМАНЧУЛИ

КРИСТОФОРИ

КРОМБГОЛЬЦ

КРУГЛИКОВА

КРУМПХОЛЬЦ

КРУШЕВСКИЙ

КУДРЯВЦЕВА

КУЖАМЬЯРОВ

КУИНС-ХОЛЛ

КУЛЕНКАМПФ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>