КОРЕЩЕНКО Арсений Николаевич [6(18) XII 1870, Москва - 6 I 1921, Харьков] - русский композитор, пианист, педагог, дирижёр и муз. критик. В детстве занимался по фп. у Н. С. Зверева. Окончил Моск. консерваторию в 1888 по классу фп. у С. И. Танеева, в 1891 - свободного сочинения у А. С. Аренского. В 1894-96 зав. муз. отделом газ. «Московские ведомости» (опубл. св. 200 статей и рецензий, посвященных отечеств. и зарубежной музыке). Его муз.-критич. деятельность отличалась прогрессивной направленностью, демократизмом. В 1891-94 преподавал в Моск. консерватории (общие муз.-теоретич. предметы), а также в Николаевском институте (фп.) и Синодальном уч-ще (муз.-теоретич. предметы). В 1906-19 профессор Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. общества, где вёл классы теории композиции (среди учеников - М. М. Багриновский, А. М. Дзегелёнок, Н. А. Гарбузов, Б. Б. Красин, Г. Г. Лобачёв, B. В. Пасхалов) и фп. В 1919-21 профессор (композиция и фп.) и ректор Харьковской консерватории (Муз. академии). Творчество К., не отмеченное яркой самобытностью, развивает традиции П. И. Чайковского, А. С. Аренского. Для его музыки характерны опора на песенно-романсовые интонации, искренность высказывания, жанровая определённость. Лучшее в наследии К. - вок. и фп. лирич. миниатюры; известностью пользовались опера «Ледяной дом», балет «Волшебное зеркало». К. выступал как пианист-солист и ансамблист: в трио с И. В. Гржимали (позже К. К. Григоровичем) и А. А. Брандуковым, с певцами - Ф. И. Шаляпиным, C. И. Мигаем и др. К. записывал и изучал фольклор народов Кавказа; был организатором и дирижёром концертов арм. и груз. музыки в Москве (исполнялись, в частности, его обр. песен для хора и оркестра нар. инструментов, оригинальные симф. сочинения на арм. и груз. темы). Был чл. Музыкально-этнографич. комиссии при Моск. университете, писал о музыке Востока.
Соч.: оперы - Пир Валтасара (1891, пост. 1892, Большой театр, Москва; клавир под назв. Последний день Бель-саруссура, 1892), Ангел смерти (по М. Ю.Лермонтову, 1893), Ледяной дом (либр. М. И. Чайковского, пост. 1900, Большой театр, Москва); балет - Волшебное зеркало (либр. М. И. Петипа, пост. 1903, Мариинский театр, Петербург; 1905, Большой театр, Москва); кантата - Дон Жуан (на текст из поэмы А. К. Толстого); для орк. - Лирическая симфония (ор. 23), Армянская сюита (ор. 20), Фантастическая сюита (ор. 21), 2 симф. картины; концерт-фантазия для фп. с орк.; струн. квартет; пьесы для фп.; хоры; романсы; музыка к драм. спектаклям и др. Л. З. Корабельникова.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
КО..

КЛЕНИЦКИС

КЛИНДВОРТ

КОВАЧЕВИЧ

КОЗОЛУПОВ

КОЙШИБАЕВ

КОЛЕБАНИЯ

КОЛОБАЕВА

КОЛОМЫЙКА

КОЛТЫПИНА

КОМПАНЕЕЦ

КОНВИЧНЫЙ

КОНДАКАРЬ

КОНДРАТЮК

КОНДРАШИН

КОНСОНАНС

КОНТРАБАС

КОНТРДАНС

КОНТРЕРАС

КОРЕПАНОВ

КОРНГОЛЬД

КОРНЕЛИУС

КОРЧМАРЁВ

КОСОЛАПОВ

КРАВЧЕНКО

КРИЗАНДЕР

КРИСТЕСКУ

КРУГЛИКОВ

КРУТИКОВА

КРУТИЦКИЙ

КУДРЯШОВА

КУЗНЕЦОВА

КУКОЛЬНИК

КУПИНСКИЙ

КУРВУАЗЬЕ

КУТАВИЧЮС

КУТТУБАЕВ

КУХАРСКИЙ

КУЧУКАЛИЧ

КЮНДИНГЕР

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>