КОРЕЛЛИ (Corelli) Арканджело (17 II 1653, Фузиньяно - 8 I 1713, Рим) - итал. скрипач, композитор и педагог. Обучался игре на скрипке у Дж. Бенвенути в Болонье. С 1670 чл. Болонской филармонич. академии. С 1671 жил в Риме, где изучал контрапункт у М. Симонелли. Работал церк. скрипачом, концертмейстером оркестра театра «Капраника», выступал во главе инстр. ансамблей. В 1681 был издан сб. трио-сонат ор. 1, положивший начало европ. славе К. В 1687-1690 возглавлял (маэстро ди музика) капеллу кардинала Б. Панфили, с 1690 - капеллу кардинала П. Оттобони, руководил его музыкальными концертами (академиями), вёл педагогическую деятельность. С 1710 прекратил публичные выступления. В конце 1712 покинул кардинальский дворец. Композиторское наследие К., состоящее исключительно из сольных и ансамблевых скрипичных произв., количественно невелико. К. подолгу вынашивал художеств. замыслы, отделывал сочинения до полного совершенства. Его сб. сонат для скрипки соло с басом ор. 5 и сб. concerti grossi op. 6 (изд. посмертно, 1714) являются ярчайшими образцами старинной предклассич. сольной скрипичной сонаты и оркестровой музыки. Этими произв. он как бы подвёл итог исканиям неск. поколений итальянский композиторов. То, что у предшественников К. было лишь смелой догадкой, технич. новшеством, приобрело в его творчестве законченный смысл, глубокое содержание, органичность формы. Круг муз. образов в его сонатах ещё недостаточно широк, порой ощущается нек-рая абстрактность муз. языка (гл. обр. в полифонич. частях «церковных» сонат). Но ясность и завершённость мысли, чеканность формы, а главное напевность его лучших произв. предвещают классич. искусство. Сб. сольных сонат К. - значит. веха в формировании инструментальной сонаты, а соncerti grossi заложили фундамент для развития симф. музыки. Они выявляют связь искусства К. с вековыми художеств. традициями Италии, с культурой итал. Возрождения. Произв. К. свидетельствуют о нар. истоках его музыки: «Пастораль» из concerto grosso No 8, заключит. «Фолья» из сб. сольных сонат и «В темпе гавота» из сонаты No 10 (Дж. Тартини избрал эту мелодию темой для своих 50 вариаций «Искусство смычка»). Последние 2 произв. (в обр. Ф. Крейслера) сохраняют популярность в концертном репертуаре скрипачей. Как виртуоз и педагог К. был основателем т.н. римской школы, положившей начало «золотому веку» итал. скрипичного искусства. В основе исполнит. мастерства К. лежало «искусство пения», ограниченное строгими рамками, идеалом являлась «связная», плавная игра. Современники отмечали яркую выразительность исполнения К., богатство и разнообразие оттенков. Среди его учеников - Ф. Джеминиани, П. Локателли, Дж. Б. Сомис и др.
Соч.: 4 сборника трио-сонат, ор. 1-4 (каждый по 12 произв., 1681, 1685, 1689, 1694); 12 сонат для скрипки и баса или чембало, ор. 5 (1700); 12 concerti grossi, op. 6 (1714).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

КОРЕЛЛИ (Corelli) Франко (р. 8 IV 1921, Анкона) - итальянский певец (драматич. тенор). Пением занимался самостоятельно. В 1950 участвовал в конкурсе вокалистов во Флоренции. Продолжал занятия пением в уч. заведениях Пезаро и Милана. В 1952 дебютировал на сцене оперного театра в Сполето (в партии Хозе). В том же году был приглашён в Римскую оперу. В 1953 исполнил партию Анатоля Курагина («Война и мир») на фестивале «Флорентийский май». В 1953-54 выступил в партии Лицинио («Весталка» Спонтини) в театре «Ла Скала» (Милан); в 1960 ему было предоставлено почётное право открыть сезон в этом театре (Полиевкт - «Полиевкт» Доницетти). После дебюта (1961) в театре «Метрополитен-опера» (в партии Манрико - «Трубадур») К. получил признание как один из выдающихся совр. певцов. Он обладает мощным тенором с блестящими верхами. Его пению присущи большая эмоциональность, темпераментность. В репертуаре К. многочисл. партии в операх итальянский композиторов; особенно часто он обращается к партиям Радамеса, Манрико; Андре Шенье, Лориса («Андре Шенье», «Федора» Джордано). Ведёт конц. деятельность, исполняет гл. обр. неаполитанские песни. Б. В. Рудзеевский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
КО..

КОДЕТТА

КОЖЕЛУХ

КОЛЕССА

КОЛОДУБ

КОЛОКОЛ

КОЛЯДКА

КОМИТАС

КОМИШЕЛ

КОНЁВИЧ

КОНВЕРС

КОНКОНЕ

КОНСТАН

КОНЦЕРТ

КОПЛЕНД

КОПОСОВ

КОПТЯЕВ

КОПЫЛОВ

КОРБЕТТ

КОРДЕРО

КОРЕНЕВ

КОРИДЗЕ

КОРИФЕЙ

КОРНАУТ

КОРНЕЕВ

КОРОЛЁВ

КОРРИДО

КОРЯКИН

КОСЕНКО

КОСТЛАН

КОТОНЬИ

КОУКАЛЬ

КОЧАРЯН

КОЧЕРГА

КОЧЕТОВ

КОЧУРОВ

КРАЙНЕВ

КРАСНАЯ

КРАСОВА

КРЕЙЦЕР

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>