КОСМА (Cosma) Виорел (р. 30 III 1923, Тимишоара) - рум. музыковед. В 1950 окончил Бухарестскую консерваторию. Ученик И. Думитреску (теория музыки), M. Жоры (гармония) и З. Ванчи (история музыки). Был дирижёром любительских хоров и ансамблей в Бухаресте (1945-51), одновременно преподавал теоретич. предметы в муз. школах, с 1964 профессор Бухарестской консерватории. Осн. направление его науч. интересов - история рум. музыки.
Соч.: Сабин Дрэгой (к 70-летию со дня рождения), «СМ», 1964, No 6; George Fotino, Buc., 1958; Maiorul I. Ivanovici, Buc., 1958; Figuri de lautari, Buc., 1960; Cintareata Elena Teodorini, Buc., 1962; Un maestru al muzicii corale: Jon Vidu, Buc., 1965; Compozitori si muzicologi romani. Mie lexicon, Buc., 1965, 1970 (под назв. Muzicieni romani. Compozitori si muzicologi. Lexicon); Nicolae Filimon, critic muzical si folclorist, Buc., 1966; Filarmonica «George Eneseu» din Bucuresti (1868-1968), Buc. 1968; Saliapin оn Romania, «Muzica», 1973, No 2. P. Э. Лейтес.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

КОСМА (Cosma) Октавиан Лазэр (р. 15 II 1933, Трезня, уезд Сэлаж) - румынский музыковед. В 1951-1954 учился в Клужской консерватории у Т. Жарды, в 1954-59 - в Ленингр. консерватории у М. С. Друскина и А. Г. Шнитке. С 1959 преподаёт историю музыки в Бухарестской консерватории.
Соч.: «Эдип» Энеску в Бухарестском театре, «СМ», 1958, No 12; Энеску и наша музыка, «СМ», 1967, No 5; Date noi despre legaturile muzicale romino-ruse, «Studii muzicologice», 1956, No 1; Interpreti romini оn Rusia, «Probleme de muzicд», 1957, No 5; Opera romineasca, v. 1-2, [Buc.], 1962; Oedipul enescian, Buc., 1967; Itinerar muzical american, «Muzica», 1970, No 6; Compozitorii precursori, там же, 1970, No 8; Hronicul muzicii romanesti, v. I-II, Buc., 1973-74. P. Э. Лейтес.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

КОСМА (Кosma) Жозеф (22 X 1905, Будапешт - 7 VIII 1969, Лa-Рош-Гюйон, Франция) - французский композитор. По национальности венгр. В 1927 окончил Академию музыки им. Ф. Листа в Будапеште по классам композиции (ученик Л. Вейнера) и дирижирования. Продолжил образование в Берлине, где сблизился с Б. Брехтом, X. Эйслером, Э. Пискатором. С 1933 жил во Франции, сотрудничал с известными кинорежиссёрами Ж. Ренуаром, М. Карне и др. Во время 2-й мировой войны участвовал в Движении Сопротивления. В 1952 на Междунар. кинофестивале в Канне удостоен премии за лучшую музыку к фильму («Жюльетта»). Известен также как композитор-песенник (песни на стихи Р. Кено, Ж. Невё, Л. Арагона, Г. Аполлинера, П. Элюара и др.). Творческая дружба связывала К. с Ж. Превером, на стихи которого он написал св. 50 песен, в т.ч. «Опавшие листья» («Les Feuilles mortes»), «Барбара» и др. К. принадлежат хоры а capella и гармонизация песен для рабочих хоров Нар. муз. федерации, ряд инстр. соч. Музыка К. отличается мелодичностью, эмоциональностью и простотой, колоритностью инструментовки.
Соч.: опера (сценич. оратория) Восстание лионских ткачей (La revolte de canuts, к 100-летию восстания, 1959, Берлин, Будапешт, Прага; 2-я ред. Les canuts, 1964, Лион); оперы-буффа - Электронная любовь (Un amour йlectronique, 1960, пост. 1962, Т-р Франции, Париж), Гусары (Les hussards, 1969, Лион); оперетта Песни Билитис (Les chansons de Bilitis, 1954, Париж; 1959, Берлин); балет Свидание (Le rendez-vous, 1945, театр Сары Бернар, Париж); пантомимы - Дети райка (Les enfants du Paradis, 1945) и др.; оратории - Мосты Парижа (Les ponts de Paris, 1947, сл. Ж. Превера), На штурм небес (A l'assaut du ciel, 1951, к 80-летию Парижской Коммуны, на сл. А. Басиса); кантата Баллада о тех, кто пел под пытками (Ballade de celui qui chanta dans les supplices, 1950-е гг., сл. Л. Арагона); музыка для драм. театра: музыка к кинофильмам «Великая иллюзия» (1937), «Правила игры» (1939), «Дети райка» (1944), «Адрес неизвестен» (1950) и др. В. И. Руденко.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия