КРЕЙН Александр Абрамович [8 (20) X 1883, Нижний Новгород, ныне Горький - 21 IV 1951, пос. Старая Руза Московской обл.] - советский композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1934). В 1908 окончил Моск. консерваторию по классу виолончели у А. Э. Глена. Брал уроки теории музыки и композиции у Б. Л. Яворского и Л. В. Николаева. В 1912-17 преподавал в Нар. консерватории в Москве. В 1918-27 работал в Муз. отделе Наркомпроса и Гос. муз. издательстве. Ранние сочинения К. (романсы, инстр. пьесы и камерные ансамбли) отмечены влиянием А. Н. Скрябина, с которым он был знаком лично. В зрелых произв. К. проявил себя композитором-ориенталистом, творчески продолжившим традиции «Могучей кучки» и франц. импрессионизма. Его мелодика связана с нар. творчеством разл. стран Востока, а также испан. музыкой. В 20-е гг. одним из первых среди композиторов обратился к революц. тематике («Траурная ода» памяти В. И. Ленина для оркестра и хора, 1926), Большое место в творчестве К. занимают произв., построенные на евр. муз. и лит. материале (в т.ч. кантата «Кадиш», 1922; музыка к спектаклям в евр. театрах «Габима» и «Госет»; камерные сочинения). К наиболее значит. достижениям К. принадлежит балет «Лауренсия». Популярность завоевала также сюита из музыки к спектаклю «Учитель танцев» Лопе де Вега (1946). С 1908 часто выступал как муз. критик на страницах дореволюц. и сов. муз. и общей моск. печати.
Соч.: опера - Загмук (1930, Большой театр); балеты - Лауренсия (по пьесе «Овечий источник» Лопе де Вега, 1939, Ленингр. театр оперы и балета), Татьяна (соч. 1943; 2-я ред. под назв. Дочь народа, 1947, Ленингр. театр оперы и балета); для орк. и хора - Траурная ода (посв. памяти В. И. Ленина, 1926, исп. 1927); для орк., хора и чтеца - симф. дифирамб СССР - ударная бригада мирового пролетариата (1932); для солиста, хора и симф. орк. - Песня о Соколе (по М. Горькому, 1948-49); для орк. - 2 симфонии (исп. 1927, 1946), симф. поэма Саломея (по О. Уайльду, 1914), симф. фрагменты Роза и Крест (по А. А. Блоку, исп. 1925), сюиты из музыки к пьесе «Ночь на Старом рынке» (1924), из оперы «Загмук» (1930), Кабардинская (1941); камерные ансамбли, в т.ч. Поэма-квартет (1910), 2-й квартет (1951, закончен В. П. Ширинским), Еврейские эскизы (для струн., квартета и кларнета, 2 сюиты - 1910, 1911); для фп., в т.ч. соната (1922); для скр. и фп. - Ария (1927); для влч. и фп. - Поэма (1909-10); романсы на сл. А. А. Блока, К. Д. Бальмонта и др. рус. поэтов; 10 евр. песен (рус. пер. Я. Родионова, 1937), 6 романсов (на сл. И. Г. Эренбурга, из сб. «Война», 1944); музыка к драм. спектаклям и фильмам.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

КРЕЙН Григорий Абрамович [6 (18) III 1879, Нижний Новгород, ныне Горький - 6 I 1955, пос. Репино Ленинградской обл.] - советский композитор. В кон. 1890-х гг. работал в оркестре Тбилисского оперного театра. В 1900-05 обучался в Моск. консерватории по классу скрипки у И. В. Гржимали. Композицией занимался у Р. М. Глиэра, в 1907-08 - в Лейпцигской консерватории у М. Регера; затем до 1917 преподавал игру на скрипке и теорию композиции в Москве. В 1926-34 вместе с сыном - Ю. Г. Крейном, направленным для совершенствования за границу, жил в Вене, потом в Париже. В 1939-40 худ. рук. Всесоюзного гастрольно-конц. объединения. Для раннего творчества К. характерны влияния музыки А. Н. Скрябина и франц. импрессионистов. Зрелое творчество К. принадлежит к ориентальной линии сов. музыки, частично связанной с фольклором народов СССР. Ряд его произв. построен на евр. интонациях (камерные ансамбли и инстр. пьесы, получившие известность в 20-е и 30-е гг.).
Соч.: для орк. - симфония (1946), 2 поэмы (1928, 1929), Баллада (1947); для скр. с орк. - концерт (1934), 2 поэмы (1922, 1934), конц. фантазия (1939); камерные ансамбли, в т.ч. струн. квартет (1915), Еврейская рапсодия (1926), квартет для кларнета, скрипки, влч. и фп. (1947); для фп. - сонаты (1906, 1924); романсы, вокализы.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

КРЕЙН Давид Сергеевич (1869, Курляндия - 26 VIII 1926, Москва) - сов. скрипач и педагог. Засл. арт. Республики (1924). Игре на скрипке обучался под руководством отца, затем занимался с В. 10. Виллуаном в Нижнем Новгороде. В 1888 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у И. В. Гржимали. Студентом начал играть в струн. квартете Моск. отделения РМО (1885-98, 2-я скрипка). В 1894-1924 участник «Московского трио». В 1898-1926 концертмейстер-солист оркестра Большого театра. С 1918 профессор Моск. консерватории (у него учились В. А. Власов, С. И. Безродный, В. П. Ширинский и др.). Эмоциональная насыщенность была характерной чертой исполнит. стиля К. Его игра отличалась красивым, сочным тоном, высокой техникой. Был знатоком камерной музыки. Написал пьесы для скр. и фп.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

КРЕЙН Юлиан Григорьевич [р. 20 II (5 III) 1913, Москва] - советский композитор и музыковед. Первоначальное муз. образование получил под рук. отца - Г. А. Крейна. С 1926 по командировке Наркомпроса совершенствовался за границей (Вена, Париж). В 1928-32 занимался в парижской «Эколь нормаль» (класс композиции П. Дюка). В 1932-34 концертировал во Франции как пианист. В 1934-37 преподавал инструментовку в Моск. консерватории. В начале творч. пути К. испытал влияние позднего творчества А. Н. Скрябина и франц. импрессионистов. Сочинения К. отмечены романтич. настроенностью, поэтич. вкусом и изяществом; композитор проявляет интерес к программной музыке. Лит. работы К. гл. обр. посвящены творчеству Дебюсси, Равеля, де Фалья, а также вопросам оркестрового стиля.
Соч.: балет - Галатея (1934); для орк., солистов и хора - вок.-симф. картины Рембрандт (по драме Д. Б. Кедрина, 1969); для орк. - симф. прелюдия Разрушение (1929), Весенняя симфония (с фп., 1935; 2-я ред. 1959), Арктическая поэма (симфония, 1943), Серебряное копытце (зимняя сказка для орк. и чтеца, сл. П. Бажова, 1959), симф. поэма - Сказка о рыбаке и рыбке (по А. С. Пушкину, 1970), две баллады (1932; Героическая, 1942), Серенада (1943); Весенняя сюита на якут. темы (1948), сюита на темы народов СССР (1949), 3 танцевальные пьесы (1952), Лирическая ода (1962); для фп. с орк. - 3 концерта (1929, 2-я ред. 1961; 1942, 2-я ред. 1952; 1943), Фантазия (1937); для скр. с орк. - концерт (1959), Поэма (1956); для влч. с орк. - концерт (1929, 2-я ред. 1954); камерные ансамбли, в т.ч. трио для фп., скр. и влч. (1958); для фп., в т.ч. 2 сонаты (1924, 1955), Баллада (1955), 10 прелюдий (1936), цикл - Лесные тропинки (1956); для скр. с фп. - 2 сонаты (1948, 1971); для влч. с фп. - соната-фантазия (1955), соната-поэма (1972); для флейты с фп. - соната (1957); романсы (св. 40); оркестровки цикла романсов М. П. Мусоргского «Без солнца» и романсов А. П. Бородина. Лит. соч.: Артур Онеггер, «СМ», 1956, No 4; Дариус Мийо, «СМ», 1957, No 8; Морис Равель, «СМ», 1957, No 12; Мануэль де Фалья, М., 1960; Отторино Респиги, «СМ», 1960, No 8; Симфонические произведения Клода Дебюсси, М., 1962; Симфонические произведения Мориса Равеля, М., 1962; Вспоминая Дюка, «СМ», 1965, No 10; Камерно-инструментальные ансамбли Дебюсси и Равеля, М., 1966; Стиль и колорит в оркестре, М., 1967.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
КР..

КОЛЬК

КОММА

КОМУЗ

КОНЕН

КОНОЭ

КОНЬЯ

КОНЮС

КОРАД

КОРЕВ

КОРТО

КОСМА

КОСМЕ

КОТЕК

КОУТС

КОХАН

КОШИЦ

КРАУС

КРАФТ

КРЕБС

КРЕНЦ

КРИПС

КРОНА

КРОСС

КРОТА

КРОЧЕ

КРУММ

КРЫСА

КРЭЭК

КРЮКИ

КУБЫЗ

КУЛАУ

КУЛИК

КУМУЗ

КУНАУ

КУНИН

КУНСТ

КУПЕР

КУРАЙ

КУРИН

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>