КУПЛЕТ (франц. couplet) - раздел (часть) песни, включающий одну строфу поэтич. текста и одно проведение мелодии (напева). К. повторяется далее с новыми строфами текста точно или с какими-либо изменениями. В результате образуется т.н. куплетная форма, к-рая лежит в основе строения большинства нар. песен мн. стран, а также мн. произведений проф. музыки, относящихся к песенному жанру. Периодич. муз. структура соединяется в куплетной форме с постоянным обновлением текста, порой сочетающимся с периодич. возвратами к одной и той же строфе - припеву. В этом случае куплет делится на два раздела - запев и припев. Очень распространено исполнение запева солистом, а припева хором (или первый раз солистом, а затем хором). Куплет структуры запев-припев чаще всего образует простую двухчастную форму (пример - Гимн Советского Союза). Встречается и форма периода неповторного строения; в этом случае запев образует 1-е, а припев - 2-е его предложение, во мн. случаях повторяющееся (пример - революц. песня «Смело, товарищи, в ногу!»). Музыка К. при повторении может меняться. В рус. нар. песне, напр., некоторым изменениям может подвергаться как мелодия, так и сопровождающие её подголоски. Это связано с импровизац. природой нар. исполнения. Песня при исполнении каждый раз как бы создаётся заново, и каждый исполнитель вносит в её создание долю своей личной инициативы. В проф. музыке изменения в куплетах могут быть трёх видов: варьирование сопровождения без изменения мелодии (пример - песня Варлаама «Как во городе то было во Казани» из оперы Мусоргского «Борис Годунов»; оркестр здесь отмечает характерные особенности содержания каждой строфы текста): варьирование мелодии, соответствующее развитию поэтич. сюжета, без существ. изменений в сопровождении (пример - песня Шуберта «Гретхен за прялкой»; в каждом из 3 куплегов композитор, воплощая чувство скорби, создаёт более напряжённые по выразительности фразы, достигает более высокой кульминации, фактура же сопровождения остаётся в основном без изменений); изменения и в мелодии, и в сопровождении (пример - романс Чайковского «Я ли в поле да не травушка была»). Варьирование куплетов приводит к куплетно-вариационной форме; коренясь глубоко в толщах нар. песни, оно питает самые распространённые типы развития в музыке - вариационный и вариантный (см. Вариации). В. П. Бобровский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
КУ..

КРАСИН

КРАУЗЕ

КРЕМЕР

КРИГЕР

КРЫЛОВ

КРЮГЕР

КРЮКОВ

КУАНДО

КУАНЬЕ

КУАТРО

КУЗМИН

КУКЛЕС

КУКЛИН

КУЛИЕВ

КУЛИСА

КУЛЛАК

КУММЕР

КУНАЕВ

КУОКЛЕ

КУПЮРА

КУСЛАП

КУССЕР

КУУЗИК

КУЧЕРА

КУЯВЯК

КШЕНЕК

Л'АББЕ

ЛЁЛЕЙН

ЛЁССЕР

ЛЁФЛЕР

ЛАБЛАШ

ЛАБОРД

ЛАВАБО

ЛАВРОВ

ЛАЛАНД

ЛАМОНД

ЛАМУРЁ

ЛАНГЕР

ЛАНДРЕ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>