КУЗНЕЦОВ Александр Васильевич (1847, Петербург - 1918 или 1919, Петроград) - рус. виолончелист и композитор. Учился у К. Ю. Давыдова (до 1865). В 1866 окончил Петерб. консерваторию по классу виолончели у И. И. Зейферта, теорию композиции изучал у Н. И. Зарембы. Был в дружеских и творч. отношениях с П. И. Чайковским и М. А. Балакиревым. К. преим. камерный музыкант (выступал и как солист). В 1871-83 входил (вместе с Д. А. Пановым, А. Ф. Леоновым, А. А. Егоровым) в состав «Русского квартета», который впервые исполнил в Петербурге 1-й квартет Чайковского, квартеты А. П. Бородина. В репертуаре К. были также сонаты Ф. Мендельсона, Э. Грига, Ф. Шопена (партию фп. исп. М. А. Балакирев), Й. Брамса (партия фп. - В. И. Сафонов). Балакирев посв. К. романс «7 ноября», К. Ю. Давыдов - Ноктюрн. Как композитор К. находился под влиянием творчества Чайковского, Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова. Среди его соч. - 4 сюиты и 4 квартета для 4 виолончелей, ряд пьес для виолончели и фп., 2 кантаты, романсы и др. Ему принадлежат опера «Анжело» (на сюжет поэмы А. С. Пушкина). С 1879 К. был членом, затем директором и пред. правления Петерб. отделения Филармонич. общества.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

КУЗНЕЦОВ Александр Иванович [2 (14) VIII 1896, Зарайск - 24 IX 1969, Москва] - сов. баянист. С 5 лет играл на гармонике, позже помогал в работе отцу - мастеру гармоник, выступал вместе с ним, а также как аккомпаниатор в кино, участвовал в концертах, находясь в армии. В 1925 организовал в Т-ре им. Мейерхольда (Москва) трио баянистов, в которое входили также М. Я. Макаров (1897-1934), Я. Ф. Попков (1898-1970). В их сопровождении шли спектакли «Лес» Островского, «Клоп» Маяковского, «Мандат» Эрдмана, «Д. Е.» Подгаецкого и др. С 1930 трио под рук. К. выступало в концертах «Мосэстрады», на радио. В 1934 Макарова заменил А. Ф. Данилов (1901-65). Участниками трио были сделаны обр. нар. мелодий, популярных вальсов и др. Артисты участвовали в озвучивании фильмов («Трактористы», «Свинарка и пастух», «Гибель ?Орла?» и др.), в годы Великой Отечеств. войны 1941-45 вели активную конц. деятельность в составе фронтовых бригад, после войны концертировали по Сов. Союзу (до 1958). В репертуар входили произв. П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Ф. Шопена, В. А. Моцарта, обр. нар. музыки.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

КУЗНЕЦОВ Алексей Алексеевич (р. 6 IX 1941, Челябинск) - сов. джазовый гитарист и композитор. В 1962 окончил Моск. муз.-пед. уч-ще им. Oкт. революции (класс гитары). В 1962-74 гитарист эстрадно-симф. оркестра Всесоюзного радио и Центр. телевидения. С 1975 артист Гос. симф. оркестра кинематографии СССР. Участник междунар. джазовых фестивалей. Автор муз. произведений.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

КУЗНЕЦОВ Константин Алексеевич [9 (21) IX 1883, Новочеркасск - 25 V 1953, Москва] - советский музыковед. Доктор искусствоведения (1943). Окончил в 1906 историко-филологич. ф-т Гейдельбергского университета, в 1907 юридич. ф-т Моск. университета. В 1909-12 был в науч. командировке в Великобритании, затем изучал в Германии историю музыки под рук. Ф. Вольфрума, композицию - у М. Регера. С 1912 приват-доцент Моск. университета; в 1912- 1913 профессор Восточного университета во Владивостоке; в 1914-21 - университета и Высших женских курсов в Одессе, лектор по истории музыки в консерватории. С 1921 - в Москве. В 1921-32 действит. чл. и пред. историко-муз. секции ГАХНа и ГИМНа. В 1923-1931, 1934-38, 1941-49 преподавал в Моск. консерватории (с 1936 профессор, с 1942 зав. объединённой кафедрой истории музыки, в 1943-45 - кафедрой истории рус. музыки), с 1943 сотрудник н.-и. кабинета консерватории. С 1946 ст. науч. сотрудник Ин-та художеств. воспитания Академии пед. наук РСФСР. К. - один из основоположников сов. музыковедения. Эрудиция, широта науч. кругозора, блестящий лит. стиль - типич. черты его науч. и публицистич. работ. Лучшим из них свойственны широкая культурно-историч. характеристика, смелые параллели в области смежных искусств, обилие конкретных фактов и наблюдений, обращение к отдалённым эпохам как метод построения глубокой историч. перспективы. Выделяются исследования К. по древней араб. и испан. музыке, очерки «Музыкально-исторические портреты», в которых раскрываются передовые тенденции зап.-европ. муз. культуры 17 в. Крупным вкладом в сов. музыковедение явились изданные под ред. К. и при его участии 4 тома серии «История русской музыки в исследованиях и материалах» (1924-27).
Соч.: Этюды о музыке, Од., 1919; Введение в историю музыки, ч. 1, М.-П., 1923; Исторические формы ноктюрна, «Искусство», 1925, No 2; Глинка и его современники, М., 1926; Вебер и современность, «Музыкальное образование», 1926, No 3; От клавесина к фортепиано, там же, 1926, No 5-6; Три этюда о Бетховене, «Музыка и революция», 1927, No 3; Вступление. Глинка и Бетховен. Балакирев и Бетховен. Послесловие, в сб.: Русская книга о Бетховене, М., 1927; Стиль в музыке, «Музыкальное образование», 1930, No 4-5; «Музыка улицы» в Венеции XVIII века, «СМ», 1933, No 1; О моей историко-музыкальной работе, там же; Театральная декорация в XVII-XVIII столетиях и её историко-музыкальные параллели, там же, 1934, No 2; Из истории клавирной музыки, там же, 1935, No 1; Доменико Скарлатти, там же, 1935, No 10; Верди и его «Реквием», М., 1935 (под псевд. А. Констант Смис); Пуччини и его опера «Богема», М.,. 1936 (под псевд. А. Констант Смис); За советскую музыкально-историческую науку, «СМ», 1936, No 10; Из истории испанской музыки, там же, 1936, No 11; Народные элементы в творчестве Вебера (совм. с В. С. Кузнецовой), там же, 1936, No 12; Музыкально-исторические портреты, сер. 1, М., 1937; Из истории испанской музыки. Этюды 1-5, «Музыка», 1937, No 20, 21, 23, 29, 32; «Орфей» опера Глюка, М., 1939; Заметки о виолончельном концерте Прокофьева, «Советское искусство», 1940, No 1; Арабская музыка, в кн.: Очерки по истории и теории музыки, т. 2, Л., 1940; Древние основы испанской музыкальной культуры, там же; «Новое и старое» в квартетах Шебалина, «СМ», 1940, No 1; Творческая жизнь С. В. Рахманинова, в сб.: Советская музыка, сб. 4, М., 1945; Из музыкального прошлого Москвы. Этюд первый, «СМ», 1947, No 5; Москва и музыка нашей страны. Этюд второй, там же, 1947, No 6; Арканджело Корелли, М., 1953 (совм. с И. М. Ямпольским), и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
КУ..

КОССОТТО

КОТИЛЬОН

КОТЛЯРОВ

КОТРУБАШ

КОЧЕРГИН

КОЧЕТОВА

КРАКОВЯК

КРАМАРОВ

КРАСОТОВ

КРЕЙСЛЕР

КРЕЙТНЕР

КРЕСАНЕК

КРИВЧЕНЯ

КРУСЕЛЛЬ

КРУЧИНИН

КРЫЖАЧОК

КСЕНАКИС

КСИЛОФОН

КУБАЦКИЙ

КУЗЬМИНА

КУКУЗЕЛЬ

КУЛЬТРУН

КУРБАНОВ

КУРБАТОВ

КУРДЮМОВ

КУРОЧКИН

КУСМАКЕР

КУУЛБЕРГ

КУШНАРЁВ

КУШНЕРИК

ЛА СКАЛА

ЛАБИЦКИЙ

ЛАВИНЬЯК

ЛАЗАРЕВА

ЛАМБЕЛЕТ

ЛАМПЕРТИ

ЛАНДОРМИ

ЛАПИЦКИЙ

ЛАТЫШЕВА

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>