ЛЕМАН (Lehmann) Лилли (24 XI 1848, Вюрцбург - 17 V 1929, Берлин) - нем. певица (колоратурное, позднее драм. сопрано). Училась у своей матери, оперной певицы Марии Терезы Лёв (Loew). Друг Р. Вагнера. Дебютировала в 1865 во Временном театре (Прага). В 1870 вступила в труппу берлинского придв. оперного театра; была ведущей исполнительницей партий колоратурного сопрано. В 1886-90 гастролировала в США, где начала выступать в драм. партиях: Кармен, Норма, Аида; Брунгильда («Валькирия», «Зигфрид»). В 1890 вернулась в Германию, первоначально как гастролёр, с 1892 вновь пела в берлинском театре. Выделялось её исполнение партий в операх Р. Вагнера - Воглинда («Золото Рейна»), Ортруда («Лоэнгрин»), Изольда («Тристан и Изольда»). Участвовала в премьере (в Лондоне) оперы «Кольцо нибелунга». Была известным педагогом, среди её учеников - Дж. Фаррар, О. Фремстад и др. Муж Л. - певец Пауль Калиш; сестра - Мария Л. (15 V 1851-9 XII 1931) - известная певица, с 1881 выступала на сцене Венской придв. оперы.
Соч.: Meine Gesangskunst, В., 1902, 1922; Studie zu «Fidelio», Lpz., 1904; Mein Weg, Lpz., 1913, 1920.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ЛЕМАН (Lehmann) Лотте (р. 27 II 1888, Перлеберг, близ г. Шверин) - нем. певица (лирико-драматическое сопрано). Занималась в Берлинской высшей школе музыки. Пению училась у М. Маллингер. Дебютировала в Гамбургской опере - партия Фрики («Золото Рейна», 1910). Затем пела Микаэлу; Анну («Виндзорские проказницы» Николаи), Фрейю («Золото Рейна»), Софи («Кавалер роз»). С 1914 - в Венском оперном театре. Приобрела большую известность как одна из крупнейших исполнительниц партий в операх Р. Вагнера: Зиглинда («Кольцо нибелунга»), Эльза («Лоэнгрин»), Елизавета («Тангейзер»); пела также Агату, Леонору («Фиделио»). Была первой исполнительницей главных партий в венских премьерах произв. Р. Штрауса - «Ариадна на Наксосе» (1916), «Женщина без тени» (1919), «Интермеццо» (1924). Штраус посв. Л. оперу «Арабелла» (1933). В 1933 переехала в США, неск. сезонов пела в «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк), затем выступала как камерная певица. По приглашению А. Тосканини солировала в его первом радиоконцерте (1934). Гастролировала в городах Европы, Австралии, Новой Зеландии, Юж. и Сев. Америки.
Соч.: Anfang und Aufstieg, W. - Lpz. - Z., 1937; More than Singing, N. Y., 1945; My many lives, N. Y.,, 1948; Five Operas and Richard Strauss, N. Y., 1964.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ЛЕМАН Альберт Семёнович [р. 24 VI (7 VII) 1915, г. Вольск Саратовской губ., ныне Вольского р-на] - советский композитор, педагог. Нар. арт. РСФСР (1968). Засл. деят. искусств РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1964. Окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у М. Ф. Гнесина (1940) и по классу фп. у В. В. Нильсена (1941). В 1941-42 (в осаждённом Ленинграде) зав. муз. отделом Управления по делам искусств Ленгорисполкома. С 1942 - в Казани, в 1945-70 преподавал в Казанской консерватории (с 1961 профессор). С 1971 преподаёт в Моск. консерватории. Одним из первых разрабатывал сложные формы симф. музыки на основе тат. национального мелоса. Среди учеников - Ф. Ахметов, Э. Бакиров, Р. Билялов, А. и X. Валиуллины, Р. Еникеев, А. Луппов, М. Яруллин, М. Алексеев, Ф. Васильев, Т. Фандеев, Л. Исмагилова, С. Шагиахметова, Э. Сапаев, А. Чыргал-оол.
Соч.: оратории - Ленин (сл. В. Маяковского, Р. Кутуя и др. сов. поэтов, 1962), Атланты (1966); Кантата о Ленине (1951); для орк. - Татарская рапсодия (1955), сюита Татарские напевы (1948), Балетная сюита (1951), Праздничная увертюра (1951), маленькая симфония для деревянных дух. инструментов (1970); концертино для унисона скрипок; концерты с орк. - для фп. (1939, 1943, 1953), для скр. (1951, Гос. пр. СССР, 1952; 1957); квартет (1942); для фп. - 24 прелюдии (1942), 24 прелюдии (2-й цикл, 1955), 4 пьесы (1955), Пионерское лето (1950), Татарстан; для скр. и фп. - сонаты (1937) (1963); для влч. и фп. - пьесы (1955); для флейты с фп. - цикл пьес (1952), сюита (1971); романсы - циклы на сл. А. Глобы (1937), М. Ю. Лермонтова (1938), Г. Гейне (1939), А. С. Пушкина (1949), музыка к спектаклям драм. театра и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ЛЕМАН Анатолий Иванович [1(13) VI 1859, Москва - 11(24) IX 1913, Петербург] - рус. скрипичный мастер, муз. писатель и беллетрист. Скр. мастерству обучался в Москве у известного мастера Э. Сальзара. В 1885 переехал в Петербург, где сблизился с лит. и артистич. кругами и начал деятельность беллетриста (роман «Дворянская повесть» и др.). Одноврем. работал над науч. обоснованием искусства построения скрипок. Разносторонне одарённый, обладавший острым аналитич. умом, Л. интересовался широким кругом проблем в самых разнообразных областях знаний. Заложил основы совр. искусства построения смычковых инструментов в России. Его борьба с косностью музыкантов-профессионалов и любителей музыки, относившихся резко отрицательно к новым инструментам, многочисл. книги и брошюры, написанные им о скрипке (хотя и полные полемич. задора, а подчас и саморекламы), сыграли большую роль в привлечении внимания муз. общественности к новым смычковым инструментам. Самостоятельно изготовлять скрипки Л. начал с 1903, после опубликования им кн. «Акустика скрипки». Эта и последующие работы Л. явились первыми в России серьёзными науч. трудами в этой области. Расцвет деятельности Л. относится к 1908-13, когда им был сделан ряд выдающихся по качеству конц. инструментов. Скрипки Л. этого периода отличаются изяществом формы, скульптурной чёткостью контурных линий, красотой лака. Характерные качества лучших скрипок Л. - ясность, сила и напряжённость звучания. Всего изготовил ок. 200 инструментов (скрипок, альтов, виолончелей). Скрипки Л. встречаются чрезвычайно редко и высоко ценятся.
Соч.: Книга о скрипке, М., 1893, М. - Лейпциг, 1903; Письма о скрипке и виолончели. Заметки о музыкально-инструментальном искусстве и моих опытах, СПБ, 1900; Акустика скрипки, М., 1903; Мои скрипки [б. м.], 1905; О скрипке, No 2. [1889-1906], СПБ, 1906; О скрипке (виолончели), No 3, СПБ, 1908; Книга о скрипке, No 4, СПБ - М., [1908]; Книга о скрипке, No 5, СПБ - M., [1910]; Русская скрипка, СПБ, [1909]; Скрипачи и скрипки (виолончелисты и виолончели), СПБ, 1910; «Goldene Tafel», St. Petersbourg, 1910; Новое о скрипке, СПБ, 1911; Думы о скрипке. Седьмой сборник писем и отзывов, СПБ, 1912; Книга о скрипке, No 7 («Седьмая симфония»), [СПБ, 1912]; Книга о скрипке, No 8, СПБ, 1914.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ЛЕ..

ЛАКОТ

ЛАЛУА

ЛАМАС

ЛАНДИ

ЛАНЦА

ЛАНЦЕ

ЛАРОШ

ЛАССО

ЛАУДА

ЛАУКС

ЛАФОН

ЛАШАН

ЛЕВИК

ЛЕВИН

ЛЕВКО

ЛЕГАР

ЛЕЙФС

ЛЕКОВ

ЛЕКОК

ЛЕМБА

ЛЕНЬЯ

ЛЕПИН

ЛЕСЮР

ЛИЛЬЕ

ЛИМБА

ЛИНКЕ

ЛИССА

ЛИШИН

ЛОГАР

ЛОДИЙ

ЛОЖКИ

ЛОЛЛИ

ЛОНГО

ЛОТТИ

ЛОТТО

ЛУГОВ

ЛУДДУ

ЛУКАС

ЛУКИН

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>