ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА (Государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова) - один из старейших и наиболее крупных муз. театров СССР. Ему принадлежит выдающаяся роль в развитии рус. оперного и балетного искусства. Муз. спектакли давались в Петербурге с 20-х гг. 18 в. французскими, начиная с 30-х гг. итал. оперными труппами, где выступали и русские артисты, в дальнейшем составившие основу русской труппы казённого театра. Историю театр ведёт с 1783, когда в столице был построен Каменный (Большой) театр и указом Екатерины II организована труппа «…не для одних комедий и трагедий, но и для оперы». В кон. 18 - нач. 19 вв., в период активного формирования нац. композиторской школы, на сцене театра наряду с иностранными ставились первые произв. русский композиторов, в т. ч. балет «Новый Вертер» Вальберха - Титова, соч. M. M. Соколовского, Е. И. Фомина, В. А. Пашкевича, позднее С. И. Давыдова и др. В 1803 оперная и балетная труппы отделились от драматической. Оперную возглавил в 1803-40 К. А. Кавос - дирижёр, педагог и композитор, автор мн. опер и балетов, поставленных на сцене театра. Во главе балета стал балетм. Ш. Л. Дидло (1801-1829, с перерывом в 1811-16). Их деятельность способствовала повышению культуры спектаклей. Ведущее положение занимали певцы П. А. Булахов, Я. С. Воробьёв, П. В. Злов, Г. Ф. Климовский, А. М. Крутицкий, Е. С. Сандунова, В. М. Самойлов и др., танцовщики И. И. Вальберх (Лесогоров), А. П. Глушковский, Н. О. Гольц, М. И. Данилова, А. И. Истомина, Е. И. Колосова, А. С. Новицкая, Е. А. Телешева и др. Ставились произв. К. М. Вебера, К. В. Глюка, А. Гретри, Л. Керубини, Дж. Мейербера, П. А. Монсиньи, В. А. Моцарта, Дж. Паизиелло и др., а также рус. оперы. В 20-е гг. на сцене театра периодически выступали также нем. и итал. труппы. В 1836 заново отстроенное здание театра полностью было отдано оперной и балетной труппам. 27 нояб. 1836 театр открылся оперой М. И. Глинки «Иван Сусанин» (под назв. «Жизнь за царя»), ознаменовавшей рождение рус. классич. оперного искусства. В 1842 была пост. его вторая опера - «Руслан и Людмила». Эти произв. определили начало демократизации оперного искусства, формирования реалистич. принципов исполнительства. В обоих спектаклях раскрылось дарование выдающихся рус. певцов О. А. Петрова и А. Я. Петровой-Воробьёвой. В оперную труппу вошли также М. С. Лебедев, А. И. Леонов, М. М. Степанова, В. А. Шемаев, M. P. Шелехова, С. С. Гулак-Артемовский, Е. А. Семёнова и др. С 1843 на сцене театра выступала итал. оперная труппа (в её составе певцы Дж. Рубини, П. Виардо-Гарсиа, A. Тамбурини, Джулия Гризи, Л. Лаблаш и др.). Двор оказывал ей всемерное покровительство. Рус. оперная труппа была оттеснена на второй план, а в 1845 фактически изгнана и переведена в Москву. Её спектакли возобновились в Петербурге лишь с сер. 50-х гг. на сцене Театра-цирка, здание которого после пожара в 1859 было перестроено (арх. А. К. Кавос) и открыто в 1860 под назв. Мариинский театр. В 1883-96 под рук. арх. B. А. Шрётера были реконструированы фасады и интерьеры, добавлен ряд помещений, деревянные конструкции заменены металлическими, улучшена акустика зала и сцены, со стороны фасада пристроен новый корпус. Глубокие перемены в обществ. жизни России 60-х гг., деятельность крупнейших рус. композиторов определили расцвет рус. оперно-исполнит. искусства. Несмотря на сопротивление дирекции имп. театров, её стремление затормозить введение рус. репертуара, всё более явной становится демократич. тенденция рус. труппы. В 1861 театр возобновил «Руслана и Людмилу»; в 1865 - «Русалку» (первая пост. в 1856). Были осуществлены пост. опер (многие из них впервые) - «Юдифь» (1863) и «Вражья сила» (1871) Серова, «Каменный гость» Даргомыжского (1872), «Псковитянка» (1873), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882), «Млада» (1890), «Ночь перед Рождеством» (1895) Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского (1874), «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), «Орлеанская дева» (1881), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892) Чайковского, «Князь Игорь» Бородина (1890), «Орестея» Танеева (1895) и др. В репертуаре театра также зап.-европ. классика, в т. ч. оперы Дж. Верди - «Сила судьбы» (1862; написана для Мариинского театра), «Травиата» (1868), «Риголетто» (1878), «Отелло» (1887), «Фальстаф» (1894, впервые на рус. яз.), К. М. Вебера, В. А. Моцарта, Дж. Пуччини и др. Муз. руководителем и дирижёром (в 1860-69) был К. Н. Лядов, затем (в 1863-1916) Э. Ф. Направник, деятельность которого сыграла значит. роль в истории театра (установил творч. связи с известными рус. композиторами, собрал в театре лучшие артистические силы, поднял профессиональный уровень оперных постановок). Среди солистов театра певцы Ф. П. Комиссаржевский, Е. А. Лавровская, Д. М. Леонова, И. А. Мельников, Ф. К. Никольский, Ю. Ф. Платонова. Балетные спектакли 2-й пол. 19 в. отличались феерической парадностью, яркой зрелищностью, пышностью постановок. Начиная с 60-х гг. стало заметно стремление к рус. сюжетам («Конёк-Горбунок» Пуньи, 1864). В кон. 19 в. выдающимся достижением стали балеты П. И. Чайковского («Спящая красавица», 1890; «Щелкунчик», 1892; «Лебединое озеро», 1895) и А. К. Глазунова («Раймонда», 1898) в пост. балетм. М. И. Петипа (возглавлял труппу в 1869-1903) и Л. И. Иванова. Их новаторские принципы, утверждавшие симфонизацию балетного спектакля, развивались позже в пост. балетм. М. М. Фокина. Им пост. «Павильон Армиды» Черепнина (1907), «Шопениана» (1908); «Петрушка» Стравинского (1911) и др. В балетной труппе в эти годы выдающиеся танцовщики - Т. П. Карсавина, М. Ф. Кшесинская, В. Ф. Нижинский, А. П. Павлова, О. И. Преображенская, прославившие искусство рус. балета. В кон. 19 - нач. 20 вв. в театре выступали крупнейшие мастера оперного искусства: И. А. Алчевский, А. Ю. Больска, М. И. Долина, И. В. Ершов, Е. И. Збруева, B. И. Касторский, В. И. Куза, Ф. В. Литвин, Е. К. Мравина, Э. К. Павловская, М. А. Славина, Л. В. Собинов, Ф. И. Стравинский, И. В. Тартаков, М. И. и H. H. Фигнеры, М. Б. Черкасская, Л. Г. Яковлев и др. Часто выступал Ф. И. Шаляпин. В репертуаре театра оперы Р. Вагнера (в т. ч. тетралогия «Кольцо нибелунга»), «Электра» Р. Штрауса, «Сказание о невидимом граде Китеже», «Хованщина» и др. Спектакли отличались законченным муз. ансамблем. В театре работали известные дирижёры Ф. М. Блуменфельд, А. Коутс, художники А. Н. Бенуа, А. Я. Головин, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев. Окт. революция 1917 создала условия для подлинного расцвета театр. искусства. Правительственным декретом 9 нояб. 1917 театр объявлен государственным и передан в ведение Наркомпроса. Мн. спектакли (часто бесплатные) ставились по заявкам рабочих, солдат, матросов, учащихся, служащих. Артисты в составе конц. бригад выезжали на фабрики и заводы города, в воинские части. В 1920 театр получил наименование Гос. академич. театра оперы и балета, в 1935 ему присвоено имя C. М. Кирова. Коллектив продолжал лучшие традиции, заложенные крупнейшими мастерами театр. искусства. Появились новые пост. оперной классики и произв. совр. заруб. композиторов, в т. ч. «Тангейзер» и «Риенци» Вагнера (1923), «Севильский цирюльник», «Дон Жуан» (1924); «Саломея» (1924) и «Кавалер роз» (1928) Р. Штрауса, «Воццек» Берга (1927). Подлинным событием стала пост. «Бориса Годунова» в авторской редакции (1928). Появляются оперы советский композиторов, осн. внимание которых было направлено на историко-революц. и совр. сов. тематику: «Орлиный бунт» Пащенко (1925), «Лёд и сталь» Дешевова (1930), «Броненосец «Потёмкин»« Чишко (1937), «В бурю» Хренникова (1939). В 1925 пост. опера С. С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам». Возобновляются оперы рус. классиков: «Пиковая дама» (1935), «Иван Сусанин» (1939, с новым текстом); «Чародейка» Чайковского (1941). Расширяется балетный репертуар: «Жар-птица» (1921), «Пульчинелла» (1926), «Байка про лису, петуха, кота да барана» (1927) Стравинского, опера-балет «Млада» Римского-Корсакова (1923), «Ночь на Лысой горе» на музыку Мусоргского (1924), «Времена года» Глазунова (1924), «Крепостная актриса» Корчмарёва (1927), «Красный мак» Глиэра (1929), «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1934), «Утраченные иллюзии» (1936), «Партизанские дни» (1937) Асафьева, «Сердце гор» Баланчивадзе (1938), «Лауренсия» Крейна (1939), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1940) и др. В 1939 театр награждён орденом Ленина. В 1940 его лучшие спектакли были показаны в Москве на Декаде искусства Ленинграда. В авг. 1941 театр был эвакуирован в Пермь; здесь состоялись премьеры опер: «Емельян Пугачёв» Коваля (1942), «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова (1943) и балета «Гаянэ» Хачатуряна (1942). Артисты театра выезжали с конц. бригадами на фронт, выступали в госпиталях, воинских частях, в колхозах и на предприятиях. Летом 1944 театр возвратился в Ленинград; открыт 1 сент. оперой «Иван Сусанин». На сцене театра в разное время выступали крупнейшие певцы - П. З. Андреев, Н. А. Большаков, Г. А. Боссэ, Р. Г. Горская, В. А. Давыдова, И. В. Ершов, Р. Л. Изтур, В. И. Касторский, О. А. Кашеварова, К. А. Лаптев, С. И. Мигай, А. Ю. Модестов, О. Ф. Мшанская, Г. М. Нэлепп, И. А. Нечаев, Г. Н. Орлов, В. К. Павловская, Н. К. Печковский, С. П. Преображенская, М. О. Рейзен, В. Р. Сливинский, И. П. Яшугин и др.; солисты балета - Н. А. Анисимова, Ф. И. Балабина, Т. М. Вечеслова, Р. И. Гербек, Е. П. Гердт, H. M. Дудинская, М. А. Дудко, А. Н. Ермолаев, Н. А. Зубковский, О. Г. Иордан, С. Г. Корень, Л. С. Леонтьев, A. В. Лопухов, Е. М. Люком, А. М. Монахов, В. А. Семёнов, М. Т. Семёнова, К. М. Сергеев, Г. С. Уланова, B. М. Чабукиани, А. Я. Шелест и др.; дирижёры - А. В. Гаук, В. А. Дранишников, Р. Е. Дриго, C. В. Ельцин, А. Коутс, Э. А. Купер, Н. А. Малько, А. М. Пазовский, Д. И. Похитонов, Г. Г. Фительберг; режиссёры - А. Б. Винер, Э. И. Каплан, И. М. Лапицкий, В. А. Лосский, С. Д. Масловская, В. Э. Мейерхольд, С. Э. Радлов, Н. В. Смолич, Л. В. Баратов; балетмейстеры - А. Я. Ваганова, В. И. Вайнонен, Р. В. Захаров, Л. С. Леонтьев, Л. М. Лавровский, Ф. В. Лопухов, В. И. Пономарёв, А. И. Чекрыгин; художники - А. Я. Головин, В. В. Дмитриев, К. А. Коровин, В. А. Щуко. В 40-50-е гг. возобновляются оперы - «Пиковая дама» (1946), «Дубровский» (1947), «Аида» (1948), «Кармен» (1948), «Фауст» (1949), «Князь Игорь» (1954), «Риголетто» (1954) и др. Из пост. рус. классич. опер выделялись «Руслан и Людмила» (1947 и 1954), «Борис Годунов» (1949), «Мазепа» (1950), «Хованщина» (1952), «Псковитянка» (1952), «Садко» (1953), из произв. сов. композиторов наиболее значит. были пост. опер - «Дуэнья» («Обручение в монастыре») Прокофьева (1946), «Семья Тараса» (1950), «Декабристы» (1953), «Мать» (1957); «Судьба человека» Дзержинского (1961). Среди пост. сов. балетов: «Золушка» (1946) и «Каменный цветок» (1957) Прокофьева, «Медный всадник» (1949); «Шурале» Яруллина (1950), «Спартак» (1956), «Тропою грома» (1958); «Берег Надежды» Петрова (1959), «Маскарад» Лапутина (1960) и др. Многие из этих спектаклей отмечены новаторскими поисками, оригинальным хореографич. решением и вошли в золотой фонд репертуара театра. Художеств. руководство в эти годы осуществляли дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёр И. Ю. Шлепянов, хормейстер В. П. Степанов, дирижёры балетных спектаклей Е. А. Дубовский и П. Э. Фельдт. Позднее в театре работали дирижёры - Э. П. Грикуров, А. И. Климов, К. А. Симеонов; режиссёр Е. Н. Соковнин, хормейстер А. В. Михайлов, художник С. Б. Вирсаладзе, балетмейстеры - P. В. Лопухов, П. А. Гусев, Б. А. Фенстер, К. М. Сергеев. В 60-70-е гг. репертуар театра обогатился значит. пост., среди которых оперы: «Лоэнгрин» (1962); «Октябрь» Мурадели (1964), «Гуняди Ласло» Эркеля (1965), «Питер Граймс» (1965), «Волшебная флейта» (1966); «Оптимистическая трагедия» (1966) и «Анна Онегина» (1967) Холминова, «Лючия ди Ламмермур» (1969, впервые в СССР); «Василий Губанов» Клебанова (1970), «Абесалом и Этери» (1971); «Интервенция» Успенского (1972), «Кармен» (1973); «Петр I» Петрова (1975), и балеты (преим. произв. сов. композиторов): «Отелло» Мачавариани (1960), «Легенда о любви» Меликова, «Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича (оба в 1961), «Далёкая планета» Майзеля (1963), «Двенадцать» Тищенко (1964), «Жемчужина» Симонян (1965), «Человек» Салманова (1966), «Страна чудес» Шварца (1967), «Горянка» Кажлаева (1968), «Волынщик из Стракониц» Матвеева, «Скифская сюита» на музыку С. С. Прокофьева и «Двое» на музыку симф. поэмы A. Д. Меликова «Метаморфозы» (все в 1969), «Гамлет» Червинского (1970), «Сотворение мира» Петрова (1971), «Икар» Слонимского (1974). Т-р осуществил сценич. пост. кантаты Прокофьева «Александр Невский» (1969) и «Патетической оратории» Свиридова (1970). В труппе театра (1975): певцы - нар. арт. СССР Г. А. Ковалёва, Б. Т. Штоколов, нар. арт. РСФСР Р. А. Баринова, И. П. Богачёва, Н. И. Кривуля, B. В. Максимова, засл. арт. РСФСР M. M. Гаврилкин, Р. С. Волкова, М. И. Заика, В. Ф. Киняев, В. В. Кравцов, Т. С. Кузнецова, В. М. Морозов, И. Н. Новолошников, Н. П. Охотников, В. В. Пучков, Л. П. Филатова, А. Ф. Шестакова; солисты балета - нар. арт. СССР И. А. Колпакова, Н. А. Кургапкина, Ю. В. Соловьёв, нар. арт. РСФСР С. В. Викулов, Г. Т. Комлева, А. И. Сизова, засл. арт. РСФСР И. Г. Генслер, Е. В. Евтеева, О. Л. Заботкина, Т. Н. Легат, К. А. Рассадин; гл. дирижёр - засл. арт. РСФСР Ю. X. Темирканов (с 1976), дирижёры - засл. деят. искусств РСФСР Б. И. Анисимов, Д. Э. Далгат, В. Г. Широков, засл. арт. РСФСР В. А. Федотов, Ю. В. Гамалей, В. В. Калентьев, гл. режиссёр - нар. арт. РСФСР и Кирг. ССР Р. И. Тихомиров, гл. балетмейстер - нар. арт. РСФСР И. Д. Вельский, гл. хормейстер - нар. арт. РСФСР А. Г. Мурин, хормейстеры - Л. М. Тепляков, Р. Э. Лютер, гл. художник - нар. художник РСФСР И. В. Севастьянов. Ведущие артисты оперной труппы часто выступают во мн. странах мира. Балетная труппа гастролировала в Австрии, Австралии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, ГДР, Греции, Египте, Испании, Италии, Канаде, Кубе, Нидерландах, Норвегии, Польше, Румынии, США, Финляндии, Франции, ФРГ, Чехословакии, Швеции, Югославии, Японии. Здание театра неоднократно подвергалось перестройке. В 1944 здание восстановлено после разрушений, причинённых бомбардировками во время блокады Ленинграда; в 1968-70 полностью реконструировано. Зрит. зал рассчитан на 1625 мест. Длина зала с учётом орк. ямы 22,1 м, ширина 19,46 м, высота 18 м. Глубина сцены 18 м, ширина 20 м, размер портала сцены - 16 х 9 м.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ЛЕ..

БЕРЛИНСКИЙ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

БОЛОНСКАЯ ФИЛАРМОНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ЛОНДОНСКИЙ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

НОВОСИБИРСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

САМАРКАНДСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

СЕМЕЙСТВО МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

УКРАИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРКЕСТР

ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МУЗЫКА

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>