ЛЕЙПЦИГ (Leipzig) - город на юге ГДР, один из старейших культурных центров страны. 580,7 тыс. жит. (1971). В течение неск. столетий средоточием муз. культуры Л. являлись церкви, в т. ч. Томаскирхе, при которой в 1212 был осн. мужской хор (Томанерхор), а позднее (ок. сер. 13 в.) школа Томасшуле, где обучали пению, игре на органе. В 15-16 вв. в церквах имелись органы, построенные лейпцигскими мастерами (И. Шунд, И. Ланге и др.). Среди крупнейших органистов - Н. Веллер, С. Лёц, Э. Н. Аммербах, Г. и Т. Энгельман. Важным центром муз. жизни стал университет (осн. в 1409); студенты и педагоги участвовали в качестве хористов и исполнителей на духовых и струн. инструментах в богослужениях в Николайкирхе и Паулинеркирхе. Здесь изучались муз. науки, зародилось светское музицирование. К сер. 15 в. возникло цеховое объединение проф. музыкантов (шпильманы, позже инструменталисты - барабанщики, трубачи и др.), находившееся под покровительством магистрата города. В 1479 при магистрате была создана привилегированная группа музыкантов, участвовавшая в торжественных церемониях, церк. службах, официальных приёмах и т. п. Постепенно росло производство клавикордов, лютен, струн. и духовых инструментов, не прекращавшееся даже во время Тридцатилетней войны 1618-48. К кон. 15 в. в Л. возникли нотопечатание и торговля нотами, достигшие расцвета в нач. 17 в. В 1650 состоялось первое муз. представление - постановка «драмы с пением» «Марс и Ирен». В 1693 по инициативе Н. А. Штрунка (капельмейстер из Дрездена) открылся постоянный оперный театр (первый спектакль - «Антигона, обманутая Альцестом» Штрунка; театр работал до 1720). В кон. 17 - нач. 18 вв. увеличилось число церквей с постоянными капеллами (в т. ч. Нёйкирхе, осн. в 1699, церковь Петерскирхе, осн. в 1712), возросла потребность в хористах, инструменталистах, органистах. В связи с этим расширилась деятельность Томасшуле, где обучали игре на муз. инструментах, руководству хором; Томанерхор стал участвовать не только в богослужениях, но и в разл. празднествах, собраниях светского характера. Много сделали для развития муз. искусства Л. комп. И. Кунау - с 1684 органист, с 1701 кантор Томаскирхе и школы при ней, муз. директор в университете; Г. Ф. Телеман - с 1704 органист и муз. директор Нейенкирхе, организатор муз. празднеств с участием т. н. штейнхардтовских музыкантов. Огромное влияние на разл. области муз. жизни города, как и всей немецкой нац. культуры, оказало творчество И. С. Баха, с 1723 до конца жизни работавшего в Л., в т. ч. кантором Томаскирхе. С 17 в. заметную роль играли объединения любителей музыки - Коллегиум музикум, возглавлявшиеся видными музыкантами: А. Кригером (1657), И. Пецелем (1673), позднее - И. Кунау (1688), Г. Ф. Телеманом (1702-04), И. Ф. Фашем (1708), И. С. Бахом (1729-1740) и др. «Коллегиум музикум» пользовались большой популярностью среди композиторов, специально писавших для них музыку. К сер. 18 в. Коллегиум музикум постепенно прекратили деятельность, уступив место другим, более демократич. формам конц. жизни, отвечавшим росту влияния буржуазии. Среди первых конц. организаций: т. н. «Большие концерты» (или «Купеческие концерты», осн. в 1743 книготорговец Й. Ф. Градич, любительским оркестром руководил ученик И. С. Баха И. Ф. Долес). С сер. 18 в. Л. становится центром развития нем. зингшпиля. Большое значение для утверждения этого демократич. жанра имела деятельность актёра Г. Г. Коха, возглавившего труппу театра, открытого в 1750. На сцене ставились зингшпили И. А. Хиллера, К. Г. Нефе, Й. и Ф. Бенды, позднее - В. А. Моцарта, В. Мюллера, а также оперы А. Э. М. Гретри, Ф. Филидора и др. После Семилетней войны оркестр под назв. «Любительские концерты» возобновил свою деятельность. Под рук. Хиллера (1763-85) концерты оркестра во многом способствовали обновлению муз. жизни Л. В состав оркестра входили: скрипач-концертмейстер И. Г. Хезер, лютнист Й. Кропфганс, флейтист И. Г. Тромлиц и др. В его программах преобладали соч. И. Г. Хассе, Я. Стамица, К. Диттерсдорфа, а также итальянский композиторов этого времени; в конц. исполнении опер и ораторий участвовали известные певицы К. Шрётер и Э. Шмелинг. В 1766-70 Хиллер издавал муз. журн. «Wöchentliche Nachrichten und Anmerkungen, die Musik betreffend», в 1771 осн. певч. школу, в 1775 организовал Муз.-исполнит. общество, объединившее в новый оркестр и хор студентов-хористов, музыкантов- инструменталистов - профессионалов и любителей. С 1781 в значит. расширенном составе оркестр начал выступать в здании Гевандхауза. В оркестр, занявший с тех пор центр. место в муз. жизни Л., вошли мн. гор. музыканты, концертирующие инструменталисты и участники оперного оркестра: в 1808 при нём был создан первый постоянный камерный ансамбль - струн. квартет. В 1798-1848 и 1863-65 в Л. издавался муз., журн. «Allgemeine Musikalische Zeitung», с 1834 «Neue Zeitschrift für Musik», осн. Р. Шуманом. Сер. 19 в. - период расцвета муз. культуры Л. В 1843 здесь была осн. первая в стране консерватория. В 1835-1847 оркестр Гевандхауза возглавлял Ф. Мендельсон, в 1848-60 - Ю. Ритц, в 1860-95 - К. Рейнеке, в 1895-1922 - А. Никиш. Репертуар обогатился мн. произв. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и др. В 1884 было открыто новое здание Гевандхауза (арх. М. Гропиус и X. Шмиден) с 2 залами - Большим и Малым. В 1892 перед зданием установлен памятник Ф. Мендельсону. В 1890-96 пользовались успехом «Академические концерты», основанные Г. Кречмаром. В 1896 было создано Филармонич. общество, организовавшее собственный, т. н. Виндерштейновский оркестр. Место церк. капелл в 19 в. заняли многочисл. хор. объединения любителей: «Певческая академия» (осн. в 1802), 2 общества «Лидертафель» (осн. в 1815 и 1838), Мужское хор. общество (1843) и др. Высокий художеств. уровень отличал исполнение мужских хоров: «Паулиненферейн» при университете (осн. в 1822), «Арион» (осн. в 1849), Лейпцигский хор (осн. в 1891). Во 2-й пол. 19 в. репертуар оперного театра обогатился произв. Р. Вагнера, О. Николаи, Дж. Верди. Важная роль в этом процессе принадлежит дирижёрам А. Нейману (работал в 1876-80), А. Никишу (в 1878-89), Г. Малеру (в 1886-88). В 1867 т-p начал работать в новом здании. Со 2-й пол. 19 в. Л. становится крупным центром муз. образования, музыковедения и нотоиздат. дела. В 1914 X. Риманом был осн. Ин-т музыковедения. В 1920 организовано по инициативе К. Штраубе Хоровое общество. На сцене оперного театра, получившего назв. Лейпцигской гор. оперы (с 1912 стал гос. театром), в 1920-е гг. проходили премьеры произведений К. Вейля, Э. Кшенека и др. Кроме оркестра Гевандхауза, работали: Филармонический оркестр (осн. в 1919), Лейпцигский симф. оркестр (осн. в 1923) во главе с дирижёром Г. Шерхеном (выступал в концертах Филармонич. общества и в муз. передачах Радио). Регулярно концертировал любительский Рабочий камерный оркестр под рук. Б. Лихта. В 1926 был создан Музей муз. инструментов. Установление фаш. режима (1933) тяжело отразилось на муз. жизни города. Сузился репертуар оркестра Гевандхауза и оперного театра, распались мн. хоровые объединения. В 1936 был уничтожен памятник Мендельсону. В 1943 в результате налётов англо-амер. авиации подверглись разрушению здания Гевандхауза и оперного театра; муз. жизнь Л. фактически прекратилась. В первые же месяцы после разгрома фашизма (1945) возобновились систематич. концерты Гевандхауза (в реконструированном помещении Конгресхалле). Возникали новые формы деятельности музыкантов и пропаганды музыки в широких массах. С 1947 стали проводиться «Мендельсоновские дни», с 1950 - Баховские фестивали, с которыми связаны Междунар. конкурсы музыкантов, ставшие с 1962 традиционными, «Лейпцигские муз. дни», призванные пропагандировать творчество композиторов ГДР. В исполнении оркестра Гевандхауза впервые в Л. прозвучали мн. соч. Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, П. Хиндемита, Б. Бартока, ведущих немецкий композиторов старшего поколения, в т. ч. О. Герстера. В 1960 восстановлено и реконструировано здание оперного театра, при котором работает филиал (преим. для постановки комич. опер, оперетт, камерных спектаклей). Среди крупнейших муз. коллективов также: симфонический оркестр Радио (в 1949-56 под рук. Г. Абендрота; затем под рук. Г. Пфлюгера и Г. Кегеля), Томанерхор (во главе хора и школы - Г. Рамин, К. Томас, Р. Мауэрсбергер). В Л. св. 100 любит. коллективов, в т. ч. Певч. академия, Лейпцигский мужской хор, университетский хор, симф. оркестр Об-ва германо-сов. дружбы. Имеются Высшая муз. школа (создана на основе консерватории) и Школа нар. музыки, неск. средних муз. уч. заведений. Продолжают работу Ин-т музыковедения, восстановлен Музей муз. инструментов, действует крупнейшее муз. издательство «Нар. предприятие Брейткопф и Хертель» (осн. в 1795).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ЛЕ..

ЛАВОТТА

ЛАВРОВА

ЛАГИДЗЕ

ЛАДУХИН

ЛАЗАРЕВ

ЛАМБЕРТ

ЛАНДИНО

ЛАПУТИН

ЛАРЧЕМИ

ЛАСЕПЕД

ЛАССАЛЬ

ЛАТЫПОВ

ЛАУРЕАТ

ЛАЦАНИЧ

ЛЕБЕДЕВ

ЛЕВАШОВ

ЛЕВИТИН

ЛЕГЕНДА

ЛЕДЕНЁВ

ЛЕЙХТЕР

ЛЕКУОНА

ЛЕМЕШЕВ

ЛЕНДВАИ

ЛЕНДЛЕР

ЛЕНСКИЙ

ЛЕНЬЯНИ

ЛЕОНОВА

ЛЕПНУРМ

ЛЕССЕЛЬ

ЛЕЩЕНКО

ЛИВЕНКА

ЛИЛЕЕВА

ЛИМПАНИ

ЛИПАТТИ

ЛИПСИУС

ЛИСАБОН

ЛИТАВРА

ЛИТАНИЯ

ЛИТОЛЬФ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>