ЛИГЕТИ (Ligeti) Дьёрдь (р. 28 V 1923, Дичёсентмартон, Трансильвания, ныне Тырнэвени, Румыния) - венгерский композитор и музыковед. Учился в консерватории в Клуже, затем у Ф. Фаркаша и Ш. Верешша (композиция) в Высшей муз. школе им. Ф. Листа в Будапеште (1945-49), по окончании которой преподавал там теоретич. предметы. Одновременно занимался собиранием рум. фольклора в Трансильвании. В 1956 эмигрировал в Вену. С 1957 работает в студии электронной музыки при Кёльнском радио (создал ряд соч. для электронных инструментов). С 1959 читает курс лекций об электронной и серийной музыке на Междунар. летнем семинаре в Дармштадте, пропагандируя музыку совр. авангардистов. С 1961 преподаёт (эпизодически) композицию в Высшей муз. школе в Стокгольме. В своих лит. работах отстаивает позиции элитарного модернистского искусства, одним из представителей которого он является в качестве композитора. Экспериментирует в сфере муз. инстр. «театра абсурда» - сочетает лишённый содержания муз. язык, построенный на фонетич. звукосочетаниях, с эмоциональностью, богатством ассоциаций. Автор теоретич. статей в журн. «Die Reihe» и др.
Соч.: балет Лонтано (конц. исп. 1971); для солиста, хора и орк. - Реквием (1962-65); для орк. - Появления (Apparitions, 1960, 1-я Рим. пр. 1964); Лонтано (Lontano, 1967); Камерный концерт для 13 инструментов (1970); Концерт для влч. с орк. (1966); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет Ночные метаморфозы (Metamorphoses nocturnes, 1954); для голоса и инстр. ансамбля - Приключения (Aventures, для 3 голосов и 7 струнных, 1963) и Новые приключения (Nouvelles aventures, для сопрано и 7 инструментов, 1966); симф. поэма для 100 метрономов и др.; электронная музыка - Артикуляция (Artikulation, 1958); соч. для фп.; хоры a cappella - Ночь (Йjszaka) и Утро (Reggel, оба - 1956); для органа - Объёмы (Volumina, 1962); для чембало - Continuum (1970); песни. Лит. соч.: Egy aradmegyei roman együttes, Bdpst, 1953; La polyphonie dans la musique populaire, Bdpst, 1953; Traitй d'harmonie classique, Bdpst, 1954; Кlasszikus цsszhangzatte, 1956; Entscheidung und Automatik in der Structure I-a von Pierre Boulez, Bdpst, «Die Reihe», 1958, [Bd] 4; Wandlungen der musikalischen Form, там же, 1960, [Bd] 7; Ьber die Harmonik in Weberns Erster Кantate, «Darmstädter Beitrage zur neuen Musik», 1960, [Bd] 3; Fragen und Antworten von mir selbst, «Melos», 1971, Jahrg. 38, H. 12, S. 509-16.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ЛИ..

ЛАХНЕР

ЛЕ ЖЁН

ЛЕ ПИК

ЛЕВАЙН

ЛЕВИЕВ

ЛЕВИНА

ЛЕГРАН

ЛЕЙНУС

ЛЕКЛЕР

ЛЕКУНА

ЛЕКУРИ

ЛЕМУАН

ЛЕННОН

ЛЕОНАР

ЛЕОНИН

ЛЕОНОВ

ЛЕСМАН

ЛЕСЮЭР

ЛИВОНТ

ЛИНЁВА

ЛИНДЛИ

ЛИПАЕВ

ЛИРИЦА

ЛИРНИК

ЛИСТОВ

ЛИТВИН

ЛИФАРЬ

ЛОБЕЛЬ

ЛОКТЕВ

ЛОКШИН

ЛОМАКС

ЛОНДОН

ЛУДЫНЯ

ЛУНГУЛ

ЛУППОВ

ЛУЦКИЙ

ЛХОТКА

ЛЬОБЕТ

ЛЭУТАР

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>