ЛИРА (греч. lura). 1) Древнегреческий струнный щипковый муз. инструмент. Корпус плоский, округлой формы; первоначально изготовлялся из панцыря черепахи и снабжался мембраной из кожи быка, позднее выделывался целиком из дерева. По бокам корпуса - две изогнутые стойки (из рогов антилопы или из дерева) с перекладиной, к которой крепились 7-11 струн. Настройка по 5-ступенному звукоряду. При игре Л. держали вертикально или наклонно; пальцами левой руки исполняли мелодию, а в конце строфы проводили плектром по струнам. Игрой на Л. сопровождали исполнение произв. эпич. и лирич. поэзии (с Л. связано возникновение лит. термина «лирика»). В противоположность дионисийскому авлосу Л. была инструментом аполлоническим. Дальнейшей ступенью развития Л. явилась кифара (китара). В ср. века и позднее антич. Л. не встречалась. 2) Смычковая однострунная Л. Упоминается в литературе с 8-9 вв., последние изображения - 13 в. Корпус грушеобразный, с двумя серповидными отверстиями. 3) Колёсная Л. - струнный инструмент. Корпус деревянный, глубокий, лодко- или восьмёркообразной формы с обечайкой, заканчивается головкой, часто имеющей завиток. Внутри корпуса укреплено натёртое смолой или канифолью колесо, вращаемое при помощи рукоятки. Через отверстие в деке оно выступает наружу, касаясь струн, при вращении заставляя их звучать. Число струн различно, средняя из них, мелодич., проходит через коробку с механизмом для изменения высоты звучания. В 12 в. для укорачивания струны употреблялись вращающиеся тангенты, с 13 в. - нажимные. Диапазон - первоначально диатонич. гамма в объёме октавы, с 18 в. - хроматич. в объёме 2 октав. Справа и слева от мелодич. размещены две аккомпанирующие бурдонные струны, настроенные обычно в квинту или кварту. Под назв. органиструм колёсная Л. была широко распространена в ср. века. В 10 в. отличалась большими размерами; иногда на ней играли два исполнителя. Под разл. назв. колёсная Л. бытовала у мн. народов Европы и территории СССР. В России известна с 17 в.. На ней играли бродячие музыканты и калики перехожие (на Украине наз. реля, рыля; в Белоруссии - лера). В сов. время создана усовершенствованная Л. с баянной клавиатурой и 9 струнами, с ладками на грифе (тип плоской домры), сконструирована семья лир (сопрано, тенор, баритон). Используется в нац. оркестрах. 4) Смычковая Л. - струнный инструмент, возникший в Италии в 16-17 вв. По виду (углами корпуса, выпуклой нижней декой, головкой в форме завитка) несколько напоминает скрипку. Существовали Л. да браччо (сопрано), лироне да браччо (альт), Л. да гамба (баритон), лироне перфетта (бас). Лиры и лироне да браччо имели по 5 игровых струн (и одну или две бурдонных), Л. да гамба (наз. также лироне, лира имперфетта) 9-13, лироне перфетта (др. назв. - арчивиолята Л., Л. перфетта) до 10-14. 5) Гитара-Л. - разновидность гитары с корпусом, напоминающим др.-греч. Л. При игре находилась в вертикальном положении (на ножках или на опорной плоскости). Справа и слева от грифа имеются «рога», являющиеся либо продолжением корпуса, либо декоративным украшением. Гитара-Л. сконструирована во Франции в 18 в. Была распространена в странах Зап. Европы и в России до 30-х гг. 19 в. 6) Кавалерийская Л. - металлофон: набор металлич. пластинок, подвешенных к металлич. раме, к-рая имеет форму Л., украшена конским хвостом. Играют металлич. колотушкой. Кавалерийская Л. предназначалась для духовых оркестров кавалерии. 7) Деталь рояля - деревянная рама, часто в форме антич. Л. Служит для крепления педали. 8) В переносном смысле - эмблема или символ искусства. Применяется в Сов. Армии для различия солдат и старшин музвзвода.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ЛИ..

КУСС

КЫЯК

КЬОС

ЛЁВЕ

ЛАЛО

ЛАМИ

ЛАММ

ЛАНГ

ЛАУБ

ЛАУТ

ЛЕВИ

ЛЕКЁ

ЛЕНЦ

ЛЕОН

ЛЕУВ

ЛИГА

ЛИЛЛ

ЛИНД

ЛИПС

ЛИРУ

ЛИСТ

ЛОНГ

ЛУКК

ЛУРА

ЛЮПО

ЛЮТШ

ЛЯМИ

МАБУ

МАЙР

МАРА

МАРЕ

МАРШ

МАШО

МЕРЦ

МЕТА

МЕТР

МИГО

МИЙО

МИЛА

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>