МАДРИД (Madrid) - столица Испании, гл. центр её муз. жизни. Ок. 3,2 млн. жит. (на 1 янв. 1973). Муз. жизнь М. получила развитие после перенесения сюда корол. двора (1561), при котором была создана капелла, состоявшая из фламандских, позднее франц. музыкантов. Придв. испан. капеллой Филиппа II с 1587 руководил комп. Ф. Рожер (мальчиком пел в хоре фламандской капеллы), обогативший своими произв. её репертуар. С корол. капеллой были связаны мн. видные композиторы и органисты 16-18 вв. (они писали также музыку для монастырских хоров); среди них - A., X. и Э. де Кабесоны, Д., Б. К. и Ф. дель Кастильо, Н. Гомберт, Ф. и X. дель Вадо, X. де Торрес, А. Литерес и X. Небра и др. авторы полифонич. вок. и инстр. произв. Здесь же служили лучшие певцы. Полифонич. культовая музыка в 16-17 вв. получила высокое развитие в творчестве композиторов и органистов Т. де Виктории, X. Элиаса, X. Морено-и-Поло, М. X. де Веаны, М. Руиса, А. Солера и др. видных музыкантов, живших в мадридских монастырях. Культовые произв. комп. К. де Моралеса, Ф. Герреро и Ф. де лас Инфантас, работавших в М., были известны и за пределами Испании. В кон. 16 в. стали популярны представления с музыкой (на светские сюжеты), которые давались сначала под открытым небом, затем в театрах «Де ла Крус» и «Дель Принсипе», в нач. 17 в. в них шли комедии Тирсо де Молины, Руиса де Аларкона-и-Мендосы, А. Морето-и-Каваньи с муз. интермедиями. В 1629 при дворе была пост. первая испан. опера неизвестного автора «Лес без любви» («La selva sin amor»), в сер. 17 в. - первая сарсуэла»Сад Фалерины» («El jardin de Falerina») в корол. резиденции Сарсуэла (близ М.), давшей назв. этому жанру. На открытом воздухе устраивались религ. представления (autos sacramentales) с муз. сопровождением. Наряду с вокальной музыкой, звучавшей гл. обр. в аристократич. салонах, получили распространение и инстр. произв., преим. для виуэлы и гитары; выделялись гитаристы Л. Руис де Рибайяс и Ф. Герау (18 в.), известный педагог С. де Мурсиль, Ф. Моретти, М. П. В. Гарсиа (кон. 18 - нач. 19 вв.) и др. В 1708 в М. впервые гастролировала итал. оперная труппа, для которой был построен спец. оперный театр «Каньос дель Пераль». В 18 в. спектакли итал. оперы с музыкой приглашавшихся в М. итал. комп. Дж. Факко, Ф. Корселли, Ф. Коррадини, Н. Конфорто и др. регулярно ставились в театре «Каньос дель Пераль» и в придворном театре во дворце «Буэн Ретиро», которымв1737- 1759 руководил певец-кастрат Фаринелли. Наряду с итал. операми продолжали ставиться сарсуэлы, мелодрамы и комедии с музыкой, во 2-й пол. 18 в. - тонадильи Л. Мисона, А. Герреро, П. Аранаса, П. Эстеве, Б. де Ласерны, А. Росалеса и др. В сер. 18 в. развиваются камерно-инстр. жанры; высокие образцы музыки для чембало, виолончели, скрипки создали Д. Скарлатти, Л. Боккерини, Г. Брунетти, работавшие при дворе, где также выступали скрипачи X. Эррандо, Ф. Манальт, гобоисты Пла (3 брата). В 1830 осн. Корол. консерватория музыки и декламации имени королевы Христины; сначала в ней преподавали гл. обр. итальянцы. Несмотря на высокий уровень развития муз. жизнь М. носила замкнутый характер. С сер. 19 в. в М. стали гастролировать мн. иностр. музыканты (выступали на сцене театра «Лисео»). В 1863 было создано Квартетное общество под рук. скрипача и дирижёра X. Монастерио, пропагандировавшее камерную музыку испанский композиторов, в 1866 - Конц. общество с собств. оркестром. К кон. 19 в. всё большую роль стали играть представители нац. направления - испан. муз. Возрождения (Ренасимьенто), которые в своей педагогич., композиторской и обществ. деятельности стремились к утверждению нац. испан. стиля. Среди них - Ф. Барбьери, основавший в М. общество «Музыкальная Испания» (способствовало организации испан. оперного театра) и своими сарсуэлами помогавший преодолению влияния итал. оперного стиля; Т. Бретон, организовавший оркестр Художественного объединения музыкантов, П. X. Э. Арриета-и-Корера, Р. Чапи, X. Монастерио и особенно Ф. Педрель, ведущий деятель Ренасимьенто, основоположник новой испан. композиторской и музыковедч. школ. С сер. 19 в. начался расцвет муз. театра; были построены спец. оперные театры «Паласио реаль» (1849) для придв. оперы и «Реаль» (1850), в которых до 1870-х гг. ставились итал. и франц. оперы, а в кон. 19 в., с усилением движения Ренасимьенто, шли нац. оперы Т. М. Эславы, Э. Серрано, Р. Чапи, Бретона. С возрождением сарсуэлы в сер. 19 в. возникли театры «Сарсуэла» (1856), «Театро лирико» (1902). Муз. спектакли давались также в театрах «Сирко» (1834-56), «Институто» (1839), «Мусео» (1847-49), «Варьедадес» (1842-88) и др. Симф. и театр. оркестрами дирижировали Барбьери, Бретон, Чапи, Монастерио, X. Гастамбиде-и-Гарбайо, X. Хименес-и-Беллидо. В нач. 20 в. созданы симф. и филармонич. оркестры под рук. Ф. Арбоса и П. Касальса. В театре «Реаль» шли оперы М. де Фалья, X. Турины, К. дель Кампо, М. Торробы, И. Альбениса и др. В кон. 1920-х гг. уровень развития муз. жизни М. значительно снизился. В 1925 закрылся театр «Реаль» (его реставрация продолжается ок. 50 лет). В годы гражд. войны 1936-39 распались мн. муз. общества, видные музыканты эмигрировали из страны (М. де Фалья, П. Касальс, Э. К. Чапи, К. Паласио). Нек-рое оживление в конц. жизнь М. внёс в 1940-е гг. дир. А. Архента, создавший Нац. оркестр и Объединение камерной музыки, которые и в сер. 1970-х гг. являются ведущими проф. коллективами города. В совр. М. работают Симф. оркестр Испан. радио и телевидения (рук. И. Маркевич) и оркестр Мадридской филармонии (рук. О. Алонсо), оперные спектакли ставятся в театре «Сарсуэла», «Театро лирико», а также даются испан. труппой Ассоциации друзей оперы и др.; оперетты ставятся в небольших драм. театрах. Концерты из-за отсутствия спец. помещений проводятся в крупнейших кинотеатрах города. Среди муз. организаций совр. М. - Нац. ассоциация музыки, Ассоциация муз. культуры, конц. бюро «Даниель де Кесада» и «Витериа»; имеются муз. б-ки и муз. отделы в Национальных и Муниципальных б-ках. В М. проводятся музыкальные фестивали, выходит журн. «Informazion musical».

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
МА..

ЛИСТОВ

ЛИТВИН

ЛИФАРЬ

ЛОБЕЛЬ

ЛОКТЕВ

ЛОКШИН

ЛОМАКС

ЛОНДОН

ЛУДЫНЯ

ЛУНГУЛ

ЛУППОВ

ЛУЦКИЙ

ЛХОТКА

ЛЬОБЕТ

ЛЭУТАР

ЛЮДВИГ

ЛЯДОВА

ЛЯДОВЫ

МААЗИК

МАЗАЕВ

МАЗЕЛЬ

МАЗИНИ

МАИЙОН

МАИЛЯН

МАЙСТЕ

МАКЕБА

МАЛАГА

МАЛЕРБ

МАЛКОВ

МАЛЬКО

МАНЗИЙ

МАНУАЛ

МАНЬЯР

МАРАГИ

МАРАКА

МАРАНЦ

МАРИНИ

МАРКОВ

МАРОТИ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>