МАДРИГАЛ [франц. madrigal, итал. madrigale, староитал. madriale, mandriale, от позднелат. matricale (от лат. mater - мать) - песня на родном (материнском) языке] - светский муз.-поэтич. жанр эпохи Возрождения. Истоки M. восходят к нар. поэзии, к старинной итал. одноголосной пастушеской песне. В проф. поэзии М. появился в 14 в., т. е. в эпоху Раннего Возрождения. От строгих поэтич. форм того времени (сонеты, секстины и др.) отличался свободой структуры (различное количество строк, рифмовка и т. п.). Обычно он складывался из двух и более 3-строчных строф, за которыми следовало 2-строчное заключение (coppia). M. писали крупнейшие поэты Раннего Возрождения Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо. С 14 в. под поэтическим М. обычно подразумевают произведения, специально создававшиеся для муз. воплощения. Один из первых поэтов, сочинявших М. как тексты для музыки, - Ф. Саккетти. В числе ведущих авторов муз. М. 14 в. Дж. да Фиренце, Дж. да Болонья, Ф. Ландино. Их М. представляют собой вокальное (иногда с участием инструментов) 2-3-голосное произв. на любовно-лирич., шуточно-бытовые, мифологич. и др. темы, в их музыке выделяются куплет и рефрен (на текст заключения); характерно богатство мелизматич. украшений в верхнем голосе. Создавались и М. канонич. склада, родственные качче. В 15 в. М. вытесняется из композиторской практики многочисл. разновидностями фроттолы - итал. светской многогол. песни. В 30-х гг. 16 в., т. е. в эпоху Высокого Возрождения, М. возникает вновь, быстро распространяется в европ. странах и вплоть до появления оперы остаётся самым значит. жанром проф. светской музыки. М. оказался муз. формой, способной гибко передавать оттенки поэтич. текста; поэтому он более отвечал новым художеств. требованиям, чем фроттола с её структурной скованностью. Появление муз. М. после более чем столетнего перерыва стимулировалось возрождением в поэзии лирич. форм 14 в. («петраркизм»). Виднейший из «петраркистов» П. Бембо особо выделял и ценил М. как свободную форму. Эта композиционная особенность - отсутствие строгих структурных канонов - становится характернейшей чертой нового муз. жанра. Название «М.» в 16 в. по существу связывалось не столько с определённой формой, сколько с художеств. принципом свободного выражения мыслей и чувств. Поэтому М. смог воспринять наиболее радикальные устремления своей эпохи, став «точкой приложения многих действующих сил» (Б. В. Асафьев). Важнейшая роль в создании итал. М. 16 в. принадлежит А. Вилларту и Ф. Вердело, фламандцам по происхождению. В числе авторов М. - итальянский композиторы К. де Pope, H. Вичентино, В. Галилеи, Л. Маренцио, К. Джезуальдо ди Веноза и др. К М. неоднократно обращался и Палестрина. Последние выдающиеся образцы этого жанра, ещё непосредственно связанные с традициями 16 в., принадлежат К. Монтеверди. В Англии крупнейшими мадригалистами были У. Бёрд, Т. Морли, Т. Уилкс, Дж. Уилби, в Германии - X. Л. Хаслер, Г. Шюц, И. Г. Шейн. М. в 16 в. - 4-, 5-голосное вок. сочинение преим. лирич. характера; стилистически он заметно отличается от М. 14 в. Текстами М. 16 в. служили популярные лирич. произведения Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Я. Саннадзаро, Б. Гварини, позже - Т. Тассо, Дж. Марино, а также строфы из драм. поэм Т. Тассо и Л. Ариосто. В 30-50-х гг. 16 в. складываются разл. школы М.: венецианская (А. Вилларт), римская (К. Феста), флорентийская (Я. Аркадельт). М. этого периода обнаруживают отчётливую композиционно-стилистич. связь с более ранними малыми лирич. жанрами - фроттолой и мотетом. Для М. мотетного происхождения (Вилларт) характерны сквозная форма, 5-голосный полифонич. склад, опора на систему церк. ладов. В М., по происхождению связанных с фроттолой, встречается 4-голосный гомофонно-гармонич. склад, близкие совр. мажору или минору лады, а также куплетные и репризные формы (Я. Геро, Ф. Б. Кортечча, К. Феста). М. раннего периода передают гл. обр. спокойно-созерцательные настроения, в их музыке отсутствуют яркие контрасты. Следующий период развития М., представленного сочинениями О. Лассо, А. Габриели и др. композиторов (50-80-е гг. 16 в.), отличается интенсивными поисками новых выразит. средств. Формируются новые типы тематизма, развивается новая ритмич. техника («a note negre»), толчком к чему послужило усовершенствование нотопечатного дела. Эстетич. оправдание получает диссонанс, в письме строгого стиля не имевший самостоят. значения. Важнейшее «открытие» этого времени - хроматизм, возрождённый в результате изучения др.-греч. теории лада. Его обоснование было дано в трактате Н. Вичентино «Старинная музыка, приспособленная к современной практике» («L'antica musica ridotta alla moderna prattica», 1555), где приводится и «образец сочинения в хроматич. ладу». Крупнейшие композиторы, широко применявшие хроматизмы в своих М., - К. де Pope и, позднее, К. Джезуальдо ди Веноза. Традиции мадригальной хроматики были устойчивы ещё в 17 в., влияние их обнаруживается в операх К. Монтеверди, Дж. Каччини, М. да Гальяно. Развитие хроматизма привело к обогащению лада и его модуляционных средств и формированию новой выразит. интонац. сферы. Параллельно с хроматизмом исследуется др.-греч. теория энгармонизма, следствием чего явились практич. поиски равномерно-темперированного строя. Один из интереснейших образцов осознания равномерной темперации уже в 16 в. - мадригал Л. Маренцио «О, вы, которые вздыхаете…» («О voi che sospirate», 1580). Третий период (кон. 16 - нач. 17 вв.) - «золотой век» жанра М., связанный с именами Л. Маренцио, К. Джезуальдо ди Веноза, К. Монтеверди. М. этой поры насыщены яркими выразит. контрастами, детально отражают развитие поэтич. мысли. Отчётливо проявляется тенденция к своеобразной муз. символике: пауза в середине слова трактуется как «вздох», хроматизм и диссонанс связываются с представлением о скорби, ускоренное ритмич. движение и плавный мелодич. рисунок - с потоками слёз, ветром и т. д. Характерный пример такой символики представляет мадригал Джезуальдо «Летите, о, мои вздохи» («Itene о, miei sospiri», 1611). В знаменитом мадригале Джезуальдо «Умираю, несчастный» («Moro lasso», 1611) диатоника и хроматика символизируют жизнь и смерть. В кон. 16 в. М. сближается с драм/ и конц. жанрами своего времени. Появляются мадригальные комедии, предназначенные, по-видимому, для сценич. воплощения. Возникает традиция исполнения М. в переложении для солирующего голоса и сопровождающих инструментов. Монтоверди, начиная с 5-й книги мадригалов (1605), применяет в них разл. аккомпанирующие инструменты, вводит инстр. эпизоды («симфонии»), сокращает число голосов до 2, 3 и даже одного голоса с basso continuo. Обобщением стилистич. тенденции итал. М. 16 в. явились 7-я и 8-я книги мадригалов Монтеверди («Концерт», 1619, и «Воинственные и любовные мадригалы», 1638), включающие разнообразные вок. формы - от куплетных канцонетт до больших драм. сцен с сопровождением оркестра. Важнейшие итоги мадригального периода - утверждение гомофонного склада, зарождение основ функционально-гармонич. ладовой системы, эстетич. обоснование монодии, введение хроматизма, смелое раскрепощение диссонанса имели большое значение для музыки последующих веков, в частности подготовили возникновение оперы. На рубеже 17-18 вв. М. в различных его модификациях развивается в творчестве А. Лотти, Дж. К. М. Клари, Б. Марчелло. В 20 в. М. вновь входит в композиторскую (П. Хиндемит, И. Ф. Стравинский, Б. Мартину и др.) и особенно в концертно-исполнит. практику (многочисл. ансамбли старинной музыки в Чехословакии, Румынии, Австрии, Польше и др., в СССР - ансамбль «Мадригал»; в Великобритании существует Мадригальное общество - Madrigal Society).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
МА..

ЛИВАНОВА

ЛИГАТУРА

ЛИНДЕМАН

ЛИННЕМАН

ЛИСИЦИАН

ЛИТУРГИЯ

ЛОБАНОВА

ЛОРКОВИЧ

ЛУБЕНЦОВ

ЛУКЬЯНОВ

ЛУНКЕВИЧ

ЛЮБИМОВА

ЛЮДКЕВИЧ

ЛЮДМИЛИН

ЛЯВОНИХА

ЛЯПУНОВА

МАГИЛЬОН

МАГОМАЕВ

МАДЗОККИ

МАЕРСКИЙ

МАЗМАНЯН

МАЙЗЕДЕР

МАЙКАПАР

МАЙНАРДИ

МАЙОРАНО

МАКАРОВА

МАККЕРАС

МАКСАКОВ

МАКСИМОВ

МАЛАШКИН

МАЛИБРАН

МАЛУНЦЯН

МАЛЫШЕВА

МАЛЬКОВА

МАЛЬЦЕВА

МАЛЮКОВА

МАМЕДОВА

МАМОНТОВ

МАНСУРОВ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>