МАКАРОВ Абрам Давидович [р. 4(16) XII 1897, Луганск] - сов. пианист-ансамблист. Засл. арт. РСФСР (1961). В 1917 окончил Петрогр. консерваторию по классу фп. у В. Н. Дроздова. В 1925-67 концертмейстер Моск. филармонии. В 1960-62 и с 1966 ст. преподаватель кафедры концертмейстерского мастерства Моск. консерватории. Выступал в СССР, а также в США, Великобритании, Франции, Японии и др. странах со мн. крупнейшими сов. и заруб. артистами, в т. ч. с Д. Ф. Ойстрахом, Л. В. Собиновым, А. В. Неждановой, З. А. Долухановой, Я. Хейфецем, И. Менухиным. И. М. Ямпольский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

МАКАРОВ Валентин Алексеевич [10(23) VIII 1908, Тетюши, ныне Тат. АССР - 26 IX 1952, Москва] - советский композитор. В 1931 окончил Первый муз. техникум при Моск. консерватории по классу композиции у Б. Л. Яворского. В 1927-38 пианист-иллюстратор в моск. кинотеатрах. В 1936-40 вольнослушатель Моск. консерватории, где обучался в классах Г. И. Литинского (композиция), Б. Н. Лятошинского (инструментовка), И. В. Способина (гармония и муз. форма). В 1938-40 муз. методист при методич. кабинете ВЦСПС. Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 служил при 4-м отделе Политуправления Черноморского флота. В 1946-49 худ. рук. хора рус. нар. песни при Моск. обл. филармонии. Вок. жанры - песни (более 120), хор. сюиты - составляют большинство соч. М. Более всего удавались композитору лирич. песни («Рос на опушке рощи клён» и др.), интонационно связанные с совр. нар. крестьянской песней и с традициями рус. городской демократия. музыки 19 в.
Соч.: муз. комедия - Сердце моряка (совм. с Ю. М. Слоновым, 1944); концерт для фп. с орк. (1939); для скр. и фп. - Поэма (1939); для солистов, хора, балета и орк. нар. инструментов - сюита Свадьба ткачихи (сл. Б. К. Ковынева, 1940); для муж. хора, балета и орк. нар. инструментов - Русская гармонь (сл. А. А. Жарова); для чтеца, хора и орк. нар. инструментов - песенный цикл Солнечная дорога (сл. Я. З. Шведова, 1949; Гос. пр. СССР, 1950); для солистов, хора и орк. нар. инструментов - Река-богатырь (сл. Я. Л. Белинского; Гос. пр. СССР, 1951); для солистов, хора и фп. - Алтайская сюита (сл. алтайских поэтов, 1949); циклы песен - Широки поля под Сталинградом (сл. Е. А. Долматовского; Гос. пр. СССР, 1950), Родной Севастополь (сл. С. Я. Алымова; Гос. пр. СССР, 1950); песни, в т.ч. Над рекой, над Окой (сл. О. Н. Высотской), Огоньки (сл. А. И. Пришельца), Поле чистое (сл. И. Н. Молчанова) и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

МАКАРОВ Евгений Петрович [р. 6(19) XI 1912, Пенза] - советский композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1972). Кандидат искусствоведения (1950). В 1944 окончил воен.-дирижёрский факультет при Московской консерватории; в 1947 - Московскую консерваторию по классу композиции у Д. Д. Шостаковича (ранее учился у Р. М. Глиэра и Г. И. Литинского). С 1944 преподаватель Ин-та воен. дирижёров (позднее воен.-дирижёрского ф-та при Моск. консерватории; в 1950-58 нач. кафедры чтения партитур; в 1958-61 - кафедры инструментовки). С 1957 доцент Моск. консерватории (с 1963 зав. кафедрой инструментовки). Произв. М. входят в репертуар дух. оркестров, в частности армейских коллективов. Автор «Задачника по инструментовке для духового оркестра» (1953), «Курса чтения партитур» (1956, соавторы М. Д. Готлиб, Я. М. Каабак); один из авторов «Курса инструментовки для духового оркестра» (1951).
Соч.: балет - Сказка о рыбаке и рыбке (1952); для орк. - симфония (1943), Праздничная увертюра (1955), Четыре русские песни (1967); для фп. с орк. - концертино (1939); для дух. орк. - Пассакалья и фуга (1945), увертюры, сюиты, марши; камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. струн. квартет (1941); пьесы для разл. инструментов, романсы; музыка к фильмам. M. M. Яковлев.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

МАКАРОВ Николай Петрович [4(16) II 1810, Чухлома Костромской губ. - 5(17) XII 1890, с. Фунтиково-Рожествино Тульской губ.] - рус. гитарист. В детстве учился игре на скрипке у крепостного музыканта. Игру на гитаре изучал самостоятельно. В 1840-х гг. пользовался советами А. О. Сихры, занимался по гармонии у капельмейстера Большого театра И. И. Иоганниса. В 1841 выступил впервые как гитарист в Туле. В 1852 во время заграничной поездки познакомился с выдающимися гитаристами (Ц. де Ферранти и др.). В 1856 организовал в Брюсселе Междунар. конкурс «на лучшие сочинения для гитары и наилучшие сделанные гитары». Автор гитарных пьес, методич. очерка «Несколько правил высшей гитарной игры» (1874; на рус. и франц. яз. также в журн. «Гитарист», 1905, No 1-3), очерков «Былое (из воспоминаний гитариста)» (в журн. «Музыка гитариста», 1909, No 1, 3, 6, 11; 1910, No 2, 5-6, 7-8, 11-12). Издал также кн. «Мои семидесятилетние воспоминания…» (ч. 1-4, 1881-82). Писал романы, был известен как лексикограф («Полный русско-французский словарь», 1867, и др.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
МА..

ЛЮБИМОВ

ЛЮБЛЯНА

ЛЮБОШИЦ

ЛЮЙ ЦЗИ

ЛЮЙ-ЛЮЙ

ЛЯПУНОВ

ЛЯШЕНКО

МЁККЕЛЬ

МААЗЕЛЬ

МАДДОКС

МАДЕРНА

МАДЕТОЯ

МАДЖИНИ

МАДОНИС

МАЗАНЕЦ

МАЗЕТТИ

МАЗУРКА

МАЗУРОК

МАЙЗЕЛЬ

МАКЕНЗИ

МАКСИАН

МАЛЕГОТ

МАЛИНИН

МАЛЫШЕВ

МАЛЬТЕН

МАМЕДОВ

МАНАСЧИ

МАНДОЛА

МАННИНО

МАНОЙЛО

МАНОЛОВ

МАНСИНИ

МАНЮЭЛЬ

МАРАНЬО

МАРГРАФ

МАРЕНИЧ

МАРИМБА

МАРИНОВ

МАРКЕЗИ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>