МАЛЕР (Mahler) Густав (7 VII 1860, Калиште, Чехия - 18 V 1911, Вена) - австрийский композитор, дирижёр, оперный режиссёр. Род. в чеш. деревне в семье мелкого торговца. Муз. дарование композитора проявилось очень рано: в детстве он знал множество нар. напевов, с 6 лет учился игре на фп., в 10 лет дал в Йиглаве первый публич. концерт. В возрасте 15 лет М. поступил в Венскую консерваторию (классы фп., гармонии и композиции), одновременно экстернат Йиглавской гимназии; затем прослушал в Венском университете курс истории и философии. Муз. атмосфера Вены 1870-х гг., её конц. и театр. жизнь оказали на молодого М. решающее влияние. Он пережил бурное увлечение творчеством Р. Вагнера, его привлекала музыка А. Брукнера, у которого М. брал уроки композиции. В эти годы М. пишет квартеты, симфонии, эскизы опер на собственные либр. (не опубликованы). С 1880 началась работа М. в качестве оперного дирижёра сначала в небольших городах, затем в крупных оперных театрах (Немецкий театр в Праге, 1885; Городской театр в Лейпциге, 1886-88; Корол. опера в Будапеште, 1888-91; Городской театр в Гамбурге, 1891-97). В 1897 М. был приглашён на пост директора Венского придв. оперного театра. К этому времени М. был автором песен для голоса с фп. и голоса с оркестром (в т.ч. циклов «Песни странствующего подмастерья» и «Волшебный рог мальчика»), вок.-симф. сочинения «Жалобная песня» и 3 симфоний. (Все крупные произв. М. создавал в летние месяцы, свободные от работы в театре, оставляя на зиму лишь инструментовку.) Работа в Венском придв. оперном театре (1897-1907) явилась вершиной его дирижёрской и режиссёрской деятельности и одноврем. периодом наивысшего расцвета самого коллектива. М. достиг этого вдохновенной работой с актёрами и музыкантами оркестра, а также упорной борьбой с театр. рутиной, системой «звёзд». Всё это вызвало травлю со стороны консервативной и бульварной прессы, в результате чего М. покинул театр летом 1907 и уехал в Америку, где в 1908 занял место дирижёра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, а затем рук. Нью-Йоркского филармонич. оркестра. Венское десятилетие ознаменовало взлёт композиторского творчества М.: за эти годы им написаны пять симфоний (с 4-й по 8-ю) и песенные циклы на сл. Ф. Рюккерта. В летние месяцы 1908-10 М. работал над «Песней о земле», 9-й и 10-й симфониями. В 1907 у М. обнаружилась болезнь сердца, в дальнейшем прогрессировавшая. Переутомление, связанное с тяжёлыми условиями контракта в США, окончательно подорвало здоровье М. В 1911 он умер. Выдающийся представитель после- вагнеровского поколения в муз. искусстве Европы, М. был на рубеже 19-20 вв. одним из немногих композиторов Австрии и Германии, чьи произв. пронизаны глубокой философской проблематикой. Творчество М. - непрерывные поиски ответа на коренные вопросы человеческого бытия. «То, о чём говорит музыка, - писал М., - это только человек во всех его проявлениях (то есть чувствующий, мыслящий, дышащий, страдающий)». Тема человеческих страданий обусловлена у М. трагич. осознанием социальных противоречий эпохи, что делает композитора одним из крупнейших художников-гуманистов 20 в. Неизбежный в бурж. мире конфликт художника и общества составил осн. содержание не только творчества, но и жизни самого композитора. Видя своё призвание не в одной лишь композиторской, но также и в театр. деятельности, он вкладывал много творч. энергии в дирижирование, в оперную режиссуру. Однако и здесь композитор был скован условиями, по его словам, «лживой, отравленной в самой основе и бесчестной» жизни эпохи. При этом ранимость художника в столкновении с миром лжи и косности обострялась у М. его импульсивным темпераментом. От своих предшественников-романтиков - Э. Т. А. Гофмана, Р. Шумана, Г. Берлиоза, близких М. по характеру творчества, композитор унаследовал «крейслерианский» конфликт творч. личности с обществом, воплощённый в антитезе художник - филистерство. В 1-й симфонии и «Песнях странствующего подмастерья» отразились воспринятые М. от нем. романтич. литературы (Й. Эйхендорф, Г. Гейне) и отчасти от Л. Бетховена и Ф. Шуберта мотивы скитальчества, а от Жан Поля (И. П. Ф. Рихтера) - образ наивного героя, пребывающего в конфликте с миром и в идиллич. единстве с природой. Присущая М. склонность к философскому осмыслению действительности приводит его к осознанию конфликта художника и общества - как проявления более общего конфликта личности и мира. Фиксация противоречий человеческой жизни - либо в общефилософском плане (жизнь - смерть - бессмертие; концепция 2-й симфонии), либо как обращение к горестям «земной жизни» (песни, 4-я симфония) - приобретает у М. исключит. остроту. «Всю жизнь, - говорил М., - я сочинял музыку собственно лишь об одном: как я могу быть счастлив, если где-нибудь ещё страдает другое существо». С особой трагич. силой этот конфликт человека и мира запечатлён в симфониях т.н. среднего периода (5-7-я). Внимание к глубинам человеческой души в минуты кризиса или наивысшего напряжения сближает творчество М. с творчеством Ф. М. Достоевского, которое композитор хорошо знал и любил. Их роднят и поиски гармонии, к-рая смогла бы разрешить трагич. конфликты. Эти поиски явились важнейшим стимулом идейно-творч. эволюции композитора. М. оставался убеждённым идеалистом; в его не лишённых эклектизма философских представлениях о гармонии своеобразно преломилось влияние пантеистич. мировоззрения И. В. Гёте. М. постоянно искал средства, которые могли бы облегчить слушателю восприятие его философских идей. На раннем этапе творчества он видел их в опоре на общезначимые лит.-философские ассоциации, фиксируемые в заголовках к симфониям, носящих программный характер (первоначальное наименование 1-й симфонии было «Титан» - по роману Жан Поля), или к отдельным их частям (в 3-й симфонии имелись подзаголовки ко всем частям, связанные с «Весёлой наукой» Ф. Ницше). Иногда М. комментировал содержание музыки программой, написанной после создания произв. (1, 2, 4-я симфонии), либо ремарками в партитуре. Однако разочарованный ложным истолкованием своих намерений, М. снял все подзаголовки и отказался от сопроводит. пояснений. Путь к раскрытию своих исканий М. нашёл во введении лит. «слова» в муз. произв.: «Задумывая большое музыкальное полотно, я всегда достигаю момента, когда должен привлечь «слово» в качестве носителя моей музыкальной идеи». В первых симфониях это было вкрапление в симф. цикл песни (в сольном, хоровом либо оркестровом изложении), становящейся носителем обобщённой идеи. В более поздних произв. (8-я симфония, «Песня о земле») человеческий голос участвует в изложении и развитии муз. мыслей на всём протяжении симф. цикла. Так, «Песня о земле» стала родоначальницей «симфонии в песнях» - жанра, получившего распространение в 20 в. Круг образов, связь музыки с литературой, включение или отсутствие вок. элемента, а также эволюция муз. стиля обусловили разделение симф. творчества М. на три периода. К раннему периоду относят 1-ю, чисто инстр. симфонию, опирающуюся на муз. материал вок. цикла М., - «Песни странствующего подмастерья», и 2, 3, 4-ю симфонии, интонационно связанные с вок. циклом «Волшебный рог мальчика», круг образов которого повлиял на содержание этих симфоний. Для них характерно соединение эмоциональной непосредственности и трагич. иронии, жанровой зарисовки и символики. Обращаясь в этот период творчества к текстам фило-софско-символич. строя, М. использовал стихи Ф. Клопштока (финал 2-й симфонии) и Ф. Ницше (3-я симфония). В 1-й симфонии композитор видит исход конфликта романтич. «героя» с действительностью в обращении к природе. Во 2-й - поставлен вопрос о ценности человеческой жизни перед лицом смерти; выход из трагич. непреложности судьбы композитор видит в религ. идее воскресения. В 3-й симфонии М. пытался создать пантеистич. картину мира, в бесконечность которого он включал конечную человеческую жизнь. В 4-й симфонии проблема смерти и бессмертия получает таинственно-причудливое воплощение - в финале звучит песня-притча. В произв. первого периода проявились такие особенности стиля М., как интонац. опора на демократич. жанры нар. и гор. музыки (песня, танец, чаще всего лендлер и вальс, воен. или похоронный марш, воен. сигнал, хорал). Симфонии среднего периода (5-7-я) составляют инстр. трилогию, интонационно связанную с песенными циклами М. на тексты Ф. Рюккерта («Песни об умерших детях», 5 песен). Отказавшись от лит.-философских ассоциаций, М. не ушёл от постановки в симф. концепциях значит. нравственных проблем. Общечеловеческие коллизии уступили место теме трагич. зависимости личности от судьбы. Наиболее острое выражение эта тема получила в 6-й симфонии, названной современниками «Трагической». В 5-й и 7-й симфониях М. находит выход из этого конфликта в гармонии классич. искусства, язык которого стилизует в финалах этих симфоний. В 8-й симфонии М. вновь использует для воплощения философского содержания поэтич. тексты. 1-я часть её написана на слова ср.-век. гимна «Veni creator spiritus», 2-я часть - на текст заключит. сцены 2-й части «Фауста» Гёте. При всей отвлечённости провозглашённого в ней положительного идеала 8-я симфония явилась утверждением глубокой веры М. в творч. силы человека. М. прибег здесь к грандиозному исполнительскому аппарату (солисты, 3 хора, увеличенный состав большого оркестра), в связи с чем сочинение получило назв. «симфонии тысячи участников». В сочинениях позднего периода нашли выражение темы прощания с жизнью («Песня о земле», 9-я, незаконч. 10-я симфонии). В «Песне о земле», написанной на тексты кит. поэтов 8 в., и в чисто инструментальной 9-й симфонии смертельно больной композитор приходит к примирению с неизбежным. Глубоко личный тон, экспрессивная лирика поздних сочинений М. привнесли в них черты нового и вместе с тем привели к созданию на новой основе песенного тематизма, формообразования и фактуры. Архитектоника цикла, равно как и форма отд. частей (особенно крайних), организуется у М. сквозным муз.-интонац. повествованием, составляющим важнейшую особенность его симфонизма. С этим связан отказ композитора в большинстве симфоний от классического, 4-частного строения. Изменяются также традиц. последовательность частей и их темповые соотношения. Часть в характере скерцо чаще следует у М. за первой; более медленная часть примыкает к финалу, который становится смысловым и интонационным центром цикла. В симфониях среднего и позднего периодов быстрые части концентрируются в середине цикла, медленные - обрамляют цикл. Столь же существ. трансформацию претерпевает форма отд. частей, особенно первой. В поздних сочинениях сонатные принципы вытесняются песенной вариантно-строфической организацией, сквозным развитием. Так, во мн. частях цикла взаимодействуют формообразующие принципы куплетной и 3-частной песни, рондо, вариаций, сонатного allegro, что приводит к композиционной многозначности каждого раздела формы, осложняющей восприятие структуры симфоний М. Рост линеарных тенденций при сохранении гомофонной основы привёл к образованию в музыке М. контрапунктически насыщенной фактуры. Помимо имитационных форм полифонии, большое значение приобретают контрастная полифония и полифония вариантов (гетерофония). В позднем творчестве композитора возросшая линеарная автономность голосов, включение в состав аккорда неразрешающихся диссонансов и усложнение структуры аккордов содействовали появлению фрагментов музыки с внеладовым, внефункциональным применением гармонии. В оркестре М. нашли воплощение две тенденции, характерные для нач. 20 в.: с одной стороны, расширение оркестрового аппарата, с другой - зарождение камерного оркестра. Тяготение к камерному составу оркестра выразилось в детализации фактуры, в трактовке инструментов оркестра в духе ансамбля солистов, предельном выявлении тембровых, регистровых, динамич. возможностей оркестровых инструментов. С последней тенденцией связаны поиски повышенной экспрессивности и обострённой, часто гротескной красочности в звучании оркестра. В произв. М. возникли элементы стереофонии благодаря одновременному звучанию оркестра на эстраде и группы инструментов (финал 2-й симфонии) или небольшого оркестра («Жалобная песня») за эстрадой либо благодаря помещению исполнителей на разных высотах (3-я симфония). В творчестве М. зародились мн. особенности муз. искусства 20 в., воспринятые композиторами разных направлений. М. оказал заметное влияние на развитие драм. симфонизма большого плана (Д. Д. Шостакович, А. Онеггер, Б. Бриттен и др.). Вместо с тем мн. проявляющиеся в позднем творчестве М. черты экспрессионизма оказались близки композиторам т.н. новой венской школы (А. Шёнберг, А.Берг, А. Веберн). M.-дирижёр привлёк к себе внимание выдающихся музыкантов своего времени. И. Брамс был восхищён исполнением под упр. М. «Дон Жуана» Моцарта в Будапеште. X. фон Бюлов называл М. «Пигмалионом Гамбургской оперы». П. И. Чайковский писал из Гамбурга: «Здесь капельмейстер не какой-нибудь средней руки, а просто гениальный…». Импульсивность, вдохновенная отдача музыке, «душевный жар, придававший его исполнению непосредственность личного признания» (Б. Вальтер), сочетались у М. со скрупулёзной предварит. работой над партитурой. М. всегда требовал от исполнителей предельно точного прочтения текста партитуры. По свидетельству современников, наиболее удавались M. сочинения героич. и трагич. плана. М. был выдающимся интерпретатором опер Р. Вагнера («Лоэн-грин», «Тристан и Изольда», «Кольцо нибелунга»), К. В. Глюка, оперы и симфоний Л. Бетховена. Присущее М. чувство стиля позволяло ему проникать и в сочинения иного плана. К числу исполнительских достижений М. относятся также пост. опер Моцарта («Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта»), Сметаны («Далибор»), Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама»). Деятельность М.-дирижёра в опере была неотделима от его режиссёрской работы. В Венском придв. оперном театре М. попытался осуществить почерпнутый в вагнеровском учении о муз. драме художеств. идеал - единство муз., актёрского и режиссёрского решения оперного спектакля. В духе этих устремлений М. в течение мн. лет воспитывал коллектив Венского придв. оперного театра, в котором работали певцы Ф. Вейдеман, В. Геш, Л. Демут, Л. Слезак, М. Гутхейль-Шодер, З. Курц, А. Мильденбург, Б. Фёрстер-Лаутерер, дир. Б. Вальтер и художник-декоратор А. Роллер. Добиваясь подчинения всего строя и ритма спектакля музыке, М. вместе с тем использовал в своих пост. и некоторые приёмы драм. театра (паузы, неподвижные мизансцены, максимальное включение в действие массы хора, затемнение сценич. площадки). Основные даты жизни и деятельности 1860. - 7 VII. В чеш. деревне Калиште в бедной евр. семье мелкого торговца Бернгарда М. и его жены Марии, урожд. Герман, родился сын Густав. - Переезд семьи в Йиглаву. 1875-78. - Обучение в Венской консерватории по классу фп. у Ю. Эпштейна, гармонии - у Р. Фукса и композиции - у Ф. Кренна (одноврем. окончил экстерном гимназию в Йиглаве). 1877-79. - Посещение в Венском университете лекций по философии и истории музыки. - Дружба с комп. А. Брукнером. - Переложение для фп. 3-й симфонии Брукнера. - Создание ранних соч. [в т.ч. соната для скрипки и фп., 1876; песни для тенора и фп., 1880; «Северная симфония» (или сюита), 1882, и др.]. 1880. - Работа летом в качестве дирижёра в курортном городке Бад-Халль (Верхняя Австрия). 1881-82. - Работа дирижёром в Любляне (Лайбахе). 1883. - Работа капельмейстером в Оломоуце, затем хормейстером итал. оперной труппы «Карлстеатра» в Вене. - Начало работы в качестве второго дирижёра Придв. театра в Касселе (до 1885). 1884. - 23 VI. Первое исп. музыки М. к живым картинам по поэме Й. Шеффеля «Трубач из Зёккингена» (Кассель). 1885. - Работа вторым дирижёром Немецкого театра в Праге (до 1886). 1886-88. - Работа вторым дирижёром Городского театра в Лейпциге. 1888. - Работа директором Корол. оперы в Будапеште (до 1891). 1889. - 20 XI. Первое исп. в Будапеште симфонии No 1. 1891. - Работа в качестве первого дирижёра Городского театра в Гамбурге (до 1897). - 13 XII. Первое исп. в Берлине симфонии No 2. 1896. - 16 III. Первое исп. «Песен странствующего подмастерья» в Берлине. 1897. - Первая гастрольная поездка в Россию (Москва). - Начало работы в качестве директора и дирижёра Венского оперного театра. 1901. - Первое исп. «Жалобной песни» в Вене. - 25 XI. Первое исп. в Мюнхене симфонии No 4. 1902. - Женитьба М. на Альме Шиндлер. - III. Вторая поездка М. в Россию (Петербург). - 9 VI. Первое исп. симфонии No 3 в Крефельде. 1904. - 18 X. Первое исп. симфонии No 5 в Кёльне. 1905. - Первое исп. «Песен об умерших детях» в Вене. 1906. - 27 V. Первое исп. симфонии No 6 в Эссене. 1907. - Усиление конфликта с частью персонала Венского придв. оперного театра, травля со стороны реакц. прессы. - XII. Уход с поста директора Венского оперного театра. - Третья поездка в Россию (Петербург). 1908. - Работа в качестве дирижёра театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (до марта 1909). - 19 IX. Первое исп. симфонии No 7 в Праге. - Создание «Песни о земле» (первое исп. 20 XI 1911 в Мюнхене). 1909. - С 31 III. Работа в качестве дирижёра Нью-Йоркского филармонич. оркестра (до 1911). - Создание симфонии No 9 (первое исп. 26 VI 1912 в Вене). 1910. -12 IX. Первое исп. симфонии No 8 в Мюнхене. - Работа над симфонией No 10, оставшейся незавершённой (1-я часть впервые исп. 14 X 1924 в Вене). 1911. - II. Тяжёлая болезнь, М. перевезён для лечения в Париж, затем в Вену. - 18 V. Смерть композитора.
Соч.: [юношеские произв. (при жизни М. не публиковались, частично сохранились в автографах) - оперы (либретто и эскизы) - Герцог Эрнст Швабский (Herzog Ernst von Schwaben, 1877-78), Рюбецаль (Rübezahl, 1879-83), Аргонавты (Die Argonauten, 1880); симфонии (фрагменты) - Консерваторская симфония (1877), симфония a-moll (1882-83), Северная симфония (или сюита, 1882): для ансамбля инструментов - фрагменты квартетов для фп. и струнных (два - 1876, 1879), фрагменты квинтета для фп. и струнных (1875-78), соната для скр. и фп. (1876); для фп. - пьесы (1875), сюита (1875-78); песни - фрагменты двух песен, в т.ч. Чудесным светлым майским днём (Im wunderschönen Monat Mai, сл. Г. Гейне, 1876-79), песни для тенора и фп. па сл. М.: Весною (Im Lenz), Зимняя песня (Winterlied), Майский танец (Maitanz im Grünen, все - 1880); музыка к живым картинам - Трубач из Зёккингена (Der Trompeter von Säkkingen, сл. Й. Шеффеля, 1882-84), Три Пинто (Drei Pinto, опера К. М. Вебера, закончена М. по сохранившимся эскизам, 1887)]; для хора с орк. - Жалобная песня (Das klagende Lied для сопрано, альта, тенора, смеш. хора и орк., 1878-80, 2-я ред. 1888, окончат. ред. 1898-99); симфонии - No 1 (D-dur, 1884-88), No 2 (c-moll, для сопрано, контральто, смеш. хора и орк., 1888-94), No 3 (d-moll, для контральто, жен. хора, хора мальчиков и орк., 1895-96), No 4 (G-dur, для сопрано и орк., 1899-1901), No 5 (cis-moll, 1901-02), No 6 Трагическая (a-moll, 1903-04), No 7 (e-moll, 1904-05), No 8 (Es-dur, для 3 сопрано, 2 контральто, тенора, баритона, баса, хора мальчиков, 2 смеш. хоров и орк., 1906), Песня о земле (Das Lied von der Erde, симфония для тенора, контральто или баритона и орк., на тексты кит. поэтов 8 в. н.э., 1907-08), No 9 (D-dur, 1909), No 10 (Fis-dur, не оконч.); вок. циклы - Четырнадцать песен и напевов юношеских лет (Vierzehn Lieder und Gesänge. Aus der Jugendzeit, для голоса с фп., сл. Р. Леандера, Тирсо де Молина, нар. тексты из «Волшебного рога мальчика», 1880-92), Песни странствующего подмастерья (Lieder eines fahrenden Gesellen, для голоса с орк., сл. М., 1883-84), 12 песен из «Волшебного рога мальчика» (Zwölf Lieder aus «Des Кnaben Wunderhorn», для голоса с орк., 1892-1895), Семь песен последних лет (Sieben Lieder aus letzter Zeit, для голоса с орк., сл. из «Волшебного рога мальчика» и Рюккерта, 1899-1903), Песни об умерших детях (Кindertotenlieder, для голоса с орк., сл. Рюккерта, 1901-04). Издания соч. М.: Gustav Mahler. Sämtliche Werke. Кritische Gesamtausgabe. Hrsg. von der Internationalen Gustav Mahler Gesellschaft, [Bd 1-7, 9-11], Bdpst, 1967-; Gustav Mahler. Symphoniс movement. Blumine, Pennsylvania, 1968; Das klagende Lied, W., 1898; Lieder eines Fahrenden Gesellen, W., 1897; Lieder aus «Des Кnaben Wunderhorn», Bd 1-2, W., [s. a.]; Кindertotenlieder, Sieben Lieder aus letzter Zeit, Partituren, Lpz., 1905; Lieder und Gesänge, H. 1-3, Mainz, [s. a.]. Факсимильные издания муз. рукописей: Gustav Mahler X. Symphonie, Faksimile nach der Handschrift, hrsg. von Erwin Ratz,Münch., 1967; Gustav Mahler IX. Symphonie. Partiturentwurf der ersten drei Sätze, Faksimile nach der Handschrift, hrsg. von E. Ratz, W., 1971. Указатели: Gustav Mahler. Verzeichnis der Werke, W., 1958. Письма: G. Mahler. Briefe (1879-1911). Hrsg. von Alma Maria Mahler, В. - W. - Lpz., 1924; Mah1er A. M., Gustav Mahler. Erinnerungen und Briefe, Amst., 1940, W., 1949.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
МА..

ЛЬВОВ

ЛЬЮИС

ЛЮБАН

ЛЮЛЛИ

ЛЮССИ

ЛЮТЕР

ЛЮТНЯ

ЛЯАТС

ЛЯДОВ

ЛЯРОВ

ЛЯХОВ

МАЖОР

МАЗАС

МАЗУН

МАЗУР

МАЙЕР

МАКАМ

МАКОМ

МАКФИ

МАНЕН

МАРЕШ

МАРИН

МАРИО

МАРИЧ

МАРКС

МАРТО

МАСКА

МАСКИ

МАССЕ

МАТЕЙ

МАТИС

МАТЬЁ

МАТЮК

МАУРИ

МАХДИ

МЕЙЕР

МЕЛБА

МЕНСА

МЕССА

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>