МАРКС (Marx) Адольф Бернхард [15 V (по церк. записи) 1795, Галле - 17 V 1866, Берлин] - нем. историк и теоретик музыки, педагог, композитор. Обучался музыке у Д. Г. Тюрка в Галле, где основал (совм. с К. Лёве и др.) муз. кружок Marxscher Quartett, устраивавший вечера камерной музыки. Изучил право и служил при суде в Наумбурге. С 1820 - в Берлине, где совершенствовался в обл. композиции у К. Ф. Цельтера. В 1824 основал «Берлинскую всеобщую музыкальную газету» («Berliner Allgemeine Musikalische Zeitung», издавал и редактировал до 1830), в которой отстаивал прогрессивные взгляды, противостоявшие консервативным позициям «Всеобщей музыкальной газеты», издававшейся в Лейпциге. Под руководством М. газета сыграла большую роль в борьбе за верную оценку творчества И. С. Баха, Л. Бетховена и др. классич. мастеров. С 1828 преподавал историю и теорию музыки в Берлинском университете (с 1830 профессор), где содействовал организации систематич. муз. образования. В 1850 вместе с Т. Куллаком и Ю. Штерном основал Берлинскую консерваторию (т. н. консерваторию Штерна), преподавал в ней композицию до 1856. М. - автор известного учебника композиции («Die Lehre von der musikalischen Кomposition», Bd 1-4, Lpz., 1837-47; переиздан в переработке X. Римана, 1887-90), по которому занимались мн. поколения музыкантов в Германии и др. странах, а также первой научно обоснованной монографии о Л. Бетховене. В своих теоретич. взглядах М. исходил из философии Г. Гегеля. Он отстаивал идею развития в музыке, считая, что каждое произв. следует рассматривать в свете взглядов и понятий своего времени, а не по масштабам прошлого. В искусстве раскрывается, как он утверждал, не только личность художника, но также «идеи и дух народа и эпохи». Высоко ценя творчество классич. мастеров прошлого, М. вместе с тем поддерживал и отстаивал некоторые из новых тенденций музыки 19 в. Был одним из виднейших теоретиков и пропагандистов программного симфонизма. С М. во многом сближался В. В. Стасов, называвший его гениальным муз. писателем. Как композитор (оперы, оркестровые и фп. соч., оратории, кантаты, хоры, песни) М. был последователем классич. традиций. Лит.
Соч.: Die Кunst des Gesanges, theoretisch-praktisch, B., 1826; Ьber Malerei m der Tonkunst. Ein MaigruЯ an die Кunst-philosophen, В., 1828; Allgemeine Musiklehre, Lpz., 1839 (рус. пер. - Всеобщий учебник музыки, СПБ, 1872, М, 1893); Die alte Musiklehre im Streit mit unserer Zeit, Lpz., 1841; Die Musik des 19. Jahrhunderts und ihre Pflege. Methode der Musik, Lpz., 1855, Ludwig van Beethoven. Leben und Schaften, Bd 1-2, B., 1859; Glück und die Oper, Tl1-2, В., 1863; Anleitung zum Vortrag Beethovenscher Кlavierwerke, В., 1863; Erinnerungen. Aus meinem Leben, Bd 1-2, В., 1865; Das Ideal und die Gegenwart, Jena, 1867; и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

МАРКС (Marx) Йозеф (11 V 1882, Грац - 3 IX 1964, там же) - австрийский композитор и муз. критик. Изучал историю искусства и философию в университете Граца. В 1914-1924 преподавал теорию музыки и композицию в Венской муз. академии. В 1925-27 ректор Высшей муз. школы в Вене. В 1927-30 преподавал композицию в уч. заведениях Анкары. Выступал с муз.-критич. статьями. Широкое признание принесли М. песни для голоса с фп. (всего ок. 150), написанные под влиянием X. Вольфа и отчасти франц. импрессионистов. К числу высших достижений М. относится и вок. цикл с оркестром «Просветлённый год» («Verklärtes Jahr», 1932). Определяя свой творч. стиль, М. называл себя «романтическим реалистом». Мастерством муз. колорита отмечены оркестровые соч. М., посв. воссозданию картин природы: «Осенняя симфония» (1922), «Весенняя музыка» (1925), «Северная рапсодия» («Нордландская», 1929), «Осенний праздник» (1945), «Castelli romani» для фп. с оркестром (1931), а также «Весенняя соната» для скрипки и фп. (1948), некоторые хоры. Тонкое чувство стилизации проявил М. в «Романтическом концерте» для фп. с оркестром (1920), «Старовенских серенадах» для оркестра (1942), струн. квартетах «В античном стиле» (1938), «В классическом стиле» (1941) и др. Среди учеников М. - И. Н. Давид и А. Мелихар. Почётный профессор университета в Граце (1947). Почётный чл. АН Австрии. Президент Австр. CК. Лит. соч.: Ьber die Funktion von Intervall, Harmonie und Melodie beim Erfassen von Tonkomplexen, 1909 (Diss., рукоп.); Welche Gesetzmäβigkeiten begreift die Musiktheorie unter der Tonalität, 1934 (рукоп.); Harmonielehre, W., 1934; Кontrapunktlehre, W., 1935; Betrachtungen eines romantischen Realisten, W., 1946.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
МА..

ЛЮТНЯ

ЛЯАТС

ЛЯДОВ

ЛЯРОВ

ЛЯХОВ

МАЖОР

МАЗАС

МАЗУН

МАЗУР

МАЙЕР

МАКАМ

МАКОМ

МАКФИ

МАЛЕР

МАНЕН

МАРЕШ

МАРИН

МАРИО

МАРИЧ

МАРТО

МАСКА

МАСКИ

МАССЕ

МАТЕЙ

МАТИС

МАТЬЁ

МАТЮК

МАУРИ

МАХДИ

МЕЙЕР

МЕЛБА

МЕНСА

МЕССА

МЕШКО

МЕЮЛЬ

МИГАЙ

МИКСТ

МИЛАН

МИНИН

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>