МЕГЮЛЬ, правильнее - Mеюль (Mehul) Этьенн Никола (22 VI 1763, Живе - 18 X 1817, Париж) - французский композитор и обществ. деятель эпохи Великой франц. революции. Чл. Ин-та Франции (1795). Воспитывался в аббатстве близ Живе, обучался игре на органе (1775). В 1778 приехал в Париж, сблизился с К. В. Глюком, который своими советами помог ему завершить муз. образование. Участвуя в концертах любителей как клавесинист, М. общался с худ. Л. Давидом, игравшим на скрипке, писал сонаты для фп., для скрипки и фп. Известность принесла ему комич. опера «Евфросина и Корадин, или Исправленный тиран» (пост. 1790, «Театр Итальен», Париж). Творч. и обществ. деятельность М. развернулась в обстановке революц. Парижа. Вместе с др. передовыми художниками М. создавал массовое искусство, руководил устройством грандиозных нар. празднеств, много писал для театра, был одним из организаторов Нац. муз. института (позднее консерватория; М. - первый её инспектор). В его творчестве (в героич. революц. песнях и гимнах, в комич. операх) оригинально преломились традиции героич. и трагедийного искусства Глюка. Особенно выделяется «Походная песня» (на текст Ж. М. Шенье), к-рую современники приравнивали по воодушевляющему действию к «Марсельезе»; большой известностью пользовались также «Песня побед» и «Песня возвращения». Из опер М. прославились «Стратоника» (1792), «Ариодант» (1798). Европ. известность получила комич. опера «Иосиф» (1807, либр. А. Дюваля; часто исп. под назв. «Иосиф в Египте»). В ней достигнуто удивительное равновесие между сольными номерами (романсы, ария), драматическими ансамблями и хорами. Несмотря на отсутствие в опере любовной интриги, её музыка эмоциональна, ей присуща нек-рая романтич. колоритность. Большой успех опера имела в России (многократно исп. на моск. и петерб. сценах при жизни композитора). Осн. черты стиля М., проявившиеся в песнях и операх, - ясность и сила в воплощении мужественного начала, значительность и глубина образов при простоте и строгости муз. письма. Мн. оперные произв. написаны в жанровых рамках комич. оперы, но они сильны выражением больших чувств, сложных душевных переживаний, переданных с благородным драматизмом, и отнюдь не ограничиваются любовной лирикой. Оставаясь преим. классичным в основах стиля, М. находит новые приёмы и гармонич. краски, порой применяет лейттематизм, обнаруживая некоторые романтич. тенденции.
Соч.: оперы (45), в т.ч. Евфросина и Корадин, или Исправленный тиран (Euphrosine et Coradin ou le tyran corrigй, 1790, «Театр Итальен», Париж), Стратоника (1792, «Опера комик», Париж), Гораций Коклес (1794, «Опера», Париж), Молодой Генрих (1797, «Опера комик», Париж), Ариодант (1799, там же), Два слепца из Толедо (Les deux aveugles de Toledo, 1806, там же), Иосиф (1807, там же); балеты (5), в т.ч. Суд Париса (1793, «Опера», Париж), Дафнис и Пандзора (1803, там же), Персей и Андромеда (1810, там же); кантаты; 2 симфонии (исп. 1797), инстр. произв.; песни, в т.ч. Походная песня (Chant du depart, 1793), Песня побед (Chant des victoires, 1794), Песня возвращения (Chant de retour); музыка для драм. театра; и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
МЕ..

МАРИНИ

МАРКОВ

МАРОТИ

МАРСИК

МАРТЕН

МАРТИН

МАРТОН

МАРШАН

МАСЛОВ

МАССАР

МАССНЕ

МАТЛОТ

МАТОВА

МАТСОВ

МАТТЕИ

МАТТЕЙ

МАТТУС

МАУРЕР

МАШАДУ

МЕДИНЬ

МЕДИУМ

МЕДНИС

МЕДОКС

МЕЙСОН

МЕЙТУС

МЕЙЧИК

МЕЛКИХ

МЕЛЬЯК

МЕННИН

МЕНТЕР

МЕНУЭТ

МЕРКЮР

МЕРУЛА

МЕРУЛО

МЕТНЕР

МЕХИКО

МИГЛАУ

МИКИША

МИКУЛИ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>