МЕНДЕЛЬСОН (Mendelsohn) Альфред (4 II 1910, Бухарест - 9 V 1966, там же) - рум. композитор, педагог. Засл. деят. искусств СРР (1951). Муз. образование получил в Академии музыки и изобразит, искусств в Вене (1927-31). В 1931-32 учился в Бухарестской консерватории по классу композиции у М. Жоры. С 1949 профессор этой консерватории. В 1946-54 был дирижёром Рум. театра оперы и балета.
Соч.: оперы - Мастер Маноле (1949), Микеландокело (1964, Оперный театр в Тимишоаре); балеты - Белый арап (Наrар Alb, 1949, Рум. театр оперы и балета), Кэлин (по М. Эминеску, 1956, там же); оперетта - Антон Панн (1963, Бухарестский театр оперетты); оратории и кантаты, в т.ч. 1907 (1956), Голос Ленина (Glasul lui Lenin, 1957), Великому Октябрю (Pentru Marele Octombrie, по В. В. Маяковскому, 1960); для орк. - 9 симфоний (1944-64), симф. поэмы, в т.ч. Обвал Дофтаны (Prabusirea Doftanei, 1949; Гос. пр. СРР, 1952), Цветы Никосу Белоянису (Flori pentru Nikos Beloiannis, 1953; Гос. пр. СРР, 1954); 3 концерта для скр. с орк. (1953, 1957, 1963), концерт для органа с камерным орк. (1960); 10 струн. квартетов и др. камерные произв., в т.ч. фп. квинтет (1953; Гос. пр. СРР, 1954); хоры, музыка для драм. театра и кино. Лит. coч.: Melodia si arta оnvesmintarii ei, Buc., 1963 (совм. с Т. Моисеску). Р. Э. Лейтес.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

МЕНДЕЛЬСОН, Мендельсун-Бартульди (Mendelssohn- Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс (3 II 1809, Гамбург - 4 XI 1847, Лейпциг) - немецкий композитор, пианист, органист, дирижёр и муз.-обществ. деятель. Глава лейпцигской школы. Происходил из семьи евр. банкира (дед по отцу - философ Моисей М., вторая фамилия - Бартольди - принята семьёй М. в связи с переходом в христианскую веру). С юных лет выступал как пианист, завоевав имя одного из крупнейших виртуозов своего времени. Как композитор М. уже при жизни был признан классиком, сыгравшим прогрессивную роль в истории нем. музыки. Для формирования творч. облика М.решающим оказалось окружение, в котором он находился в годы детства и юности, когда семья поселилась в Берлине. Крупнейшие представители науки и искусства А. Гумбольдт, Г. В. Гегель, Э. Т. А. Гофман, К. М. Вебер и др. постоянно посещали дом М. Особое значение имело знакомство М. с И. В. Гёте (1821). М. получил превосходное домашнее образование. Под рук. Л. Бергера он обучался игре на фп., с К. Ф. Цельтером занимался композицией. Тогда же М. было привито уважение к достижениям человеческой мысли, к классическим традициям в искусстве. Величайшими образцами для него становятся произв. И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. В то же время восприимчивая натура М. не могла не откликнуться на проявления нем. романтизма, в котором М. импонировали прежде всего лирич. настроенность, поэтич. восприятие природы, обращение к образам нар. фантастики. Лучшие произв. М. романтичны, сохраняют ясную, выдержанную в классич. традициях форму, связаны с нар.-бытовыми жанрами и, в первую очередь, с песней. Всё это определило большую популярность творчества M. y современников. Вместе с тем в музыке М. отразились достижения различных национальных культур, с которыми композитор познакомился во время частых путешествий по европейским странам. Исключительный размах приобрела муз.-просветительная деятельность М., которой он уделял большое внимание, т.к. считал своей главной задачей развитие передовой общенемецкой муз. культуры. В 1829 в Берлине, после столетнего забвения, под упр. М. были исполнены «Страсти по Матфею» И. С. Баха, что способствовало возрождению интереса к личности и творчеству великого композитора. М. выступал как дирижёр, пианист и органист в различных городах Германии, Великобритании и др. стран. Историческое значение имела его деятельность в качестве дирижёра и рук. лейпцигского оркестра Гевандхауза. Здесь впервые под руководством М. были исполнены последняя симфония Шуберта, ряд ораторий Г. Ф. Генделя, 9-я симфония Бетховена. По инициативе М. основывается Лейпцигская консерватория (1843) - первое высшее муз. заведение в Германии. Консерватория объединила крупных музыкантов-педагогов и способствовала росту муз. профессионализма в стране. На основе консерватории возникло направление нем. муз. искусства во главе с М. - лейпцигская школа, а Лейпциг превратился в один из крупнейших муз. центров Европы. В обширном творч. наследии М. представлены почти все жанры муз. искусства, но ведущее место занимает инстр. музыка. Демократическое по своей направленности творчество композитора отличается сочетанием романтич. тенденций с приверженностью к классич. традициям 18 и нач. 19 вв. Музыка М., проникнутая нем. нар. песенностью, общедоступна, подкупает искренностью и тонкой поэтичностью образов, безукоризненным вкусом, отсутствием вычурного, бьющего на внешний эффект, стремлением к ясности и гармонической уравновешенности, красотой формы. Лучшие произведения композитора наполнены живой, яркой эмоциональностью, взволнованным лиризмом, мягкостью и задушевностью. Иногда в его сочинениях появляются настроения меланхолии, элегической грусти. Вместе с тем образы трагического плана, а также порывистые и мятежные мало свойственны музыке М., какие свойственна ей и острая конфликтность содержания. Др. специфическая образная сфера музыки М. - изящная, с фантастич. оттенком скерцозность; в этой области М. оказал большое воздействие на творчество др. композиторов. Значительно менее ярко выявилось в произв. М. героико-эпич. начало (отчасти в ораториях и некоторых симфониях). Для мелодики М. характерны песенно-романсная напевность и закруглённость, а в пьесах скерцозного типа - капризно-изменчивая лёгкая пассажность чисто инстр. плана. В гармонии значительна выразительная роль мажорно-минорных сопоставлений. М. в совершенстве владел полифонич. техникой. Свободные контрастно-полифонич. сочетания встречаются во мн. его произв. Более строгие формы имитационной полифонии свойственны церк. композициям и некоторым инстр. соч. композитора. Важное достижение М. - обновление полифонич. стиля благодаря песенности. М. - один из создателей романтической симфонии. Образцами для него были формы, откристаллизовавшиеся в венской классической школе, но композитор не повторял известные схемы. Сонатная форма приобретает у М. свою драматургич. логику: сближаются на общей лирич. основе гл. и побочная темы, насыщается активным тематическим развитием связующая партия; в трактовке цикла характерна тенденция к слиянию частей. Из 5 симфоний М. лучшими явились Итальянская и Шотландская, навеянные путешествиями юных лет, но завершённые позже (1833, 1842). В этих симфониях поэтично обобщены впечатления от природы и народного быта, особенно в Шотландской, где намечаются также тенденции монотематического объединения цикла. М. положил начало новому жанру симф. музыки - программной конц. увертюре; первым образцом её стала увертюра к комедии «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру (1826, позже включена в музыку ко всему спектаклю) - произв. поэтичное и тонкое, романтическое по трактовке сказочной фантастики. Элементы картинности свойственны увертюрам «Гебриды» (2-я ред., 1832), «Морская тишь и счастливое плавание» (1832), «Сказка о прекрасной Мелузине» (1833). Являясь одним из зачинателей романтич. программного симфонизма, М. разработал в нём преимущественно картинно-эпич., жанровые и лирич. стороны. Важное место среди произв. М. занимают концерты для инструментов с оркестром, и среди них вдохновенно-лирич. и пластичный концерт для скрипки с оркестром (1844), один из первых и лучших образцов романтич. концерта. Популярность приобрели также 2 концерта для фп. с оркестром (1831, 1837). М. сыграл выдающуюся роль как мастер оркестровки. Композитор опирался в основном на классич. состав, вводя в отдельных случаях в оркестр редкие инструменты - контрафагот, офиклеид, серпент. Главное достижение М. - умение создать разнообразный, тонкий колорит, прозрачную, изящную фактуру произведения. Он широко использовал выразительность высокого регистра, пиццикато и летучие штрихи у струн. инструментов, виртуозность стаккатных звучаний деревянных духовых и их переливчатое, журчащее звучание, мягкость валторновых аккордов и т.д. Будучи выдающимся пианистом, М.-композитор значительно обогатил сферу фп. музыки. Противник модной в его время поверхностной виртуозности, М. одному из вариационных циклов дал полемич. заглавие - «Серьёзные вариации» (1841). Наибольшую популярность завоевали «Песни без слов» - цикл из 48 небольших пьес (8 тетр., 1-я - в 1830), отличающихся разнообразием характера и фп. приёмов. «Песням без слов» присущи близость к бытовой вок. музыке, яркая образность, простота изложения и ясная форма. В известной степени они - свод наиболее типичных для M. муз. образов и настроений, встречающихся во многих др., в т.ч. крупных, произв. композитора. В области камерного ансамбля среди произв. М. выделяются 7 струн. квартетов, 2 фп. трио и созданный ещё в юные годы струн. октет. Помимо этого, композитор написал ряд фп. квартетов, квинтеты, сонаты для скрипки, виолончели в сопровождении фп. и др. Вок. музыка М. представлена множеством произв. - от небольших песен до монументальных ораторий. Оратории М. - «Павел» (1836) и «Илия» (1846) - по своему отразили общественный подъём в Германии перед бурж.-демократич. Революцией 1848-49. В них заметно влияние героических ораторий Генделя, однако особое значение приобретают лирические образы. Оратории укрепили славу композитора не только в Германии, но и в Великобритании. М. создал также много небольших хоровых соч. культового характера (псалмы, мотеты и др.), в т.ч. для хора без сопровождения. Среди светских произв. известность получила кантата «Первая Вальпургиева ночь» (2-я ред., 1843), отличающаяся драматизмом и патетикой. Мягкий лиризм, демократич. характер свойствен многим вок. ансамблям и песням М., тесно связанным с бытовым музицированием. М. с юности влекло к оперному жанру. Он начал писать оперы уже в возрасте 10 лет. Публично они не исполнялись, за исключением комич. оперы «Свадьба Камачо» (пост. в 1827) и лидершпиля «Возвращение с чужбины» (пост. 1829). М. неоднократно искал подходящие сюжеты для оперы, переписывался с Э. Скрибом, но чрезмерно строгие требования М. к либретто сковывали его вдохновение. Работа же над оперой «Лорелея» (по Э. Гейбелю) была прервана внезапной кончиной М. Гораздо большее значение имела его музыка к различным драматич. спектаклям (произв. Софокла, Расина, Шекспира и др.). Наибольшую популярность завоевала музыка к комедии «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Творчество М., пользовавшееся при жизни громкой славой, было во 2-й пол. 19 в. оттеснено творчеством более радикальных композиторов-романтиков (Р. Вагнера, Ф. Листа и др.). Сформировавшаяся вокруг М. лейпцигская школа со временем приобрела академия, направление. Но лучшие творч. достижения М. навсегда вошли в золотой фонд муз. классики, а разносторонняя муз.-обществ. деятельность М. делает его одной из крупнейших фигур в истории немецкой музыки. Основные даты жизни и деятельности 1809. - 3 II. В семье банкира Авраама М. (Гамбург) родился сын Якоб Людвиг Феликс М. 1811. - Переезд семьи в Берлин. 1813. - Начал заниматься игрой на фп. под рук. матери. 1817. - М. становится учеником Л. Бергера (фп.) и К. Ф. Цельтера (композиция); делает быстрые успехи. 1818. - Первое публичное выступление М. с исп. фп. концерта Я. Л. Дусика. 1819. - Начало занятий по общеобразоват. предметам с В. Л. Гейзе - будущим профессором Берлинского университета. - Начало композиторского творчества. 1821. - Знакомство при посредстве Цельтера с И. В. Гёте, благотворно повлиявшим на развитие М. - Посещение дома Гёте, исп. на фп. фуг Баха и др. 1822. - Дирижёрский дебют М. в домашних концертах. - Путешествие с семьёй по Швейцарии. - Знакомство в Берлине с муз. теоретиком А. Б. Марксом и пианистом И. Мошелесом. 1824. - Домашнее исп. комич. оперы М. «Дядюшка из Бостона, или Два племянника». 1825. - Поездка в Париж, знакомство с композитором Л. Керубини. - Общение в домашнем кругу с выдающимися представителями нем. культуры, в т.ч. братьями Гумбольдтами, Г. В. Гегелем, Г. Гейне. 1826. - Знакомство с произв. У. Шекспира, увлечение его комедиями. - Посещение лекций Гегеля, Гумбольдта и др. профессоров Берлинского университета. 1827. - Путешествие по юж. и зап. Германии в компании со студентами университета. - Пост. оперы «Свадьба Комачо» в Берлине (Шаушпильхауз). 1829. - 11 III. Исп. в Берлине под упр. М. «Страстей по Матфею» Баха. - IV. Поездка в Англию, дирижирование в Лондоне собственными произв. (увертюра «Сон в летнюю ночь», симфония c-moll); исп. там же 5-го концерта для фп. с оркестром Бетховена; большой успех выступлений М. - Путешествие по Шотландии, посещение замка Марии Стюарт и рождение замысла Шотландской симфонии. - Поездка на Гебридские острова, замысел увертюры «Гебриды» («Фингалова пещера»). - XI. Возвращение на родину. 1830. - V. Начало большого путешествия, посещение Гёте в Веймаре. - VI. Прибытие в Италию, знакомство с Г. Берлиозом в Риме. 1831. - Продолжение путешествия (Неаполь, Венеция, снова Рим). - Замысел Итальянской симфонии. - VIII. Пребывание в Швейцарии. - XI. Пребывание во Франции. 1832. - Новая поездка в Лондон; восторженное отношение англичан к М. - VI. Возвращение на родину, неудовлетворённость культурной жизнью Берлина. 1833. - I. Выборы нового директора Певческой академии (в связи со смертью К. Ф. Цельтера); большинством голосов избран посредственный нем. композитор К. Ф. Рунгенхаген, которого предпочли М. - V. Руководство Нижнерейнским муз. праздником в Дюссельдорфе; исп. оратории «Израиль в Египте» Генделя. - VI. М. принимает предложение стать на 3 года музик-директором в Дюссельдорфе. - Сотрудничество с крупным театр. деятелем К. Иммерманом. 1836. - Недовольство уровнем муз. профессионализма в Дюссельдорфе. - IX. Переезд в Лейпциг и начало руководства концертами оркестра Гевандхауза. - 4 X. Первый концерт оркестра Гевандхауза под рук. M. (исполнены увертюра «Морская тишь и счастливое плавание» М., 4-я симфония Бетховена и др.). - X. Встреча с Ф. Шопеном. - Знакомство с Р. Шуманом и К. Вик. - Успешное исп. оратории «Павел» в Дюссельдорфе, Вене и др. городах. - Поездка во Франкфурт-на-Майне и временное руководство хор. обществом. - Встреча с Дж. Россини. 1837. - 28 III. Свадьба М. и Сесиль Жанрено во Франкфурте. 1838. - Исп. крупных произв. И. С. Баха и Г. Ф. Генделя в концертах оркестра Гевандхауза под упр. М. - Цикл историч. концертов оркестра Гевандхауза под упр. М. 1839. - 21 III. В концерте оркестра Гевандхауза под упр. М. исполнена симфония C-dur Шуберта. 1840. - Выступления М. в качестве пианиста. - III. Приезд Листа в Лейпциг, встречи М. с ним; возникновение идеи организовать в Лейпциге муз.-уч. заведение. 1841. - М. приглашён в Берлин прусским королём Фридрихом Вильгельмом IV для руководства муз. отделом Академии искусства. - VIII. Переезд М. с семьёй в Берлин. - Критика берлинской муз. жизни, а также театр. деятельности Г. Спонтини за узость репертуара. - Неудачная попытка организовать Высшее муз.-уч. заведение в Берлине. 1842. - Отказ продолжать работу в Берлине. - М. получает звание генерал-музик-директора с обязанностью писать музыку по заказам короля, но с правом жить где угодно. - XI. Возвращение в Лейпциг и возобновление дирижёрской деятельности. - Первое исп. в Лейпциге Шотландской симфонии. 1843. - 3 IV. Открытие Лейпцигской консерватории. - Исп. в Потсдаме музыки к комедии «Сон в летнюю ночь» Шекспира (заказана королём). 1844. - V. Новая поездка в Англию; триумфальный успех М. как композитора и дирижёра. - Сотрудничество со скрипачом Ф. Давидом; создание концерта для скрипки с оркестром. 1845. - Временное переселение с семьёй во Франкфурт-на-Майне. - V. Возвращение в Лейпциг; М. становится в центре муз. кружка (Ф. Давид, М. Гауптман, Й. Иоахим, Н. Гаде и др.). 1846. - Ухудшение здоровья М. в связи с переутомлением. - VIII. Исп. оратории «Илия» в Лондоне. - Исп. там же под упр. М. «Мессии» Генделя, «Сотворения мира» Гайдна и «Торжественной мессы» Бетховена. - IX. Отъезд из Лондона; новые признаки переутомления. 1847. - 4 XI. Смерть М. от кровоизлияния в мозг. - 8 XI. Тело М. перевозят в Берлин и хоронят на Иерусалимском кладбище.
Соч.: оперы - Свадьба Камачо (Die Hochzeit des Camacho, комич. опера по M. Сервантесу, op. 10, 1825, пост. 1827, Шаушпильхауз, Берлин), Возвращение с чужбины (Heimkehr aus der Fremde, лидершпиль на сюжет К. Клингемана, ор. 89, пост. 1829, Берлин, частный дом), Лорелея (по Э. Гейбелю, неоконч., ор. 98, 1847); зингшпили детских лет, в т.ч. Два педагога, Странствующие комедианты и др.; для солистов, хора и орк. - оратории Павел (ор. 36, 1834-1836), Илия (ор. 70, 1846), Христос (неоконч., ор. 97, 1847); кантата Первая Вальпургиева ночь (Die erste Walpurgisnacht по И. В. Гёте, ор. 60, 1831; 2 ред., 1843); псалмы - 115 (ор. 31, 1830), 42 (ор. 42, 1837), 95 (ор. 46, 1838), 114 (ор. 51, 1839), 98 (ор. 91, 1843); для орк. - 5 симфоний (c-moll, ор. 11, 1824; Реформационная, d-moll, op. 107, 1830-1832; Итальянская, A-dur, op. 90, 1833; Шотландская, a-moll, op. 56, 1830-42; симфония-кантата Хвалебный гимн - Der Lobgesang, B-dur, op. 52, 1840); конц. Увертюры - Сон в летнюю ночь (Sommernachtstraum, op. 21, 1826; первонач. вариант для фп. в 4 руки), увертюра с трубами (Trompeten-Ouvertüre, op. 101, 1826), Морская тишь и счастливое плавание (Meeresstille und glückliche Fahrt, op. 27, 1832), Гебриды, или Фингалова пещера (Die Hebriden, oder Die Fingalshöhle, op. 26, 1830-32), Сказка о прекрасной Мелузине (Das Märchen von der schönen Melusine, op. 32, 1833), Рюи Блаз (ор. 95, 1839); Похоронный марш (Trauermarsch, op. 103, 1836, для дух. орк.), Марш (ор. 108, 1841); концерты для инструментов с орк. - для фп.: g-moll (op. 25, 1831), d-moll (op. 40, 1837), Блестящее каприччио (Capriccio brillant, h-moll, op. 22, 1832), Блестящее рондо (Rondo brillant, Es-dur, op. 29, 1834), Серенада и Allegro giocoso (h-moll, op. 43, 1838), концерт для скрипки (e-moll, op. 64, 1844), концерт для скр., фп. и струн. орк. (d-moll, 1823); камерные ансамбли - струн. октет (ор. 20, 1825), секстет для фп., скрипки, 2 альтов, влч. и контрабаса (ор. 110, 1824), 2 струн. квинтета (ор. 18, 1826, перераб., 1832; ор. 87, 1845), 7 струн. квартетов (ор. 12, 1829; ор. 13, 1827; No 3, 4, 5, ор. 44, 1837-38; ор. 80, 1847; юнош. квартет, 1823); 3 фп. квартета (ор. 1, 1822, ор. 2, 1823, ор. 3, 1825); 2 фп. трио (ор. 49, 1839; ор. 66, 1845); для скр. и фп. - сонаты (ор. 4, 1825; 1838); для влч. и фп. -2 сонаты (ор. 45, 1838; ор. 58, 1843); для кларнета, бассетгорна и фп. - 2 концертштюка (ор. 113, ор. 114, оба 1833); для фп. - Песни без слов (цикл из 48 пьес, 8 тетр., ор. 19, 30, 38, 53, 62, 67, 85, 102, 1830-45); Рондо-каприччиозо (ор. 14, 1824), Каприччио (ор. 5, 1825; 3 каприччио, ор. 33, 1833-35; ор. 118, 1837); 3 сонаты (ор. 6, 1826; ор. 105, 1821; ор. 106, 1827); 3 фантазии (ор. 16, 1829), Шотландская соната (ор. 28, 1833), Серьёзные вариации (ор. 54, 1841), вариации (ор. 82; ор. 83, 1841); 6 прелюдий и фуг (ор. 35, 1832-37), этюд (1836); для 2 фп. - Блестящее аллегро (ор. 92, 1841) и др.; для органа - 3 прелюдии и фуги (ор. 37, 1837), 6 сонат (ор. 65, 1839- 1845) и др. (всего 13 произв.); для голоса с фп. - 12 песен, ор. 8 (сл. Ф. Грильпарцера, И. Г. Фосса, И. В. Гёте, Л. К. Г. Хёльти и др., 1830), 12 песен, ор. 9 (сл. Г. Гейне, Фосса, Клингемана, Т. Мура, Уланда, Фаллерслебена, 1829), 6 песен ор. 19-а (сл. Гейне, З. Эберта, Ульриха ф. Лихтенштейна, 1830- 1834), 6 песен ор. 34 (сл. Гейне, Гёте, Клингемана, Эберта, 1834-1837), 6 песен ор. 47 (сл. Гейне, Клингемана, Ленау, Тика, 1839), 6 песен ор. 57 (сл. Гёте, Уланда, Эйхендорфа, 2 - на нар. сл., 1837-41), 6 песен ор. 71 (сл. Клингемана, Ленау, Фаллерслебена, Эйхендорфа, 1841-47), 3 песни ор. 84 (сл. Клингемана и др., 1831-39), 6 песен ор. 86 (сл. Гёте, Гейне, Гейбеля, Клингемана и др.), 6 песен ор. 99 (сл. Гёте, Уланда, Эйхендорфа и др., 1841-45), 2 духовные песни ор. 112, 2 романса на сл. Байрона (1834) и др.; вок. ансамбли - 6 песен для смеш. квартета op. 41 (сл. Гёте, Гейне, Платена, Хёльти), 6 песен для того же состава ор. 48 (сл. Ленау, Уланда, Эйхендорфа, 1839), 6 песен для муж. квартета ор. 50 (сл. Гёте, Эйхендорфа и др., 1939-40), 6 песен для смеш. квартета ор. 59 (сл. Гёте, Уланда, Эйхендорфа, 1837-43), 6 вок. дуэтов с фп. ор. 63 (сл. Гейне, Бёрнса, Клингемана, Фаллерслебена, 1836-44), 3 дуэта с фп. ор. 77 (сл. В. Гюго, Уланда, Фаллерслебена), 6 песен для смеш. квартета ор. 88 (сл. Э. Гейбеля, Уланда, Эйхендорфа, 1836-47), 4 песни для смеш. квартета ор. 100 (сл. Уланда и др., 1839-44), 4 песни для муж. квартета ор. 120 (сл. В. Скотта, Гёте, 1837-47) и др.; для солистов и хора б cappella -3 псалма ор. 78 (1843-44), 6 мотетов для 8-гол. хора ор. 79 (1843-46), 4 песни для 4-гол. муж. хора ор. 75 (сл. Гёте, Эйхендорфа, 1839-1844), 4 песни для того же состава ор. 76 (сл. Гейне, Гервега, Фаллерслебена, Штольца), Траурная песня для смеш. хора (ор. 116, 1845) и др.; музыка к драматич. Спектаклям - «Антигона» Софокла (ор. 55, пост. 1841, Потсдам), «Сон в летнюю ночь» Шекспира (ор. 61, 1842, пост. 1843, там же), «Аталия» Расина (ор. 74, 1843-45, пост. 1845, Берлин), «Эдип в Колоне» Софокла (ор. 93, пост. 1845, Берлин) и др. Полн. собр. соч. М.: Felix Mendelssohn-Bartholdy's Werke, Serie l - 19, Lpz., 1874-77. Письма: Письма Мендельсона-Бартольди, СПБ, 1863; Mendelssohn-Bartholdy F., Briefe aus den Jahren 1830 bis 1847, Bd 1-2, Lpz., 1861-63 (неоднокр. переиздавались с 1875); Rolko E., Erinnerungen an Felix Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., 1868 (содержит 12 писем); Devrient Ed., Meine Erinnerungen an Felix Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., 1869, 1891 (содержит 33 письма); Hiller F., Felix Mendelssohn-Bartholdy, Briefe und Erinnerungen, Кцln, 1874; Moscheles F., Briefe von Felix Mendelssohn-Bartholdy an I. und Charlotte Moscheles, Lpz., 1888; Enkardt J., Ferdinand David und die Familie Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., 1888 (содержит 30 писем); Schubring J., Briefwechsel mit Felix Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., 1892; Wolff E., Meisterbriefe von Felix Mendelssohn-Bartholdy, В., 1907; Hensel S., Die Familie Mendelssohn. (1729-1847). Nach Briefen und Tagebüchern, Bd 1-3, Lpz., 1879, Bd 1-2, Lpz., 1924; Mendelssohn-Bartholdу F., Letters, transl. by Gisela Seldon-Goth, N. Y., 1945; Sutermeister P., Felix Mendelssohn-Bartholdy. Lebensbild und Briefe, Z., 1949, 1958; Wehmer С., Ein tief gegründeter Herz. Der Briefwechsel Droysen - Felix Mendelssohn-Bartholdys, Hdlb., 1959.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия