МЕРСЕНН (Mersenne) Марен (псевд. - де Сермес; Sieur de Sermes) (8 IX 1588, Уазе, Мен - l IX 1648, Париж) - франц. муз. теоретик, философ, физик, математик. Учился в коллегии иезуитов в г. Ла-Флеш (Анжу) и в Сорбонне (Париж). Был монахом-миноритом. С 1619 работал в Париже, где с 1623 издавал науч. труды, мн. из которых частично или полностью поcв. музыке. Широкий круг интересов и глубина знаний привлекали к М. крупнейших учёных разных стран. Он состоял в переписке с Г. Галилеем (перевёл его «Механику»), X. Гюйгенсом, Б. Паскалем, Э. Торричелли, П. Ферма и др. Со мн. учёными-гуманистами М. встречался в Италии, куда выезжал в 1640, 1641 и 1645. В кон. 1640-х гг. в доме М. собиралась группа франц. учёных, к-рая создала основу Парижской академии (организована в 1666). В трактате «Общие вопросы генезиса с точным объяснением текста» дал анализ древней греческой и еврейской музыки. В трактате «Истина наук против скептиков или пирроников» рассматривал музыку как отрасль математики. В «Трактате о всеобщей гармонии…» (1627; впервые под псевд. де Сермес) изложил систему своих взглядов на этич. назначенце музыки. В труде М. о музыке «Книги гармонии» даны анализ природы звука, описание муз. инструментов, изложено учение о консонансе и диссонансе, муз. родах и ладах, о воздействии музыки на человека. Его гл. соч. «Всеобщая гармония» (или «Мировая гармония») - свод знаний о композиции, голосе, пении, о музыке 16 в. Гармонию М. находит во всём, что образует порядок, связь, пропорциональность. Музыка для М. - лишь одна из сфер проявления всеобщей, мировой гармонии; её цель - возвышение человеч. души; зло мира, в частности, состоит в том, что музыка стала использоваться лишь для чувственного наслаждения. Красота музыки (благозвучность - следствие «правильного сочетания консонансов»), по концепции М., есть отражение красоты Вселенной. Учение о композиции М. свидетельствует о знании 4-гол. сложения. В понимании баса как основы гармонии М. предвосхитил Ж. Ф. Рамо. Ладовая система у М. традиционна, однако в трактовке 12 церк. ладов намечались признаки мажоро-минорного мышления. Ряд выдающихся открытий был сделан М. в области акустики: он первым определил скорость распространения звука, установил связь между высотой звука и частотой колебаний звучащего тела; открыл явление обертонов в составе муз. звука («Всеобщая гармония», 4-я кн., об инструментах, IX). М. принадлежит идея 12-звуковой равномерной темперации. Трактуя мн. муз. проблемы с метафизич. позиций, М., однако, исследовал физич. свойства звука, опираясь на естеств.-науч. основу, что придало науч. характер осн. разделам его теории музыки, имевшей тогда прогрессивное значение. Все труды М. изд. в Париже.
Соч.: Quaestiones celeberrimae in genesim… (1623); L'analyse de la vie spirituelle et l'usage de la raison (1623); La veritй des sciences contre les sceptiques ou pyrrhoniens (1625); Traitй de l'harmonie universelle (1627); Harmonicorum libri XII (1635-36, 1648, 1652); Harmonie universelle (1636-37); Cogitata physico-mathe-matica… (1644); Correspondance, P., 1959 (под ред. К. де Варда).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
МЕ..

МАССИНИ

МАТАЧИЧ

МАТВЕЕВ

МАТЕРНА

МДИВАНИ

МЕЗЕНЕЦ

МЕЛИЗМЫ

МЕЛИКОВ

МЕЛИКЯН

МЕЛОДИЯ

МЕЛОМАН

МЕЛОПЕЯ

МЕНДЕЛЬ

МЕНДОСА

МЕНЗУРА

МЕНОТТИ

МЕНУХИН

МЕРОВИЧ

МЕРРИАМ

МЕРСМАН

МЕССАЖЕ

МЕССИАН

МЕССМАН

МЕТРИЗА

МЕТРИКА

МИЛОНГА

МИЛЬВИД

МИЛЬМАН

МИЛЬНЕР

МИЛЬТОН

МИЛЮТИН

МИНСКИЙ

МИНЬОНИ

МИРЗАЯН

МИРЗОЕВ

МИРЗОЯН

МИРОВИЧ

МИРОНОВ

МИТЧЕЛЛ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>