МОКРАНЯЦ (Мокраoeац) Василе (р. 11 IX 1923, Белград) - серб. композитор (Югославия). Сын виолончелиста Йована М. (1888-1956) - одного из основателей Белградской филармонии. В 1947 окончил Академию музыки в Белграде по классу фп. у Э. Хайека, в 1951 по классу композиции у С. Раичича. Преподавал в Белграде в муз. школах «Иосип Маринкович» (1947-1951) и «Мокраняц» (1952-56). С 1965 профессор по классу композиции Академии музыки в Белграде. Для М. характерно тяготение к инстр. жанрам. Его ранние соч. отличают нац. характерность муз. языка, использование импрессионистских приёмов письма, элементов неоромантизма. Позднее М. отходит от нар.-песенной основы, применяет новые сложные средства муз. выражения. Его симф. произв. отмечены мастерством инструментовки.
Соч.: для орк. - 4 симфонии (1961, 1965, 1967, 1972), Драматическая увертюра (1950), увертюра (исп. 1962), «Концертная увертюра» (1972); для струн. орк. - Дивертисмент (1968), симфониетта (1970); концертино для фп., 2-х арф и камерн. орк. (1956); струн. квартет (1944); для фп. - соната (1947), 2 сонатины (1953, 1954), сюита Фрагменты (1954), Семь этюдов (1951), вариации (1949), Шесть танцев (1954); для скр. и фп. - соната (1952); для 3-х флейт, арфы, вибрафона, фп. и челесты - сюита Платаны (1965); циклы нар. песен, музыка для театра, кино.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

МОКРАНЯЦ (Мокраoeац) Стеван (наст. фамилия Стоянович; Стоjановић) [28 XII (9 I) 1856, Неготин - 15 (28) IX 1914, Скопле] - серб. композитор, фольклорист, хор. дирижёр, скрипач, педагог и обществ. деятель. В детстве самостоятельно научился играть на скрипке, позднее брал уроки скрипичной игры, изучал основы теории музыки, занимался композицией. В 1872-73 руководил в Неготине певч. обществом, собирал нар. мелодии. Будучи студентом филологич. ф-та Белградского университета, принимал участие в работе Белградского хор. общества, состоял членом его совета. С 1876 преподавал в школе для начинающих хористов, работал как хор. дирижёр. С 1879 учился в Мюнхене у Э. Закса (теория музыки), затем в Академии музыки в Мюнхене у И. Рейнбергера (композиция). Возвратившись в Белград, преподавал пение, руководил хором общества «Станкович». В 1884 исп. первой хор. рапсодии - «Руковета» принесло М. известность. В том же году совершенствовался в Риме в консерватории Академии «Санта-Чечилия», в 1885 в Лейпциге. С 1887 рук. Белградского хор. общества, в 1889-93 участник (2-я скрипка) организованного им струн. квартета. В 1899, совм. с пианистом Ц. Манойловичем, основал в Белграде муз. школу («Српека музичка школа»), положившую начало муз. образованию в Сербии. В 1907 участвовал в создании Т-ва серб. музыкантов. Значительна была деятельность М. как фольклориста, хор. дирижёра и композитора хор. музыки. Его работы как собирателя нар. песен были этапными для развития югосл. муз. фольклористики (в 1896 предпринял фольклорную экспедицию в юж. области Сербии, записал св. 100 нар. напевов). Ок. 30 лет М. руководил Белградским хор. обществом, деятельность которого способствовала развитию хорового искусства Сербии. Возглавляя хор, М. довёл исполнит. мастерство коллектива до высокого художеств. уровня. С этим хором выезжал во мн. страны, популяризируя музыку братских народов Югославии; в 1896 совершил гастрольную поездку по России. М. высоко ценил рус. музыку. Как композитор прославился пятнадцатью «Руковетами», основанными на искусно отобранных и мастерски обработанных нар. напевах сербов, черногорцев, македонцев и др. народов Югославии. В хор. рапсодиях - «Руковетах» М. создал самобытный стиль хор. письма, осн. на органич. сплетении самостоятельно развивающихся мелодич. голосов. «Руковеты» отличаются полнозвучием, красочностью. Их историч. значение заключается в утверждении новых принципов гармонизации нар. напевов, вытекающих из внутр. логики их мелодич. структуры. Особенно значителен десятый «Руковет» - «Охридская легенда», который является не только вершиной хор. стиля М., но и отправной точкой и художеств. основой всего дальнейшего развития серб. реалистич. музыки. Среди др. соч. М. известны «Приморские напевы» («Приморские напjеви») для смешанного хора, церк. музыка («Литургия», «Заупокойная»), две песни для голоса и фи. «Лем Эдим» и «Три героя» («Три jунака»).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия