МОНСИНЬИ (Monsigny) Пьер Александр (17 X 1729, Фокамберг, близ г. Сент-Омер - 14 I 1817, Париж) - французский композитор. Чл. Института Франции (1813). Воспитывался в иезуитском колледже в г. Сент-Омер. В детстве обучался игре на скрипке, систематич. муз. образования не получил. С 1749 жил в Париже, где под впечатлением итальянской оперы-буффа начал изучать композицию у контрабасиста и комп. П. Джанотти. В 1759 М. дебютировал первой комической оперой «Нескромные признания» («Les aveux indiscrets», Ярмарочный театр в Сен-Жермене, Париж), из осторожности скрыв своё имя. Лишь позднее, когда успех его произв. был обеспечен, композитор решился выступать открыто. Осн. оперы написаны в период 1759-77 (ставились в ярмарочных театрах, а после их закрытия - в театре «Комеди Итальенн»). Мн. оперы М. создавал в сотрудничестве с либреттистом М. Ж. Седеном. В 1800-02 состоял инспектором консерватории. М. наряду с Ф. А. Филидором и Э. Дуни - создатель комической оперы - нового жанра, представлявшего передовое искусство Франции в эпоху Просвещения. Он отошёл от традиций старого оперного театра с его условностями. Произв. М. близки «серьёзной комедии», как её мыслил в своей эстетич. системе Д. Дидро. Композитор не отказался от сказочной фантастики («Прекрасная Арсена», 1773), патриархально-идиллич. настроений («Король и фермер», 1762), элементов фарса или экзотики («Одураченный кади», 1761; «Алина, королева Голкондская», 1766), но ярче всего его талант раскрылся в чувствит. семейной драме («Дезертир», 1769; «Феликс, или Найдёныш», 1777). По своему направлению творчество М. близко сентиментализму того времени (он тяготеет, в частности, к кругу образов, характерных для живописи Ж. Б. С. Шардена, уступая ему, однако, в художеств. значительности). Героями сентимент. комич. опер М. являются простые люди, действующие в обыденной обстановке, - семья фермера, буржуа, крестьяне, солдат. Но, в отличие от мн. опер Филидора и Дуни, у М. жанровые и комич. элементы в развитии фабулы отходят на второй план и лишь оттеняют происходящую драму. Напряжение чувств передано в ярко мелодич. музыке, исполненной благородного пафоса и по-новому возвышающей образ скромного героя, когда он терпит истинные страдания. Произв. М. свидетельствуют о просветительском гуманизме комич. оперы, о её здоровой социальной тенденции, характерной для предреволюц. десятилетий. Новые эстетич. задачи потребовали расширения муз. ресурсов комич. оперы: у М. возросло значение серьёзных арий (не вытесняющих, впрочем, из оперы романс и куплеты), драм. ансамблей, встречаются аккомпани-рованный речитатив (в острых коллизиях), красочные и изобразит. орк. эпизоды, углубляется содержательность увертюры и её образная связь с оперой. Гл. сила искусства М. - в мелодич. даре композитора; успех и популярность его оперным произв. обеспечила ясная, непосредственная, свежая, близкая франц. песенности мелодика.
Соч.: 18 опер, в т. ч. Одураченный кади (Le cadi dupй, 1761, Ярмарочный театр в Сен-Жермене, Париж), Король и фермер (Le roi et le fermier, 1762, «Комеди Итальенн», Париж), Роза и Кола (Rose et Colas, 1764, там же), Алина, королева Голкондская (Aline, reine de Golconde, 1766, «Опера», Париж), Филемон и Бавкида (1766, театр герцога Орлеанского, Баньоль), Дезертир (Le deserteur, 1769, «Комеди Итальенн», Париж), Прекрасная Арсена (La belle Arsene, 1773, Фонтенбло), Феликс, или Найдёныш (Felix ou L'entant trouvй, 1777, там же).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия