МОНТЁ (Monteux) Пьер (4 IV 1875, Париж - 1 VII 1964, Ханкок, штат Мэн, США) - французский дирижёр. Учился в Парижской консерватории по классу скрипки у Бертелье. В 1896 наряду с Ж. Тибо отмечен 1-й пр. консерватории. Работал альтистом и скрипачом в оркестрах театра «Опера-комик» и Э. Колонна. С юношеских лет начал также дирижировать. В 1911-17 дирижёр Русского балета С. П. Дягилева. При его участии впервые были исполнены «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913) и «Соловей» (1914) Стравинского, «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912), «Игры» Дебюсси (1913). В 1914 организовал ставшие популярными «Концерты Монтё», в программах которых отразился интерес дирижёра к совр. музыке. В 1916, после демобилизации из армии, уехал с труппой Дягилева в Нью-Йорк. В последующие годы выступал там как симф. и оперный («Метрополитен-опера») дирижёр. В 1919-24 возглавлял Бостонский симф. оркестр. В 1924-34 дирижировал (наряду с В. Менгельбергом) оркестром «Консертгебау» в Амстердаме. Одновременно (в 1928) организовал симф. оркестр Парижа, которым руководил до 1937. В 1935-52 музик-директор симф. оркестра Сан-Франциско. В кон. 1950-х гг. преим. гастролировал, в т. ч. с Бостонским оркестром, в «Метрополитен-опера» (1955-1956) и Венской гос. опере (1958). В 1961-64 руководил Лондонским симф. оркестром. М., получивший широкое муз. образование, обладавший безукоризненным слухом, безошибочным чувством стиля и законченной техникой, был чужд культа дирижёрской личности. Владея обширным репертуаром, он отдавал предпочтение сложным произв. совр. авторов. Был первым исполнителем многих из них, в т. ч. 3-й симфонии и увертюры ор. 42 Прокофьева. В 1926, 1931 и 1956 (с Бостонским оркестром) выступал в СССР. Е. Я. Рацер.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

МОНТЕ (Monte) Филипп де [1521, Мехелен (Малин) - 4 VII 1603, Прага] - франко-фламандский композитор. Предположительно, пел в церк. хоре мальчиков в Мехелене. В 1542-51 жил в Неаполе (муз. воспитатель в семье аристократа). В 1554 опубликовал в Риме первые мадригалы (5-голосные). В 1555-67 придв. музыкант в Лондоне (сблизился с У. Бёрдом), в 1568-1603 гл. придв. капельмейстер в Вене и Праге. М. - крупнейший (после О. Лассо) представитель нидерландской школы позднего Возрождения, выдающийся представитель полифонич. вок. стиля a cappella 16 в., мастер многоголосного мадригала. В раннем периоде творчества испытал влияние К. де Pope и конц. стиля венецианской школы. Для мадригалов М. (на стихи Петрарки, Бембо, Саннадзаро и др.) характерно использование изобразит. мелизматики, регистровых и ритмич. контрастов, широкое применение имитационной полифонии, отд. приёмов декламационности. Среди культовых произв. М. особенно популярны были мессы. Мн. из них, т. н. мессы-пародии, осн. на заимствованном тематич. материале мадригалов, мотетов, шансон Pope, Палестрины, Жоскена Депре, О. Лассо и самого М. Издано св. 1070 светских и 144 духовных мадригала М. (1554-98), 319 мотетов (1572-84), 38 месс, 45 шансон на сонеты П. Ронсара (1575) и др. Мн. произв. остались в рукоп. Изд. «Opera Omnia» (тт. 1-33, 1927-39).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
МО..

МЕНСА

МЕССА

МЕШКО

МЕЮЛЬ

МИГАЙ

МИКСТ

МИЛАН

МИНИН

МИНОР

МИНСК

МИРЕК

МИХАЙ

МИХНО

МИЯГИ

МОДУС

МОЗЕР

МОЛАС

МОЛИК

МОМОТ

МОРЛИ

МОРОИ

МОТЕТ

МОТИВ

МОТЛЬ

МОФФО

МУГАМ

МУЗЕИ

МУЗЕЙ

МУКАМ

МУРИН

МУРИС

МУРОВ

МУСИН

МУТОН

МУХИН

МУЦИО

МЮЗЕТ

МЮРЕН

МЯСИН

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>