МОТИВ (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo - двигаю). 1) Мельчайшая часть мелодии, гармоиич. последования, к-рая обладает смысловой цельностью и может быть узнана среди множества других аналогич. построений. М. представляет и определённую конструктивную единицу. Как правило, М. заключает в себе одну сильную долю и поэтому часто равен одному такту: Л. Бетховен. Соната для фп. op. 111, часть II. В определённых условиях темпа, размера, фактуры муз. произв. возможны и более крупные по протяжённости 2-тактовые мотивы: Л. Бетховен. Соната для фп. ор. 7, часть I. В некоторых случаях М. делится на более мелкие конструктивные ячейки, называемые субмотивами. Субмотив не обладает смысловой цельностью и существует лишь как часть целого: Ф. Шопен. Соната b-moll для фп., часть I. Обычно М. состоит из метрически слабого и сильного времени или, наоборот, сильного и слабого. Встречаются и М., состоящие только из одного, сильного, времени. Их называют усечёнными М.: Л. Бетховен. Соната для фп. ор. 10 No 1, часть I. М. могут объединяться по два и по три в фразы или в бульшие построения. При этом они чётко отделяются друг от друга или сливаются в одно целое. В некоторых случаях непрерывного, связного мелодич. движения членение на мотивы оказывается невозможным. М. или ряд М. (чаще два), с которых начинается муз. тема гомофонного произв., образуют её ядро. Дальнейшее развитие внутри темы вызывает к жизни тe или иные изменения начальных М. или новые М. В конце темы звучит завершающий М. Тема лежит в основе формы целого произведения, в котором сопоставляется с др. темами и развивается. Тематич. развитие заключается в основном в многократном проведении разд. вариантов одной темы, выделении (вычленении) из неё отдельных М., в столкновении их с мотивами других тем. Особенной напряжённости тематич. развитие достигает в разработке сонатной формы. Эта разработка зачастую представляет собой непрерывный поток фраз, М. - «осколков» ранее изложенных тем. При этом М. могут подвергаться разл. трансформациям. Могут изменяться составляющие их интервалы, направление мелодич. движения (восходящее сменяться нисходящим, и наоборот), их гармонич. наполнение; они могут вступать в разл. рода полифонич. соединения. Наиболее устойчивым элементом при этом остаётся ритмич. рисунок - его существ. изменения в некоторых случаях способны полностью разрушить данный М. и создать по сути дела новый. Нек-рые муз. произв. представляют собой непрерывную разработку одного М. В них лишь время от времени возникают новые М., сопровождаемые, однако, звучанием основного или представляющие собой его варианты. Так, муз. развитие в первой части 5-й симфонии Бетховена вытекает из начального четырёхударного мотива: Подобного рода неуклонное развитие одного М. широко представлено в творчестве Бетховена и Шумана. Первые попытки разработки учения о М. были сделаны во 2-й пол. 18 в. И. Маттезоном, Й. Рипелем и Г. К. Кохом. При этом сам термин «М.» ими не применялся. Он ведёт происхождение из Италии, где означал в 18 в. осн. тематич. ядро арии. Важнейший вклад в учение о М. внесли в 19 в. А. Б. Маркс и в особенности X. Риман. В отличие от Р. Вестфаля и Т. Вимайера Риман понимал М. не только как ритмическое образование, но и как единство ритмических, мелодических, гармонических, динамических и тембровых факторов. Слабая сторона римановского учения о М. - признание реального существования лишь ямбических (от слабой доли к сильной), но не хореических М. В России учение о М. разрабатывал С. И. Танеев. 2) В бытовом понимании - мелодия, напев, наигрыш.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
МО..

МИГАЙ

МИКСТ

МИЛАН

МИНИН

МИНОР

МИНСК

МИРЕК

МИХАЙ

МИХНО

МИЯГИ

МОДУС

МОЗЕР

МОЛАС

МОЛИК

МОМОТ

МОНТЁ

МОРЛИ

МОРОИ

МОТЕТ

МОТЛЬ

МОФФО

МУГАМ

МУЗЕИ

МУЗЕЙ

МУКАМ

МУРИН

МУРИС

МУРОВ

МУСИН

МУТОН

МУХИН

МУЦИО

МЮЗЕТ

МЮРЕН

МЯСИН

НАБАТ

НАКРЫ

НАННИ

НАПЕВ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>