МОЗЕР (Moser) Андреас (29 XI 1859, Землин, близ Белграда - 7 X 1925, Берлин) - нем. скрипач-педагог, методист и историк скрипич. искусства. По происхождению австриец. Игре на скрипке обучался у И. Иоахима в Высшей муз. школе в Берлине. С 1888 преподавал в этой школе, был ассистентом Иоахима (с 1900 профессор). Капитальные работы М.: биография Иоахима и «История скрипичной игры». Им опубликованы также переписка И. Брамса с Й. Иоахимом (J. Brahms im Briefwechsel mit J. Joachim, Bd 1-2, 1908), переписка Й. Иоахима (Briefe von und an J. Joachim, Bd 1-3, 1911-13). Ряд статей М. посвящён скрипичному исполнительству 18 в. Редактор произведений И. С. Баха (совместно с X. Беккером), Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена (совм. с Й. Иоахимом) и др. Крупным методич. трудом явилась скрипичная школа, написанная М. совм. с Й. Иоахимом («Violinschule», Bd 1-3, 1902-05), в которой удачно разрешены методологич. вопросы формирования техники начинающего скрипача и в широком художеств. аспекте рассмотрены проблемы муз. интерпретации.
Соч.: Joseph Joachim. Ein Lebensbild, В., 1898; neue Aufl., Bd 1-2, В., 1908-10; Methodik des Violinspiels, Bd 1-2, Lpz., 1920; Geschichte des Violinspiels, В., 1923. И. M. Ямпольский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

МОЗЕР (Moser) Ханс Иоахим (25 V 1889, Берлин - 14 VIII 1967, Зап. Берлин) - немецкий музыковед. Сын А. Мозера. Историю музыки изучал под рук. Л. Шидермайра (Марбург), X. Римана и А. Шеринга (Лейпциг), Г. Кречмара и И. Вольфа (Берлин). Обучался также композиции и пению. Нек-рое время выступал в качестве конц. певца. С 1919 приват-доцент, с 1922 профессор университетов в Галле, затем в Гейдельберге, а также в Берлине, где в 1927-33 возглавлял Гос. академию церк. и школьной музыки. В 1933 подал в отставку, но продолжал сотрудничать с нацистами. С 1950 был директором консерватории в Зап. Берлине. Автор трудов по истории и теории музыки, эстетике, монографич. работ. Во мн. работах М. отразились его националистич. взгляды. Издал «Музыкальный словарь» («Musiklexikon», В., 1935, Bd 1-2, 1955, Nachtrag, 1958, Ergänzungsband, 1963).
Соч.: Geschichte der deutschen Musik, Bd 1-3, Stuttg.-В., 1920-24, 1930 (извлечение в рус. пер. - Музыка средневекового города, Л., 1927); Die Ballade, В., 1930; Die Epochen der Musikgeschichte, Stuttg.-В., 1930; Die Melodien der Lutherlieder, Lpz.-Hamb., 1935; J. S. Bach, В., 1935; Das deutsche Lied seit Mozart, Bd 1-2, Z., 1937; Chr. W. Gluck, Stuttg., 1940; Carl Maria von Weber, Leben und Werk, Lpz., 1941, 1955; Goethe und die Musik, Lpz., 1949; H. Schütz. Sein Leben und Werk, Кassel, 1936, Кassel-Basel, 1954; Die evangelische Кirchemusik in Deutschland, В.-Darmstadt, 1954; Die Muzik der deutschen Stämme, W.-Stuttg., 1957; D. Buxtehude, В., 1957; Orgelromantik, Ludwigsburg, 1961. И. М. Марков.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

МОЗЕР, Mоозер (Mooser) Роберт Алоиз (20 IX 1876, Женева - 24 VIII 1969, там же) - швейц. музыковед и муз. критик. Прапрадед М. - Йозеф Антон М. (1731-92), прадед Жан Пьер Йозеф Алоиз М. (1770-1839) известны как органные мастера, дед Йозеф М. (1794-1876) - фп. мастер, отец Жан Луи М. (1830-1903) - фп. педагог. Мать - уроженка России (Юлия Запольская). Учился в Женеве игре на органе (у О. Барблана) и фп. (у отца), теории музыки. В Петербурге брал уроки композиции (у М. А. Балакирева) и инструментовки (у Н. А. Римского-Корсакова), служил органистом во франц. реформатской церкви (1897-1909), работал в Дирекции имп. театров (1899-1904), с 1897 сотрудничал как муз. критик в газете «Journal de St. Petersbourg» («Санкт-Петербургская газета»). Вернувшись на родину (1909), продолжил деятельность критика в газете «La Suisse» («Швейцария»), основал в Женеве «Четверговые прослушивания» («Auditions du jeudi», 1915-22), где исполнялись новинки совр. музыки. Издавал «независимый музыкальный журнал» «Диссонансы» («Dissonances», 1923-46). M. активно пропагандировал совр. музыку, его статьи собраны в 4 книгах (некоторые из статей посв. рус. музыке). Во время пребывания в России собирал и изучал материалы по истории старинной рус. музыки, результатом чего явилось неск. книг, содержащих много новых данных. Выделяется монументальный труд «Летопись музыки и музыкантов в России в XVIII столетии» (т. 1-3), в котором имеется большой фактич. и иконографич. материал. Свою ценную коллекцию рус. муз. изданий (св. 2000 томов) М. подарил Публичной и университетской б-ке в Женеве.
Соч.: L'opera comique francais en Russie au XVIIIe siecle, Gen., 1932, 1954; Un musicien espagnol en Russie…: V. Martin i Soler, «RMI», 1936, v. 40; L'apparition des oeuvres de Mozart en Russie, в cб.:Mozart-Jahrbuch 1967, Salzburg, 1968; Violonistes-compositeurs italiens en Russie au XVIIIe siecle, «RMI», 1938-50, [v.] 42-52; Operas, intermezzos, ballets, cantates, oratorios joues en Russie durant le XVIIIe siecle, Gen., 1945, 1964; Regards sur la musique contemporaine. 1921-1946, Lausanne, 1946; Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIe siecle, v. 1-3, Gen., 1948-51; Panorama de la musique contemporaine. 1947-1953, Gen., 1953; Aspects de la musique contemporaine. 1953-1957, Gen., 1957; Visage de la musique contemporaine. 1957-1961, P., 1962; в рус. пер. - Воспоминания о Феликсе Михайловиче Блуменфельде, в кн.: Музыкальное исполнительство. Шестой сб. статей, М., 1970.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия