МОЗЕР (Moser) Андреас (29 XI 1859, Землин, близ Белграда - 7 X 1925, Берлин) - нем. скрипач-педагог, методист и историк скрипич. искусства. По происхождению австриец. Игре на скрипке обучался у И. Иоахима в Высшей муз. школе в Берлине. С 1888 преподавал в этой школе, был ассистентом Иоахима (с 1900 профессор). Капитальные работы М.: биография Иоахима и «История скрипичной игры». Им опубликованы также переписка И. Брамса с Й. Иоахимом (J. Brahms im Briefwechsel mit J. Joachim, Bd 1-2, 1908), переписка Й. Иоахима (Briefe von und an J. Joachim, Bd 1-3, 1911-13). Ряд статей М. посвящён скрипичному исполнительству 18 в. Редактор произведений И. С. Баха (совместно с X. Беккером), Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена (совм. с Й. Иоахимом) и др. Крупным методич. трудом явилась скрипичная школа, написанная М. совм. с Й. Иоахимом («Violinschule», Bd 1-3, 1902-05), в которой удачно разрешены методологич. вопросы формирования техники начинающего скрипача и в широком художеств. аспекте рассмотрены проблемы муз. интерпретации.
Соч.: Joseph Joachim. Ein Lebensbild, В., 1898; neue Aufl., Bd 1-2, В., 1908-10; Methodik des Violinspiels, Bd 1-2, Lpz., 1920; Geschichte des Violinspiels, В., 1923. И. M. Ямпольский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

МОЗЕР (Moser) Ханс Иоахим (25 V 1889, Берлин - 14 VIII 1967, Зап. Берлин) - немецкий музыковед. Сын А. Мозера. Историю музыки изучал под рук. Л. Шидермайра (Марбург), X. Римана и А. Шеринга (Лейпциг), Г. Кречмара и И. Вольфа (Берлин). Обучался также композиции и пению. Нек-рое время выступал в качестве конц. певца. С 1919 приват-доцент, с 1922 профессор университетов в Галле, затем в Гейдельберге, а также в Берлине, где в 1927-33 возглавлял Гос. академию церк. и школьной музыки. В 1933 подал в отставку, но продолжал сотрудничать с нацистами. С 1950 был директором консерватории в Зап. Берлине. Автор трудов по истории и теории музыки, эстетике, монографич. работ. Во мн. работах М. отразились его националистич. взгляды. Издал «Музыкальный словарь» («Musiklexikon», В., 1935, Bd 1-2, 1955, Nachtrag, 1958, Ergänzungsband, 1963).
Соч.: Geschichte der deutschen Musik, Bd 1-3, Stuttg.-В., 1920-24, 1930 (извлечение в рус. пер. - Музыка средневекового города, Л., 1927); Die Ballade, В., 1930; Die Epochen der Musikgeschichte, Stuttg.-В., 1930; Die Melodien der Lutherlieder, Lpz.-Hamb., 1935; J. S. Bach, В., 1935; Das deutsche Lied seit Mozart, Bd 1-2, Z., 1937; Chr. W. Gluck, Stuttg., 1940; Carl Maria von Weber, Leben und Werk, Lpz., 1941, 1955; Goethe und die Musik, Lpz., 1949; H. Schütz. Sein Leben und Werk, Кassel, 1936, Кassel-Basel, 1954; Die evangelische Кirchemusik in Deutschland, В.-Darmstadt, 1954; Die Muzik der deutschen Stämme, W.-Stuttg., 1957; D. Buxtehude, В., 1957; Orgelromantik, Ludwigsburg, 1961. И. М. Марков.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

МОЗЕР, Mоозер (Mooser) Роберт Алоиз (20 IX 1876, Женева - 24 VIII 1969, там же) - швейц. музыковед и муз. критик. Прапрадед М. - Йозеф Антон М. (1731-92), прадед Жан Пьер Йозеф Алоиз М. (1770-1839) известны как органные мастера, дед Йозеф М. (1794-1876) - фп. мастер, отец Жан Луи М. (1830-1903) - фп. педагог. Мать - уроженка России (Юлия Запольская). Учился в Женеве игре на органе (у О. Барблана) и фп. (у отца), теории музыки. В Петербурге брал уроки композиции (у М. А. Балакирева) и инструментовки (у Н. А. Римского-Корсакова), служил органистом во франц. реформатской церкви (1897-1909), работал в Дирекции имп. театров (1899-1904), с 1897 сотрудничал как муз. критик в газете «Journal de St. Petersbourg» («Санкт-Петербургская газета»). Вернувшись на родину (1909), продолжил деятельность критика в газете «La Suisse» («Швейцария»), основал в Женеве «Четверговые прослушивания» («Auditions du jeudi», 1915-22), где исполнялись новинки совр. музыки. Издавал «независимый музыкальный журнал» «Диссонансы» («Dissonances», 1923-46). M. активно пропагандировал совр. музыку, его статьи собраны в 4 книгах (некоторые из статей посв. рус. музыке). Во время пребывания в России собирал и изучал материалы по истории старинной рус. музыки, результатом чего явилось неск. книг, содержащих много новых данных. Выделяется монументальный труд «Летопись музыки и музыкантов в России в XVIII столетии» (т. 1-3), в котором имеется большой фактич. и иконографич. материал. Свою ценную коллекцию рус. муз. изданий (св. 2000 томов) М. подарил Публичной и университетской б-ке в Женеве.
Соч.: L'opera comique francais en Russie au XVIIIe siecle, Gen., 1932, 1954; Un musicien espagnol en Russie…: V. Martin i Soler, «RMI», 1936, v. 40; L'apparition des oeuvres de Mozart en Russie, в cб.:Mozart-Jahrbuch 1967, Salzburg, 1968; Violonistes-compositeurs italiens en Russie au XVIIIe siecle, «RMI», 1938-50, [v.] 42-52; Operas, intermezzos, ballets, cantates, oratorios joues en Russie durant le XVIIIe siecle, Gen., 1945, 1964; Regards sur la musique contemporaine. 1921-1946, Lausanne, 1946; Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIe siecle, v. 1-3, Gen., 1948-51; Panorama de la musique contemporaine. 1947-1953, Gen., 1953; Aspects de la musique contemporaine. 1953-1957, Gen., 1957; Visage de la musique contemporaine. 1957-1961, P., 1962; в рус. пер. - Воспоминания о Феликсе Михайловиче Блуменфельде, в кн.: Музыкальное исполнительство. Шестой сб. статей, М., 1970.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
МО..

МАУРИ

МАХДИ

МЕЙЕР

МЕЛБА

МЕНСА

МЕССА

МЕШКО

МЕЮЛЬ

МИГАЙ

МИКСТ

МИЛАН

МИНИН

МИНОР

МИНСК

МИРЕК

МИХАЙ

МИХНО

МИЯГИ

МОДУС

МОЛАС

МОЛИК

МОМОТ

МОНТЁ

МОРЛИ

МОРОИ

МОТЕТ

МОТИВ

МОТЛЬ

МОФФО

МУГАМ

МУЗЕИ

МУЗЕЙ

МУКАМ

МУРИН

МУРИС

МУРОВ

МУСИН

МУТОН

МУХИН

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>