МУР (Moore) Джералд (р. 30 VII 1899, Уотфорд, близ Лондона) - англ. пианист. Учился музыке в университете в Торонто (Канада) у М. Хамбурга. С 1921 жил в Англии. Известен как один из крупнейших совр. аккомпаниаторов и ансамблистов (выступал с Э. Шварцкопф, Д. Фишером-Дискау, видными инструменталистами). Игра М. отличается тонким чувством ансамбля, разнообразием артикуляции, совершенством техники, искусством педализации, благородством и красотой звука. Его репертуар огромен. М. - один из первых теоретиков искусства аккомпанемента (читал лекции, выступал по радио, автор статей и книг); рассматривает его как высокую художеств. задачу, правильное решение которой определяет успех солиста, считает необходимым в сопровождении уделять большое внимание деталям. Сотрудничал в сб. «Музыкальная карьера» («A career in music», 1950). Автор переложений песен для фп.
Соч.: The unashamed accompanist, L., 1943, 1959 (в рус. пер. - Аккомпаниатор, которому не приходится краснеть, в сб.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 2, М., 1966 [сокр. пер.]); Singer and accompanist. The performance of 50 songs, L., 1953, N. Y., 1954; Am I too loude, N. Y., 1962.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

МУР (Moore) Томас (28 V 1779, Дублин - 25 II 1852, Слопертон-Коттидж, близ г. Девайзес) - англ. поэт, певец и композитор-песенник. Чл. Корол. ирл. академии. По национальности ирландец. Сын торговца колониальными товарами. Учился в колледже в Дублине. Муз. грамотой овладел, вероятно, самостоятельно. С 1799 жил в Лондоне. Выступал с исп. своих песен в салонах лондонской аристократии. В 1818-22 жил в Париже. Путешествовал по Сев. Америке, Канаде. Написал либр. комич. оперы М. О'Келли «Цыганский князь» («The Gipsy prince», 1801, «Хеймаркет тиэтр», Лондон), текст и музыку комич. оперы «М. П., или Синий чулок» («М. P. or the Blue Stocking», увертюра написана Ч. Э. Хорном, оркестровавшим всю оперу; 1811, театр «Лицеум», Лондон). М. - один из виднейших романтич. поэтов, создатель популярного «романа» (поэмы из 4 вост. сказок) «Лалла Рук» («Lalla Rookh», 1817), использованного мн. композиторами (одноим. оперы Ч. Э. Хорна, Ф. С. Давида, опера «Фераморс» А. Г. Рубинштейна, балет и симф. поэма Г. Бантока, симф. поэма Й. Йонгена, оратория «Рай и Пери» Р. Шумана, кантаты и др.). М. - автор не только текстов, но и ряда мелодий песен; среди них - знаменитая «Канадская лодочная песня» («The Canadian boat song», изд. 1805) для 3 голосов. Известны его тексты к песням (с фп. сопровождением Дж. Стивенсона и Г. Бишопа), вошедшим в собрание избранных ирл. мелодий («Selection of Irish melodies», 10 тетр., 1807/08-1834, и «Selection of popular national airs», 6 тетр., 1818-1827). В 1816 вышел сб. духовных песен («Sacred songs») с текстами М., музыкой Стивенсона и М. На стихи М. писали сольные песни и хоры композиторы Англии и др. стран, в т. ч. Г. Берлиоз - «Ирландские мелодии» и др., А. А. Алябьев - «Вечерний звон» (в рус. пер. И. И. Козлова), С. И. Танеев - «Рождение арфы». «Ирландские мелодии» М. неоднократно переиздавались, в 1859-61 в обр. Дж. А. Макфаррена, в 1895 - Ч. Станфорда. В 1880 вышло юбилейное собр. «The National Moore».

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

МУР (Мооrе) Дуглас Стюарт (10 VIII 1893, Катчог, близ Нью-Йорка - 25 VII 1969, Гринпорт, штат Нью-Йорк) - американский композитор. Учился в Йельском университете у X. Паркера и Д. С. Смита (1911-17), в Париже - в «Схола канторум» у В. д' Энди (1921), брал уроки композиции у Н. Буланже; совершенствовался у Э. Блоха в Институте музыки в Кливленде (1924), где также руководил отделом музыки в Музее искусства. Как композитор дебютировал в 1922 («4 музейные пьесы» - «4 Museum pieces» для органа). В 1925-62 преподавал в Колумбийском университете (в 1940-60 возглавлял муз. ф-т). В 1946-53 президент Нац. института искусства и литературы. В 1957-60 рук. Амер. общества композиторов, авторов и издателей. В своих лучших соч., стилистически ясных, использовал «американизмы» - элементы амер. популярной музыки, джаза (оперы «Дьявол и Дэниэл Уэбстер», 1939, Нью-Йорк, и «Баллада Бэби Доу», симфония A-dur и «Симфония осени», орк. сюита «Шествие П. Т. Барнума» - «The pageant of P. T. Barnum», 1924; симф. поэма «Моби Дик»). Много работал в вок. жанрах (соч. на тексты поэтов В. Линдси, С. В. Бенета), способствовал развитию детской оперы (писал музыку для школьных постановок). С 1960 чл. Амер. академии искусства и литературы.
Соч.: оперы - Белые крылья (White wings, соч. 1935; 1949, Хартфорд, Коннектикут), Новое платье короля (The emperor's new clothes, детская, 1948, Нью-Йорк), Гиганты земли (Giants of the Earth, 1950, Нью-Йорк), нар. драма Баллада Бэби Доу (1956, Сентрал-Сити, Колорадо), Галантность (Gallantry, 1957, Нью-Йорк; пародия на телевизионные и радиорекламы), Крылья голубки (The wings of the dove, по Г. Джеймсу, 1962, Нью-Йорк), Кэрри Нейшн (1966, Канзас); для орк. - Симфония осени (Symphony of Autumn, 1930), симфония A-dur (1945), увертюра на тему амер. напева (1931), симф. поэмы - Моби Дик (по Г. Мелвиллу, 1928), Памяти погибших (In memoriam, 1943), Молитва об Объединённых нациях (Prayer for the United Nations, с солистом и хором, 1943); для камерного орк. - Котильон для струнных, Деревенская музыка (Village music, 1941), сюита Дневник фермы (Farm journal, 1947); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1953), струн. квартет (1933), дух. квинтет (1942), квинтет для кларнета и струнных (1946), соната для скр. и фп. (1929); соч. для фп.; хоры; песни. Лит. соч.: Listening to music, N. Y., 1932; From madrigal to modern music. A guide to musical styles, N. Y., 1942.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
МУ..

КАН

КАЦ

КЕЙ

КОЗ

КОН

КОХ

КУК

КЮИ

КЮЙ

ЛАД

ЛАХ

ЛЕЙ

ЛЕО

ЛИС

ЛОУ

ЛУР

МЕХ

МИС

МУК

НАЙ

НАО

НАТ

НЕЙ

НЕФ

НИГ

НОМ

НЭЙ

ОДА

ОЙТ

ОРФ

ОТС

ПАС

ПОТ

ПТИ

РАЯ

РЕЙ

РИЗ

РИМ

РИС

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>