МУЗЫКАЛЬНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ - научная организация, созданная в 1901 при Этнографич. отделе Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоявшего при Моск. университете. В состав комиссии входили учёные-этнографы и фольклористы - А. В. Марков, Н. А. Янчук (пред. комиссии), специалисты в области муз. фольклора, в т.ч. Д. И. Аракишвили (Аракчиев), Е. Э. Линёва, А. М. Листопадов, А. Л. Маслов, В. В. Пасхалов, М. Е. Пятницкий, композиторы - П. И. Бларамберг, А. Т. Гречанинов (товарищ пред. комиссии), M. M. Ипполитов-Иванов, Вик. С. Калинников, А. Д. Кастальский, Н. С. Кленовский, А. Н. Корощенко, Н. В. Лысенко, С. И. Танеев, муз. деятели, учёные и критики - Н. Д. Кашкин, Г. Э. Кошос, И. В. Линаев, Ю. Н. Мельгунов, Ю. Д. Энгель, В. Л. Яворский, а также исполнители нар. музыки, преим. певцы. Комиссия ставила своей задачей собирание, изучение и пропаганду нар. песни, муз. просвещение масс, демократизацию муз. образования и муз. деятельности на основе широкого внедрения фольклора во все сферы муз. жизни. Деятельность комиссии носила просветит. характер, что сказалось в организации хор. кружков для рабочих (Пречистенский хор под рук. Линёвой при Введенском нар. доме), в создании Нар. консерватории (с 1906, преподаватели Линёва, Энгель, Яворский, Танеев), Муз. училища под рук. А. Л. Маслова и журн. «Музыка и жизнь» (1908-12). Для науч. деятельности комиссии характерно сочетание спец. фольклористич. аспектов (собирание нар. песни, её сохранение, аналитич. задачи) с широким общественно-идеологич. подходом (освоение нар. песни композиторами, трактовка её как живого проявления нар. творч. начала, проблема исполнительства в муз. фольклоре). Комиссия осуществила запись многочисл. нар. напевов и начала их теоретич. исследование, распространила в России передовые методы записи напевов (фонограф), поставила на науч. основу обработку нар. песни и выдвинула проблему её конц. исполнения, способствовала включению нар. песни в уч. программы консерватории. М.-э. к. проводила этнографич. концерты, издавала науч. труды и общедоступные муз. пособия, организовывала общедоступные муз.-уч. заведения. В 1921 комиссия была распущена, на её основе создана Этнографич. секция в системе Гос. института муз. науки (ГИМНа) под рук. В. В. Пасхалова, в к-рую вошёл ряд деятелей М.-э. к. Работы М.-э.к. и её членов: «Труды Музыкально-этнографической комиссии», т. 1-2, М., 1906-11; Линева Е., «Великорусские песни в народной гармонизации», вып. 1-2, СПБ, 1904-09; её же, «Всеобщая перепись народных песен в России», М., 1914; Маслов A., «Опыт руководства к изучению русской народной музыки», М., 1911; Янчук H. A., «Народная песня и её изучение», СПБ, 1914; его же, «О музыке былин в связи с историей их создания», в кн.: «Русская устная словесность», т. 2 - Былины. Исторические песни, под ред. М. Сперанского, М., 1919.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
МУ..

ЛЕНИНГРАДСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА

МОСКОВСКОЕ ФИЛАРМОНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА

РОССИЙСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>