НАПРАВНИК Эдуард Францевич [12 (24) VIII 1839, Бишть, близ г. Градец-Кралове - 10 (23) XI 1916, Петроград] - русский дирижёр, композитор, муз. деятель. По национальности чех. Род. в семье школьного учителя, церк. регента. В юности был органистом собора в Пардубице. С 1854 занимался в Праге в Органной школе и в Ин-те Майделя (класс фп.), где впоследствии преподавал. Изучал также инструментовку и чтение партитур под рук. директора Пражской консерватории Я. Б. Китля. Был вторым капельмейстером во Франкфурте. В 1861 по приглашению князя Н. Б. Юсупова переехал в Петербург «из-за симпатии к славянам и особенно к России, как у всех чехов». В 1861-63 работал капельмейстером оркестра Юсупова. В Петербурге Н. знакомился с рус. музыкой, посещал оперные спектакли, концерты, слушал церк. хоры, выступал как пианист в камерных концертах, давал уроки фп. игры. С 1863 помощник капельмейстера, органист и коррепетитор, с 1867 второй, а с 1869 первый капельмейстер (гл. дирижёр) Мариинского театра. Выступал как симф. дирижёр в концертах РМО (с 1864), руководил симф. концертами РМО (1869-81); чл. Гл. дирекции и председательствующий директор Петерб. отделения РМО (с 1875). Дирижировал концертами оркестра Мариинского театра (с 1871). Одноврем. руководил устройством концертов при дворе, выступал также как органист и пианист. Н. не вёл педагогич. работу, но интересовался вопросами муз. образования в России. Отказавшись от предложенного ему орк. класса в Петерб. консерватории и от должности директора, он в то же время составил докладные записки о необходимом преобразовании консерватории, об улучшении системы подготовки муз. кадров. Много времени уделял сочинению музыки. В многосторонней деятельности Н. осн. место принадлежит его дирижёрской работе. Глубоко восприняв рус. муз. культуру, усвоив её исполнительские традиции, он стал выдающимся оперным дирижёром 19 в. Более полувека Н. был связан с крупнейшим рус. оперным театром. Вдумчивый руководитель, он проявлял заботу об артистическом составе, о положении хора и оркестра, добился строгой дисциплины коллектива и высокого мастерства исполнения. Дирижёр пользовался авторитетом у певцов и оркестрантов. Н. поставил и возобновил множество спектаклей (к концу жизни в его репертуаре было 80 опер), в т. ч. впервые: «Вильям Ратклиф» (1869), «Анджело» (1876),, «Кавказский пленник» (1883), «Сарацин» (1899), «Капитанская дочка» (1911) Кюи, «Вражья сила» (1871); «Каменный гость» Даргомыжского (1872), «Псковитянка» (1873), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882), «Млада» (1892), «Ночь перед Рождеством» (1895) Римского-Корсакова, «Борис Годунов» (1874); «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), «Орлеанская дева» (1881), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892) Чайковского, «Демон» (1875). Под его рук. была возобновлена опера «Руслан и Людмила» (1871). Большое художеств. значение имели пост. тетралогии «Кольцо нибелунга» (1900-05), опер «Фиделио» (1905), «Орфей и Эвридика» (1911). Н. обладал острым слухом, великолепной муз. памятью, широким знанием музыки, крепкой волей, выдержкой. Его дирижёрская манера отличалась точностью и скупостью жестов. Он был прекрасным интерпретатором рус. музыки, однако не всё в ней было ему одинаково близко: соч. Глинки и Чайковского он понимал глубже, чем Римского-Корсакова; «Князь Игорь» и «Хованщина» остались ему далёкими. Мастерство Н.-дирижёра, исключит. тщательность его работы над оперной партитурой высоко ценились современниками, однако композиторы «Могучей кучки» находили его исполнение неск. академичным, холодным, не вполне соответствующим их эстетич. идеалу. В. В. Стасов упрекал дирижёра в недостатке горячего чувства, темперамента. Однако Чайковский, музыка которого требует ярко эмоционального исполнения, высоко ценил дирижёра. Рус. опера в Петербурге испытала большое и плодотворное влияние Н. За годы его работы Мариинский театр прошёл большой творч. путь, достиг небывалых успехов. Композиторская деятельность Н. менее значительна и оригинальна. Зрелые соч. обнаруживают близость к рус. школе, в частности к Чайковскому. При мелодичности, совершенстве технич. мастерства они лишены яркой индивидуальности. Творчество Н. отличается жанровым разнообразием (оперы, романсы, вок. ансамбли, светские и духовные хоры, симфонии, разл. орк. произв., камерные инстр. ансамбли, пьесы для фп., скрипки, виолончели). Почти все соч. исполнялись, некоторые имели успех, но в репертуаре удержалась лишь опера «Дубровский» (на сюжет повести Пушкина, 1894), написанная в традициях Чайковского. В опере подчёркивается лирич. начало, смягчён мужественный, даже неск. суровый тон лит. первоисточника. Композиторский опыт имел существенное значение для Н.-дирижёра, владение композиторской техникой помогало глубже проникать в авторские замыслы др. художников.
Соч.: оперы - Нижегородцы (1868, Мариинский театр, Петербург), Гарольд (1885, пост. 1886, там же), Дубровский (1894, пост. 1895, там же), Франческа да Римини (1902, там же); Торжественная кантата (1880), 24 хор. произв. (1882-1906); для орк. - 4 симфонии (ок. 1866-79, в т. ч. 3-я - Демон, 1874), Торжественная увертюра (1866), 2 симф. поэмы (1874, 1881), Народные танцы (1875-76), сюита (1890), 2 русские пьесы (1905), 3 марша; для фп. и орк. - Симфонический концерт (1877), Фантазия на русские мотивы (1882); для скр. и орк. - Фантазия на русские темы (1879), Сюита (1896); камерно-инстр. ансамбли - 2 фп. трио (1876, пр. РМО, 1897), 3 струн. квартета (1873, 1878, 1898), фп. квартет (1882), струн. квинтет (1874); для фп. - пьесы (более 20), 6 танцев; для скр. и фп. - соната (1891), 4 пьесы (1898); для влч. и фп. - 2 сюиты (1878, 1881), 7 пьес (1881, 1900); для голоса с орк. - Казак (для баритона, сл. Пушкина, 1877); 34 романса (1875-99), 2 вок. баллады (1880); 4 жен. дуэта (1900), 6 муж. квартетов (1906); музыка к драм. поэме «Дон Жуан» А. К. Толстого (1891, исп. 1892).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
НА..

МОРТЕНСЕН

МОХНАЦКИЙ

МОЦАРТЕУМ

МУЗАФАРОВ

МУЗИЧЕСКУ

МУРАВСКИЙ

МУРАВЬЁВА

МУРЕШИАНУ

МУРОМЦЕВА

МУСТАФАЕВ

МУХТАРОВА

МЧЕДЛИДЗЕ

МШВЕЛИДЗЕ

МЫРЗАБАЕВ

МЯСНИКОВА

НАДГРОБИЕ

НАДЕНЕНКО

НАКАШИДЗЕ

НАЛБАНДЯН

НАЧИНСКИЙ

НЕБОЛЬСИН

НЕЖДАНОВА

НЕЗЕРИТИС

НЕСТЯГИНА

НИЖНИКОВА

НИКОЛАЕВА

НИКУЛЕСКУ

НИЩИНСКИЙ

НОЗДРУНОВ

НОЛИНСКИЙ

НОНАККОРД

НОТОНОСЕЦ

НУВЕЛЛИСТ

ОБРАБОТКА

ОБРАДОВИЧ

ОБРАЗЦОВА

ОБРЕТЕНОВ

ОГИНЬСКИЙ

ОДОЕВСКИЙ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>