НЕДБАЛ (Nedbal) Карел (28 X 1888, Двур-Кралове - 20 III 1964, Прага) - чехосл. дирижёр. Племянник Оскара Н. Композицию изучал под рук. В. Новака и И. Б. Фёрстера. В 1910-11 дирижёр оркестров моравских театров, рук. студенч. симф. оркестра, в 1911-20 возглавлял хор. общество «Виноградский глагол» в Праге, одноврем. дирижировал театр, оркестрами - в 1914-20 «Т-ра на Виноградах» (совм. с О. Острчилом, в 1920-28 театра в Оломоуце (гл. дирижёр). Приобрёл известность гл. обр. как оперный дирижёр. Пропагандировал нац. оперную классику за рубежом - выступал с операми Б. Сметаны в Вене (1924), с циклом чеш. опер в Кракове (1927). В 1928-38 гл. дирижёр Словацкого нац. театра в Братиславе; в 1938-40 оперный дирижёр театра в Брно, в 1941-45 - в Оломоуце, с 1945 - Нац. театра в Праге. Наряду с чеш. операми (Б. Сметаны, А. Дворжака, Л. Яначека и др.), в его репертуаре рус. и сов. оперы - «Золотой петушок» (1928), «Сорочинская ярмарка» (1932), «Любовь к трём апельсинам» (1931), «Катерина Измайлова» (1935, впервые за пределами СССР), «Иван Сусанин», «Черевички» (с 1945). В симф. концертах часто исполнял новые произв. словацких композиторов (А. Мойзеса, Э. Сухоня и др.). Н. - автор ряда муз.-сценич., симф. и камерных произв., песенного цикла и обр. словацких нар. песен. Написал воспоминания «Полвека с чешской оперой» («Pul stoletн s ceskou operou», Praha, 1959) и «Прославленные дирижёры мира» («Slavnн svetovн dirigenti», Praha, 1963). М. M. Яковлев.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

НЕДБАЛ (Nedbal) Оскар (26 III 1874, Табор, Чехия - 24 XII 1930, Загреб) - чеш. дирижёр, композитор, альтист. Учился в Пражской консерватории (1885-92) у Ф. Блахи (труба и ударные), у А. Бенневица (скрипка) и А. Дворжака (композиция). В 1891-1906 альтист «Чешского квартета» (как его участник исполнял русскую квартетную музыку от сочинений А. П. Бородина до Р. М. Глиэра). В 1896-1906 дирижировал оркестром Чешской филармонии, с которым гастролировал в Вене (1901) и Лондоне (1902). Как дирижёр отличался темпераментом, тонким чувством формы. Обширный репертуар Н. включал произв. Л. Бетховена, Г. Берлиоза, И. Брамса, П. И. Чайковского, Б. Сметаны, А. Дворжака и др. Гастролировал во мн. странах Европы; в СССР - в 1929 (дал 10 концертов в Баку). Больше др. чеш. дирижёров исполнял произведения русский композиторов (Д. С. Бортнянского, А. Ф. Львова, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, Вас. С. Калинникова, Н. А. Римского-Корсакова, А. С. Аренского, С. И. Танеева, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова и др.). В 1906-19 был дирижёром симф. и оперного оркестров в Вене. Под влиянием т. н. венской оперетты Н. создал ряд оперетт, в т. ч. популярную «Польская кровь». В его лучших произв. ощутимы венские, а также чеш. традиции, мн. соч. окрашены нар. юмором. В 1918 дирижировал оркестром Шака (частный антрепренёр). С 1919 гастролировал в Чехословакии, Австрии, Югославии. С 1923 работал в Братиславе. Н. - один из организаторов муз. жизни Словакии; был директором, гл. дирижёром оперной труппы, позднее и антрепренёром Словацкого нац. театра; дирижировал также концертами общества «Союз просвещения», преподавал в Муз.-драм. академии, читал лекции в университете им. Я. А. Коменского, руководил муз. передачами на радио. Н. пропагандировал музыку Б. Сметаны и А. Дворжака, а также оперы словацких композиторов, в т.ч. Я. Л. Беллы («Кузнец Виланд», 1926) и В. Фигуша-Бистри («Детван», 1928). В 1924 совершил турне с братиславским оперным театром по Испании. Как композитор сформировался под воздействием А. Дворжака (ранние орк. и камерно-инстр. соч., отличающиеся мелодич. богатством и красочностью инструментовки). В историю чеш. муз. театра вошёл гл. обр. как автор оперетт и муз. пантомим.
Соч.: оперетты - Целомудренная Варвара (Cudnб Barbora, 1910, Прага), Польская кровь (Polenblut 1913, Вена), Сбор винограда (Vinobranн, 1916, Вена), Прекрасная Саския (Die schöne Saskia, 1917, Вена); комич. опера - Крестьянин Якуб (Sedlak Jakub, 1922, Брно); пантомимы - Сказка о Гонзе (Pohadka о Honzovi, 1902, Прага), Из сказки в сказку (Z pohadky do pohadky, 1908, Прага), Принцесса Гиацинта (Princezna Hyacinta, 1911, Прага); для орк. - Scherzo caprice (самое известное произв.; исп. 1892).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
НЕ..

МУЗЫКА

МУЛЕРТ

МУНТЯН

МУСКАЛ

МУФФАТ

МУШЕЛЬ

МЫШУГА

МЮЛЛЕР

МЮНХЕН

МЮНЦЕР

МЯСКОВ

НЁЙКОМ

НЁЙМАН

НАГАРА

НАГОРА

НАНИНО

НАРАЙН

НАУМАН

НАУМОВ

НЕЕДЛЫ

НЕМЦЕВ

НЕРУДА

НЕЧАЕВ

НКЕТИЯ

НОРЕНА

НОРМЕТ

НОРЦОВ

НОТКЕР

НУВЕЙР

НУГУЛА

НУРЫЕВ

НЬЮМЕН

НЭЛЕПП

ОБЕДНЯ

ОБЕРЕК

ОБИХОД

ОБОРИН

ОБОРОТ

ОБРЕХТ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>