НОТОПЕЧАТАНИЕ - полиграфич. размножение нот. Потребность в Н. возникла вскоре после изобретения книгопечатания (ок. 1450); среди первопечатных изданий преобладали церк. книги, во многих из которых приводились мелодии песнопений. Первоначально для них оставлялись свободные места, куда ноты вписывались от руки (см., напр., «Латинский псалтырь» - «Psalterium latinum», изд. в Майнце в 1457). В ряде инкунабул (первопечатных изданий), кроме текста, печатались и нотные станы, тогда как ноты вписывались или прочерчивались по спец. шаблонам. Такие издания не обязательно свидетельствуют о зачаточном состоянии Н. (как утверждали мн. исследователи) - некоторые опытные нотопечатники выпускали их и в кон. 15 в. (образец - книга «Музыкальное искусство» - «Ars mu-sicorum», изд. в Валенсии в 1495). Причиной, видимо, было то, что в разных общинах одни и те же молитвы пелись на разл. мелодии. Напечатав какую-то определённую мелодию, издатель в этом случае искусственно сузил бы круг покупателей книги. Набор хоральных нот. «Римская месса». Печатник У. Хан. Рим. 1476. Собственно Н. возникло ок. 1470. Одно из самых ранних сохранившихся нотных изданий - «Градуал Константина» («Graduale Constantiense»),- по-видимому, было напечатано не позднее 1473 (место издания неизвестно). До 1500 стремились приблизить облик печатных нот к рукописным. Традиция прочерчивать нотные линейки красной краской, а сами значки вписывать чёрной затрудняла развитие Н. на первом этапе, заставляя изыскивать средства для двухцветной печати - отдельно нотных станов и отдельно нот, а также решать сложную технич. проблему их точного совмещения. В этот период существовали след. способы Н. Набор. Каждая литера могла иметь как одну, так и неск. (до 4) нот. Обычно сначала печатались нотные станы (красная краска покрывала сравнительно небольшую площадь и быстрее высыхала), а затем («вторым прогоном») - ноты и текст. Иногда печатались только ноты с текстом, а линии прочерчивались от руки, напр. в «Собрании напевов на Магнификат» («Collectorium super Magnificat»), изд. в Эслингене в 1473. Так издавались произв., записанные хоральной, а иногда и невменной нотацией. Хоральные ноты были впервые напечатаны с наборных литер Ульрихом Ханом в «Римской мессе» («Missale Romanum» Рим 1476). Старейшее издание с мензуральной нотацией - «Краткая грамматика» («Grammatica brevis») P. Нигера (печатник Т. фон Вюрцбург, Венеция, 1480). Набор мензуральных нот (без линеек) Ф. Нигер. Краткая грамматика. Печатник Т. фон Вюрцбург, Венеция. 1480. В ней нотные примеры иллюстрируют разл. поэтич. метры. Хотя ноты напечатаны без линеек, они расположены на разной высоте. Можно предположить, что линейки должны были быть прочерчены вручную. Гравировка на дереве. «Римская месса». Печатник О. Скотто. Венеция. 1482. Гравировка на дереве (ксилография). Печатники рассматривали нотные примеры в книгах как своего рода иллюстрации и изготовляли их в виде гравюр. Нормальные оттиски получались при печати с выпуклой гравюры, т.е. способом высокой печати. Однако изготовление такой гравюры было очень трудоёмким, т.к. нужно было срезать большую часть поверхности доски, оставив только печатающие элементы формы - нотные знаки). Из ранних ксилографич. изданий выделяются «Римские мессы» венецианского печатника О. Скотто (1481, 1482), а также «Музыкальные цветы на григорианские напевы» («Flores musicae omnis cantus Gregoriani», 1488) страсбург-ского печатника И. Прюса. Метод ксилографии применялся гл. обр. при печати муз.-теоретич. книг, а также книг, в которых встречались песни. Очень редко этим методом печатались сборники церк. напевов. Гравировка оказалась дешёвой и удобной при печатании нотных примеров, повторяющихся в разл. изданиях. Такие примеры часто давались на отд. листах. Печатные формы нередко переходили от одного печатника к другому; определить, для какого издания эти примеры были награвированы впервые, можно по единству шрифта в тексте примеров и в самой книге. Ксилографич. Н. развивалось до 17 в. С 1515 эта техника применялась и для печати фигурированной музыки. В 1-й пол. 16 в. таким способом были напечатаны мн. лютеранские молитвенники (напр., «Певческая книжечка» - «Sangbüchlein» И. Вальтера, Вит-тенберг, 1524). В Риме в 1510 вышли «Новые песни» («Canzone nove») А. де Антикиса, который одноврем. был резчиком по дереву и композитором. Великолепные образцы гравюры на дереве представляют его последующие издания («Missae quindecim», 1516, и «Frottolo intabulatae da suonar organi», 1517). В дальнейшем Антикис наряду с ксилографией использует и гравюру на металле. Одно из самых ранних нотных изданий, напечатанных с гравюры по металлу, - «Канцоны, сонеты, страмботты и фроттолы, книга первая» («Canzone, Sonetti, Strambotti et Frottole, Libro Primo» печатника П. Самбонетуса, 1515). До нач. 16 в. большинство книгоиздателей не имело своих нотных гравёров и нотного набора; нотные примеры во мн. случаях изготовлялись странствующими нотопечатниками. В дальнейшем развивались и совершенствовались оба осн. типа Н., намеченные ещё в 15 в.,- набор и гравировка. В 1498 О. деи Петруччи получил от Венецианского совета привилегию на печатание нот с помощью подвижных литер (он усовершенствовал метод У. Хана и применил его к печати мензуральных нот). Первое издание было выпущено Петруччи в 1501 («Harmonice Musices Odhecaton А»). В 1507-08 он впервые в истории Н. издал сборник пьес для лютни. Печать по методу Петруччи осуществлялась в два прогона - сначала линии, затем поверх них - ромбовидные нотные знаки. Если ноты были с текстом, требовался ещё один прогон. Этот способ позволял печатать только одногол. музыку. Подготовка изданий была дорогостоящей и трудоёмкой. Издания Петруччи долгое время оставались непревзойдёнными по красоте нотного шрифта и по точности соединения нотных знаков и линеек. Когда по истечении срока привилегии Петруччи к его методу обратился Я. Гиунта и перепечатал в 1526 «Motetti della Corona», он не смог даже приблизиться к совершенству изданий своего предшественника. С нач. 16 в. Н. интенсивно развивается во мн. странах. В Германии первым изданием, отпечатанным по методу Петруччи, явилась «Мелопея» П. Тритониуса, выпущенная в 1507 в Аугсбурге печатником Э. Эглином. В отличие от Петруччи, у Эглина линии были не цельными, а набирались из небольших составных частей. Издания майнцского печатника П. Шёффера «Органная табулатура» А. Шлика (Tabulaturen etlicher, 1512), «Песенник» (Liederbuch, 1513), «Напевы» («Саntiones», 1539) не уступали итальянским, а иногда и превосходили их. Дальнейшие усовершенствования в метод набора нот были внесены во Франции. Однократная печать с набора П. Аттеньяна. «Тридцать четыре песни с музыкой». Париж. 1528. Парижский издатель П. Аттеньян начал выпускать ноты с набора посредством однократной печати. Впервые он издал этим способом «Тридцать четыре песни с музыкой» («Trente et quatre chansons musicales», Париж, 1528). Изобретение, по-видимому, принадлежит печатнику и шрифтоотливщику П. Отену. В новом шрифте каждая литера состояла из комбинации ноты с небольшой частью нотного стана, что позволяло не только упростить процесс печати (осуществлять её в один прогон), но и набирать многогол. музыку (до трёх голосов на одном нотном стане). Однако сам процесс набора многоголосных муз. произв. был очень трудоёмким, и этот метод сохранился только для набора одноголосных сочинений. Среди др. франц. типографов, работавших по принципу однократной печати с набора, - Ле Бе, литеры которого были впоследствии приобретены фирмой Баллар и Ле Руа и, будучи защищены корол. привилегией, применялись вплоть до 18 в. Нотные литеры у разл. издателей отличались величиной головок, длиной штилей и степенью совершенства выполнения, но головки в изданиях мензуральной музыки первоначально сохраняли ромбовидную форму. Круглые головки, которые в нотном письме были распространены уже в 15 в., впервые отлил в 1530 Э. Бриар (он же заменил лигатуры в мензуральной музыке обозначением полной длительности нот). Помимо отд. изданий (напр., сочинений комп. Карпантра), круглые головки (т.н. musique en copie, т.е. «переписанные ноты») применялись редко и повсеместное распространение получили лишь в кон. 17 в. (в Германии первое издание с круглыми головками вышло в 1695 у нюрнбергского издателя и печатника В. М. Эндтера («Духовные концерты» Г. Веккера). Двукратная печать с набора. А и Б - шрифт и печать О. Петруччи, В - шрифт Э. Бриара. Набор шрифтом Брейткопфа. Сонет неизвестного автора, положенный на музыку И. Ф. Грефе. Лейпциг. 1755. Осн. недостатком нотного набора до сер. 18 в. была невозможность воспроизведения аккордов, поэтому он мог применяться только для издания одноголосных муз. произв. В 1754 И. Г. И. Брейткопф (Лейпциг) изобрёл «подвижный и разборный» нотный шрифт, который, подобно мозаике, состоял из отд. частиц (всего ок. 400 литер), напр. каждая восьмая набиралась с помощью трёх литер - головки, штиля и хвостика (или кусочка вязки). Этот шрифт давал возможность воспроизводить любые аккорды, практически при его помощи можно было подготовить к изданию самые сложные произв. В шрифте Брейткопфа все детали нотного набора были хорошо (без зазоров) пригнаны. Нотный рисунок легко читался и имел эстетичный вид. Впервые новый метод Н. был применён в 1754 при издании арии «Как иной уже может решиться» («Wie mancher kann sich schon entschliessen»). В 1755 последовало рекламное издание положенного на музыку сонета, восхваляющего преимущества изобретения Брейткопфа. Первой крупной публикацией явилась пастурель «Триумф преданности» («Il trionfo della fedeltа», 1756), принадлежавшая перу саксонской принцессы Марии Антонии Вальпургис. За короткое время Н. с помощью набора достигло у Брейткопфа небывалого развития. Только теперь Н. смогло во всех областях успешно конкурировать с рукописными нотами, которые до этого времени не утрачивали господства на нотном рынке. Брейткопф издавал сочинения почти всех крупных немецкий композиторов этой эпохи - сыновей И. С. Баха, И. Маттезона, Й. Бенды, Г. Ф. Телемана и др. Метод Брейткопфа нашёл многочисл. подражателей и последователей в Голландии, Бельгии и Франции. Гравировка на меди. «Духовное наслаждение». Печатник. С. Веровио. Рим. 1586. К кон. 18 в. положение изменилось - муз. фактура настолько усложнилась, что набор нотного текста стал нерентабельным. При подготовке изданий новых, сложных произв., особенно орк. партитур, стало целесообразным применять метод гравировки, к тому времени значительно усовершенствованный. В 20 в. метод набора изредка используется лишь при печати нотных примеров в книгах (см., напр., книгу А. Байшлага «Орнаментика в музыке» - А. Beyschlag, «Die Ornamentik der Musik», 1908). Хорошо выполненная гравировка на меди в соединении с методом глубокой печати впервые была применена рим. печатником С. Веровио в издании «Духовное наслаждение» («Diletto spirituale», 1586). Он использовал технику нидерл. гравёров, которые в репродукциях картин таких художников, как Мартин де Вос, воспроизводили целые страницы нот. Издания Веровио гравировал нидерл. мастер М. ван Бюитен. Способ гравировки был трудоёмким, но позволял передавать нотный рисунок любой сложности и поэтому приобрёл широкое распространение во мн. странах. В Англии этот метод был впервые использован при подготовке к изданию Фантазии для виол О. Гиббонса, 1606-1610 (б. г.); одним из самых ранних англ. гравёров был Хоул (W. Hole), выполнивший гравировку «Парфении» (1613). Во Франции внедрение гравировки задерживалось из-за привилегии издательства Баллар на Н. наборными литерами. Гравировка. И. Кунау. Новое клавирное упражнение. Лейпциг. 1689. Первое гравированное издание появилось в Париже в 1667 - «Органная книга» Нивера (гравёр Людер). Уже в кон. 17 в. мн. французский композиторы, стремившиеся обойти монополию Баллара, отдавали свои сочинения в гравировку (Д. Готье, ок. 1670; Н. Лебег, 1677; А. д'Англебер, 1689). Гравировка. Г. P. Гендель. Вариации из сюиты E-dur для клавира. Гравированные ноты разл. стран выглядят по-разному: французские - старомодно, итальянские - изящнее (напоминают рукопись), англ. гравировка тяжеловесна, близка к набору, немецкая - чётка и ясна. В нотных изданиях (особенно 17 в.) обозначение «интаволатура» (intavolatura) относилось к гравировке, «партитура» (partitura) - к набору нот. В нач. 18 в. особую известность приобрели франц. нотные гравёры. В этот период гравированием нот занимались многие гравёры-художники, уделявшие большое внимание и оформлению всего издания. В 1710 в Амстердаме издатель Э. Роже (E. Roger) впервые начал нумеровать свои публикации. В течение 18 в. издательства мн. стран последовали его примеру. С 19 в. это принято повсеместно. Номера ставятся на досках и (не всегда) на титульном листе. Это облегчает процесс печати (исключается случайное попадание страниц из др. изданий), а также датировку старых изданий или, по крайней мере, датировку первого выпуска данного издания (т.к. при переизданиях номера не изменяются). Коренной переворот в гравировке нот, отделивший её от искусства художеств. гравюры, произошёл в 20-е гг. 18 в. В Великобритании Дж. Клуэр стал применять вместо медных доски из более податливого сплава олова со свинцом. На таких досках в 1724 были награвированы произв. Генделя. Дж. Уолш и Дж. Эйр (J. Hare) ввели стальные пунсоны, с помощью которых можно было выбивать все постоянно встречающиеся знаки. Это в значит. степени унифицировало внешний вид нот, сделало их более удобочитаемыми. Усовершенствованный процесс нотной гравировки получил распространение во мн. странах. Ок. 1750 для гравировки стали применять пластины толщиной в 1 мм из прочного цинка или из сплава олова, свинца и сурьмы (наз. гартом). Однако сам метод нотной гравировки не претерпел существ. изменений. Сначала на доске спец. растром (резцом с пятью зубцами) прорезаются нотные линейки. Затем на них пунсонами выбиваются в зеркальном виде ключи, нотные головки, знаки альтерации, словесный текст. После этого осуществляется собственно гравировка - при помощи штихеля вырезаются те элементы нотного письма, которые в связи со своей индивидуальной формой не могут быть выбиты пунсонами (штили, вязки, лиги, вилочки и т.д.). До кон. 18 в. Н. производилось непосредственно с досок, что приводило к их быстрому износу. С изобретением литографии (1796) с каждой доски стали делать спец. оттиск для переноса на литографский камень или позднее - на металлич. формы для плоской печати. Ввиду трудоёмкости изготовления доски с награвированными муз. произв. считались самым ценным капиталом любого нотного издательства. Процесс гравировки по этапам. В 20 в. нотный рисунок фотомеханич. способом переносится на цинк (для цинкографского клише) или на тонкие пластины (цинковые или алюминиевые), являющиеся формами для офсетной печати. В качестве оригиналов издательства вместо досок сохраняют снятые с них диапозитивы. В России первые опыты Н. относятся к 17 в. Они были связаны с необходимостью унификации церк. пения. В 1652 резчику моск. Печатного двора Ф. Иванову было поручено завести «знаменное печатное дело», т.е. Н. с помощью безлинейных нотных знаков. Были вырезаны стальные пунсоны и отлит шрифт, но ни одно издание с помощью этого шрифта не было отпечатано, по-видимому, в связи с церк. реформами патриарха Никона (1653-54). В 1655 была создана спец. комиссия для исправления церк. певч. книг, работавшая до 1668. А. Мезенец (её руководитель) заменил киноварные пометы (уточнявшие звуковысотность) печатавшимися тем же цветом «признаками» при осн. знаках, что давало возможность издавать певч. книги, не прибегая к сложной двухцветной печати. В 1678 была закончена отливка нотного шрифта, изготовленного И. Андреевым по указаниям Мезенца. В новом шрифте «знамена» помещались на отд. литерах, что позволяло набирать разнообразные комбинации. Н. посредством этого шрифта также не было осуществлено. К этому времени в России начало распространяться линейное нотное письмо, и система Мезенца оказалась анахронизмом уже при возникновении. Первый доведённый до конца опыт рус. Н. был связан с переходом на линейное нотное письмо - это были сравнительные («двоезнаменные») таблицы крюковых и линейных нот. Издание осуществлено ок. 1679 с награвированных досок. Автором и исполнителем этого издания (титульный лист и выходные данные отсутствуют), видимо, был органист С. Гутовский, о котором в документах моск. Оружейной палаты имеется запись от 22 нояб. 1677, что он «сделал стан деревянный, который печатает листы фряжские» (т.е. гравюры на меди). Т. о., в России в кон. 17 в. были освоены оба распространённых в то время на Западе способа Н.: набор и гравировка. В 1700 во Львове был опубликован «Ирмолог» - первый печатный памятник рус. знаменного пения (с линейным нотным письмом). Шрифт для него был создан печатником И. Городецким. В 1766 печатник Моск. синодальной типографии С. И. Бышковский предложил разработанный им нотный шрифт, отличавшийся красотой и совершенством. Этим шрифтом были напечатаны богослужебные нотные книги: «Ирмолог», «Октоих», «Обиход», «Праздники» (1770-1772). Страница из издания: Л. Maдонис. Соната для скрипки с цифрованным басом. СПБ. 1738. По словам В. Ф. Одоевского, эти книги - «неоценённое народное сокровище, каким не может похвалиться ни одна страна в Европе, ибо по всем историческим данным, в сих книгах сохранились те же самые напевы, какие употреблялись в наших церквах за 700 лет». Светские сочинения до 70-х гг. 18 в. печатались исключительно в типографии Академии наук и художеств, печатные формы изготавливались методом гравировки на меди. Первым изданием явилась «Песнь, сочинённая в Гамбурге к торжественному празднованию коронации её величества государыни императрицы Анны Иоанновны, самодержицы всероссийския, бывшему тамо августа 10 (по новому изчислению), 1730» В. Тредиаковского. Помимо ряда др. приветственных «подносных листов», напечатанных в связи с разл. придворными торжествами, в 30-е гг. были осуществлены первые издания инстр. музыки - 12 сонат для скрипки с цифрованным басом Дж. Верокки (между 1735 и 1738) и 12 сонат («Двенадцать разныя симфонии ради скрипки и басса…») Л. Мадониса (1738). Особого внимания заслуживает напечатанный в 50-х гг. и ставший впоследствии знаменитым сборник «Между делом безделье, или Собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса. Музыка Г. Т. [еплова]». В 60-х гг. типография Академии наук приобрела нотный шрифт Брейткопфа (сразу после его изобретения). Первым изданием, выполненным с применением метода набора, явились 6 клавирных сонат В. Манфредини (1765). С 70-х гг. 18 в. Н. в России быстро развивается. Появляются многочисл. частные издат. фирмы. Ноты печатаются и в разл. журналах и альманахах (см. Издательства музыкальные). В рус. Н. применялись все передовые достижения полиграфич. техники. В 20 в. нотные издания печатаются гл. обр. на офсетных машинах. Перевод нотного оригинала на печатные формы осуществляется фотомеханич. способом. Осн. проблема Н. заключается в подготовке нотного оригинала. Каждое сложное муз. произв. обладает индивидуальным рисунком. До сих пор не найдено достаточно простого и экономически выгодного решения проблемы механизированного изготовления нотных оригиналов. Как правило, они изготовляются вручную, при этом качество работы зависит от художеств. (графич.) дарования мастера. Используются след. способы подготовки оригиналов для Н.: Гравировка (см. выше), применение которой во всех странах сокращается, т.к. в связи с трудоёмкостью и вредностью работы на гарте ряды мастеров почти не пополняются. Штамповка нот типографской краской на миллиметровой бумаге при помощи комплекта штампов, лекал и рейсфедеров. Этот метод, введённый в 30-е гг. 20 в., является наиболее распространённым в СССР. Он менее трудоёмок, чем гравировка, позволяет с большой точностью воспроизводить оригиналы любой сложности. К этому методу примыкает вычерчивание нот на прозрачной бумаге, применяемое при подготовке нотных изданий в типографиях, не имеющих штамповщиков. Каллиграфич. переписка нот (штампуются только ключи). Изготовление нотных оригиналов этим способом приобрело популярность во мн. странах и начинает вводиться в СССР. Перенос нотных знаков на нотную бумагу по принципу детских переводных картинок (Кlebefolien). Несмотря на трудоёмкость и связанную с этим дороговизну метод применяется в ряде заруб. стран. Нотонабор (модификация, не имеющая ничего общего со шрифтом Брейткопфа). Метод был разработан и внедрён в производство в 1959-60 сотрудниками НИИ полиграфии совместно с работниками издательства «Советский композитор». При нотонаборе текст нотной страницы монтируется на доске чёрного цвета. Все элементы - линейки, ноты, лиги, подтекстовка и др. - изготовлены из резины и пластмассы и покрыты люминофором. После проверки и исправления недочётов доска освещается и фотографируется. Полученный диапозитив переводится на печатные формы. Метод хорошо оправдал себя при подготовке изданий массовой вокальной литературы, орк. голосов и т.п. Делаются попытки механизации процесса изготовления нотного оригинала. Так, в ряде стран (Польша, США) применяются нотопишущие машины. При достаточно высококачественных результатах эти машины малопроизводительны. В СССР они не получили распространения. Изыскиваются возможности приспособления фотонаборных машин для набора нот. Фотонаборные машины с нач. 70-х гг. 20 в. получают повсеместное распространение для текстового набора, т.к. они высокопроизводительны, дают сразу готовый позитив для офсетной печати и работа на них не вредна для здоровья. Попытки приспособить эти машины для Н. предпринимаются мн. фирмами (япон. фирма «Морисава» запатентовала свою фотонотонаборную машину во мн. странах). Наибольшие перспективы в отношении рационализации изготовления нотного оригинала принадлежат фотонабору. Помимо перечисленных методов, распространено использование для Н. старых изданий, которые после исправления и необходимой ретуши служат в качестве оригинала для фотографирования и последующего перевода на печатные формы. С совершенствованием фотографич. методов связано широкое распространение репринтов (перепечатки оригинальных изданий классиков), а также факсимильных изданий, представляющих собой высококачественное воспроизведение авторской рукописи или к.-л. старинного издания со всеми их особенностями (в числе последних сов. факсимильных изданий - издание авторской рукописи «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского, 1975). При небольших тиражах, а также для предварит. ознакомления специалистов ноты печатаются на светокопировальных аппаратах.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия