НОВАК (Novak) Витезслав (5 XII 1870, Каменице - 18 VII 1949, Скутеч) - чехосл. композитор и педагог. Нар. арт. ЧССР (1945). С 1881 учился музыке у дирижёра В. Поймана в Йиндржихув-Градеце, в 1889-96 - у К. Книтля и А. Дворжака (композиция), О. Гостинского (эстетика), Я. Йиранека (фп.) в Пражской консерватории. В 1896 совершил неск. фольклорных поездок по Словакии и Моравии, давших ему муз. материал для ряда произв. С 1908 преподавал, в 1909-39 профессор композиции Пражской консерватории (в 1919- 1922 директор); среди учеников - О. и Я. Еремиаши, Б. Вомачка, Э. Аксман, А. Хаба, а также М. Колесса, С. Драгой и др. Н. был творчески связан с рус. музыкантами, переписывался с М. А. Балакиревым, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым и др. Н. отличался многогранностью и широтой творч. диапазона. Вошёл в историю чеш. муз. культуры 1-й пол. 20 в. как один из наиболее значит. мастеров, искусство которых питали нац. муз. традиции. Развивал в своей музыке некоторые стороны творчества Б. Сметаны, А. Дворжака, 3. Фибиха, Л. Яначека. Нац. основа проявляется в ладо-интонац. сфере его соч., в которых он использовал словацкий и моравский фольклор (песни на стихи из моравской нар. поэзии, фп. цикл «Мой май», фп. квартет, 1898; Героическая соната для фп. и др.), в характерных формах нар. варьирования и развития («Майская симфония», «Словацкая» и «Южночешская» сюиты и др.) и в свойственных нац. нар. музыке особенностях гармонич. языка, обогащённого достижениями классики и разл. совр. влияниями, - К. Дебюсси, Н. А. Римского-Корсакова (целотонность), Р. Штрауса (элементы политональности), П. Хиндемита (полифонизация гармонии). По совершенству и органичности полифонии, многообразию её форм Н. - крупнейший чеш. полифонист. Соч. Н. отличаются единством и целостностью, что связано с применением принципа монотематизма (напр., в сюите «Пан»). В годы 2-й мировой войны 1939-45 он создал ряд патриотич., полных оптимизма и героич. пафоса произв. (цикл хоров «Родина», «Моравские песни» «Святовацлавский триптих», «Майская симфония» и др.). Большими художеств. достоинствами обладают его обр. нар. песен для хора и для голоса с фп., ставшие образцами этого жанра в чеш. музыке.
Соч.: оперы - Звиковский домовой (Zvikovskэ rarasek, 1915, Прага), Карлштейн (1916, там же), Фонарь (Lucerna, 1923, там же), Завещание деда (Deduv odkaz, 1926, Брно); балеты-пантомимы - Синьорина молодость (Signorina gioventщ, 1930, Прага), Никотина (1930, там же); для орк. - Осенняя симфония (Podzimnн symfonie, с хором, 1934), Майская симфония (Majovб symfonie, с хором и солистами, 1943), симф. поэмы - В Татрах (V Tatrach, 1902- 1907), О вечной тоске (О vecnй touze, 1904), Томан и лесная фея (Toman a lesnн panna, 1907), Пан (1910), Из бездны (De Profundis, с органом, 1941), увертюры - Корсар (Кorsar, 1892), Марыша (1898), Леди Годива (1907), сюиты -Словацкая (Slovackб, 1903), Южночешская (Jihoceskб, 1937), серенада (1895); концерт для фп. с орк. (1895); камерно-инстр. ансамбли - фп. квинтет (1897), фп. квартет (1894), 3 струн. квартета (1899, 1905, 1939), 2 фп. трио (1900, 1903), сонаты с фп.- для скр. и влч.; для фп. - Героическая соната (Eroica, 1900), 6 сонатин, Вариации на тему Шумана (1893), пьесы, танцы; хоры-кантаты (1910-49), 6 мужских хоров, 3 чеш. песни, 12 мужских хоров на нар. моравские слова (5 тетрадей. 1897-1944), Май (Maj, 10 песен для детского хора) и др.; романсы и песни; 7 тетрадей обр. словацких и моравских нар. песен для голоса с фп. Лит. соч.: Studie a vzpominky. Sbornik, Praha, 1932; О sobe а о Jinych, dl 1-2, Praha, 1946-70.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
НО..

МУТОН

МУХИН

МУЦИО

МЮЗЕТ

МЮРЕН

МЯСИН

НАБАТ

НАКРЫ

НАННИ

НАПЕВ

НЕ ЭР

НЕВМЫ

НЕГРЯ

НЕНОВ

НЕТЛЬ

НИКИШ

НИМАН

НИЦШЕ

НИЯЗИ

НОВЕР

НОДЕН

НОМЕР

НОНЕТ

НОСОВ

НУГЕС

НУММИ

НУРРИ

НЮАНС

ОВУНЦ

ОГДОН

ОДРАН

ОКЛЕР

ОКТЕТ

ОНЧУЛ

ОПЕРА

ОРВИД

ОРГАН

ОРЕЛЬ

ОРЛОВ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>