OBLIGATO (облигато, итал., от лат. obligatus - обязательный, непременный). 1) Партия инструмента в муз. произведении, к-рая не может быть опущена и должна исполняться обязательно. Термин применяется вместе с обозначением инструмента, к партии которого относится; напр., violino obligato - обязательная для исполнения партия скрипки, и т.п. В одном произв. бывает и неск. «облигатных» партий. Партии О. могут быть различными по своему значению - от важных, но всё же входящих в состав аккомпанемента, и до солирующих, концертирующих наряду с осн. сольной партией. В 18 и нач. 19 вв. сонаты для солирующего инструмента с сопровождением фп. (клавикорда, клавесина) часто обозначались как сонаты для фп. и т.п. с сопровождением инструмента О. (напр., скрипки О.). Более распространены сольные концертирующие партии О., звучащие в дуэте, терцете и т.п. с осн. сольной партией. В операх, ораториях, кантатах 17-18 вв. часто встречаются арии, порой и дуэты для голоса (голосов), концертирующего инструмента (инструментов) О. и оркестра. Целый ряд подобного рода пьес содержится, напр., в мессе h-moll Баха. Термин «О.» противоположен термину ad libitum; в прошлом, однако, он нередко ошибочно применялся и в этом значении. Поэтому при исполнении старинных муз. произведений всегда приходится решать, в каком именно смысле использован в них термин «О.». 2) В сочетании со словом «аккомпанемент» («аккомпанемент О.», итал. l'accompagnamento obligato, нем. Obligates Akkompagnement), в отличие от генерал-баса, полностью выписанное сопровождение к.-л. муз. произв. Это относится прежде всего к партии клавира в произв. для солирующего инструмента или голоса и клавира, а также к сопутствующим осн. мелодии «сопровождающим» голосам в камерных и орк. сочинениях. В сольных произв. для струн. клавишного инструмента или органа, в камерной и орк. музыке разделение голосов на «главный» и «сопровождающий» в масштабах всего произв., как правило, оказывается невозможным: даже если ведущая мелодия поддаётся выделению, она постоянно переходит из голоса в голос, в камерной и орк. музыке - от инструмента к инструменту; в разработочных разделах мелодия зачастую распределяется между разл. голосами или инструментами «по частям». Аккомпанемент О. сложился в творчестве основоположников венской классич. школы В. А. Моцарта и Й. Гайдна. Возникновение его связано с ростом значения аккомпанемента в муз. произв., с его мелодич. и полифонич. насыщением, с ростом самостоятельности каждого его голоса, в целом - с его индивидуализацией. В области песни аккомпанемент О. как важную составную часть целого, порой не уступающую по значению вок. партии, создали Ф. Шуберт, Р. Шуман, X. Вольф. Заложенные ими в этой области традиции сохраняют своё значение в тональной музыке, хотя сам термин «аккомпанемент О.» вышел из употребления. В атональной музыке, в т.ч. додекафонной, где предусматривается полное равноправие всех голосов, само понятие «аккомпанемент» утратило прежнее значение. 3) В старинной полифонич. музыке О. (напр., соn-trapunto obligato, canon obligato и т.п.) означало разделы, в которых автор, выполняя взятое на себя обязательство (отсюда данное значение термина), строго следует правилам создания определ. полифонич. формы (контрапункта, канона и т.п.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия