ОБРЕХТ (Obrecht, Obertus, Hobrecht) Якоб (22 XI 1450, Берген-оп-Зом или Утрехт, или Сицилия - 1505, Феррара) - нидерл. композитор. Один из ведущих представителей нидерландской школы. Служил регентом в крупнейших соборах, в т.ч. в Утрехте (с 1476; в эти годы там учился и пел в хоре мальчиков Эразм Роттердамский), в церквах Синт-Гертраутис и братства Нотр-Дам в Берген-оп-Зом (1479-84), в Камбре (1484-85, изучал там произв. Г. Дюфаи, развивал его традиции), Синт-Донатьен в Брюгге (1486-91). В 1487-88 служил при дворе герцога д'Эсте в Ферраре, где познакомился с итал. гуманистич. культурой. Побывал в Тулоне. В 1492-96, служа регентом собора Нотр-Дам в Антверпене, создал свои лучшие произв. В 1496-98 был регентом в Берген-оп-Зом, в 1498 жил в Брюгге, в 1500-02 - в Антверпене. В 1504 снова служил придв. музыкантом в Ферраре, где вскоре умер от чумы (поэт из Модены Г. Сарди посв. О. 2 лат. эпитафии). Современники считали О. одним из величайших музыкантов эпохи. Его стиль отличался утончённостью и виртуозностью письма. О. сохранял ясность муз. изложения и чувство меры при контрапунктич. соединении мн. голосов. В своих произв. он широко использовал флам. и нем. нар. песни, темы которых искусно вплетены в полифонич. ткань музыки. О. развил и обогатил технику нидерл. контрапункта, придал темам более чёткий, рельефный характер. Один из его излюбленных приёмов - остроумное комбинирование неск. cantus firmus (тем), как и варьирование их мотивов, положившее начало тематич. развитию. Особенной виртуозности достигал в технике «пародии» (см. Месса, напр. «Месса с разными тенорами» - «Missa diversorum tenorum»), в искусстве постепенного добавления голосов, с включением новых напевов (месса «Под твоей защитой» - «Sub tuum praesidium»; построена на напевах из праздничной литургии, посв. Деве Марии; здесь число голосов увеличивается от 3 в 1-й части, 4 - во 2-й, до 7 - в последней). Повторы народных попевок во всех голосах вносят свежесть в культовую музыку О., придают ей простодушный характер. По сравнению с творчеством предшествующих представителей нидерл. школы (Й. Окегема) произв. О. яснее и определённее по мелодике, ритмике (часто танцевальной) и гармонии (б.ч. консонантной, с акцентированными кадансами). В то же время элементы декламационной выразительности играют в ней меньшую роль. Музыке О. присущи типично ренессансная рациональная упорядоченность, пластичная соразмерность и чёткость композиционных построений. По ср.-век. традиции, О. как музыкант-учёный (возможно, также математик-философ), увлечённый идеями неоплатоников и космологией пифагорейства, основывает свои композиции на сложном числовом плане, связанном с символич. значением чисел и имён (они звучат в точно рассчитанные моменты) и на строго вычисленных пропорциях, создающих «божественное равновесие». В то же время для него характерны эмоциональность, гуманистич. живая выразительность, яркость орнаментики и красок. Т. о., творчеству О. свойственно типичное противоречие искусства 15 в.: умозрительное интеллектуальное начало, рационализм и сила чувств, смелость фантазии. (Глареан отмечал в музыке О. сочетание изобретательности с пламенностью и величавой торжественностью.) Творчество О. разнообразно по жанрам, сохранились 26 месс, 4- и 3-голосных (рукоп. хранятся в б-ках Сикстинской капеллы в Риме, в Иене, Вене; 5 месс изданы в 1503 Петруччи в Венеции; имеются и др. прижизненные издания соч. О.; некоторые мессы, написанные в 3-гол. складе, осн. на григорианских напевах); 31 мотет (3-6-голосные, в т.ч. знаменитый «Salve Regina»). Помимо культовой музыки, О. создал выдающиеся образцы светских флам. полифонич. песен - шансон (сохранилось ок. 25) и инстр. произв. без слов (сохранились пять 3-гол. фуг, 4-гол. фуга и ряд перелож. вокальных соч.). Мн. сочинения приписывались О. ошибочно, в т.ч. 4-гол. «Страсти по Матфею», принадлежащие А. Лонгевалю. Издания: Obrecht J., Werken. Uitgegeven door J. Wolf, Lfg 1-30, Amst. - Lpz., [1908-21]; переиздание: Smijers A., Crevel M. van, Obreoht J. Werken, Amst., 1958; Smijers A., Van Ockeghem tot Sweelinck, Amst., 1940-41 (3 Куriе, 9 фламандских песен).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ОБ..

НЕЕДЛЫ

НЕМЦЕВ

НЕРУДА

НЕЧАЕВ

НКЕТИЯ

НОРЕНА

НОРМЕТ

НОРЦОВ

НОТКЕР

НУВЕЙР

НУГУЛА

НУРЫЕВ

НЬЮМЕН

НЭЛЕПП

ОБЕДНЯ

ОБЕРЕК

ОБИХОД

ОБОРИН

ОБОРОТ

ОБУСЬЕ

ОБУХОВ

ОВЕЗОВ

ОДЕССА

ОДЗАВА

ОЖОГИН

ОЖЯЛИС

ОЗЕРОВ

ОКЕГЕМ

ОКТАВА

ОКТОИХ

ОКТОЛЬ

ОКУНЕВ

ОЛЕНИН

ОЛЕНШИ

ОЛЗОЕВ

ОЛОНХО

ОНЕГИН

ОННОРЕ

ОНСЛОВ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>