ОДОЕВСКИЙ Владимир Фёдорович [1 (13) VIII 1804, Москва - 27 II (11 III) 1869, там же], князь - рус. писатель, философ, муз. теоретик, критик, учёный. Происходил из старинного дворянского рода. Образование получил в Моск. университетском благородном пансионе (1816-22). Был одним из организаторов и председателем (1823-25) Об-ва любомудрия - первого в России философского кружка. В 1823 сблизился с В. К. Кюхельбекером, вместе с ним издавал альманах «Мнемозина» (1824-25), где опубликовал несколько статей по философии. Увлекаясь философскими идеями Ф. В. Шеллинга, пытался построить систему «философии музыки», частично реализовав свой замысел в трактатах «Опыт Теории Изящных Искусств, с особенным применением оной к Музыке» и «Гномы XIX столетия» (не завершены). Влияние идей декабризма (его двоюродный брат - поэт-декабрист А. И. Одоевский), а также сближение с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, Д. В. Веневитиновым способствовало формированию демократич. взглядов О. на литературу и искусство. В 1826-62 жил в Петербурге, затем снова в Москве, попеременно занимая высокие должности в министерствах внутр. дел, гос. имуществ, в Сенате и др. Служил в цензурном комитете (с 1826), с 1846 помощник директора Публ. библиотеки и директор Румян-цевского музея в Петербурге (до перевода последнего в Москву), в 60-е гг. сенатор в Москве. Дом О. в Петербурге был одним из культурных центров рус. столицы. В лит.-муз. вечерах участвовал М. И. Глинка, с которым О. связывала дружба. Свидетельством их идейно-творч. близости явился совместный проект издания муз. журнала в кон. 30 - нач. 40-х гг. (не осуществлён). В этот период общался также с М. Ю. Лермонтовым, В. Г. Белинским, Н. В. Гоголем. С юных лет принимал участие в лит.-художеств. жизни Москвы, затем Петербурга. Сотрудничал в журн. «Вестник Европы», «Московский телеграф» (руководитель отдела муз. фельетона) и «Сын отечества» (до 1826), «Московский вестник» (1827-30), «Отечественные записки» (совм. с Белинским, 1839-1848), в пушкинском «Современнике» (с кон. 30-х гг.), «Искре» (60-е гг.) и др. С кон. 50-х гг. усилилась обществ. деятельность О. Он участвовал в организации РМО (был его почётным членом, входил также в состав Совещательной комиссии Петерб., затем Моск. отделения РМО), Петерб. и Моск. консерваторий, в работе разл. уч. заведений. Был одним из инициаторов бесплатного класса хор. пения при Моск. отделении РМО (открыт в 1864). В 60-е гг., выступая против засилья итал. оперы, О. активно боролся за создание в Москве постоянного рус. оперного театра. Был в числе организаторов (совм. с А. Н. Островским, Н. Г. Рубинштейном, П. М. Садовским и др.) «Артистического кружка» (1865). С целью распространения и популяризации муз.-теоретич. знаний выступал с лекциями и докладами, издал «Музыкальную грамоту, или Основания музыки для немузыкантов» (1868), составлял методич. пособия. Один из просвещённых деятелей своего времени, О., помимо философии, литературы, музыки, обладал большими знаниями в области точных, естеств. и прикладных наук. Писал о юриспруденции, математике, физике, географии, истории, педагогике, финансах, медицине и др. Был также одним из первых популяризаторов науч. знаний в народе. С этой целью издавал совм. с А. П. Заблоцким-Десятковским журнал для крестьян «Сельское чтение» (статьи О. в увлекательной форме излагали начатки химии, физики, арифметики, истории). Однако среди его многообразных интересов и влечений главное место занимали литература и музыка. О. принадлежит видное место в развитии рус. литературы. О его лит. таланте положительно отзывались Пушкин, Кюхельбекер, Белинский, Гоголь. Одним из первых в рус. художеств. литературе обратился к темам муз. творчества и образам музыкантов («Последний квартет Бетховена», 1831; «Себастьян Бах», 1835). Лит. критик и публицист, О. сыграл выдающуюся роль в борьбе за признание комедии Грибоедова «Горе от ума», в кон. 40-50-х гг. был в числе первых, высоко оценив- ших творчество Гоголя, А. Н. Островского, M. E. Салтыкова-Щедрина. Музыка - одна из наиболее постоянных и существ. сторон творч. деятельности О. Ещё в годы учёбы в пансионе он прославился как композитор и пианист. Его муз. руководителем был преподаватель музыки Д. И. Шпревиц (Шпревич). В 20-х гг. в Петербурге О. брал уроки фп. игры у Дж. Филда. По некоторым сведениям, в 1826-27 занимался теорией музыки и композицией у И. Г. Миллера. Соч. О. - органные фантазии, фуги, каноны и др. - обнаруживают дарование композитора-полифониста. Был автором музыки к водевилям («Жизнь холостого», 1825), аранжировал музыку из оперы «Отелло» Россини для драм. спектакля (1836, Александринский театр). О. - один из основоположников рус. классич. музыковедения. Огромен его вклад в историю и теорию музыки: работы о творчестве рус. и заруб. композиторов и исполнителей, заметки и рецензии о текущей конц. жизни Москвы и Петербурга, исследования в области рус. нар. музыки, др.-рус. церк. пения, муз. педагогики и др. (часто печатался под псевд.: О. О. О., К. В. О., Аб. Ир., W. W., Ь. Ъ. Й., Любитель музыки и др.). Традиции передовой рус. литературы, нашедшие место в лит.-публицистич. творчестве О., в известной степени определили осн. идейную направленность его муз.-критич. статей - глубокое понимание народности и обществ.-воспитат. роли искусства. О. теоретически обосновал реалистич. принципы рус. муз. классики. Ближайший друг и вдохновитель мн. рус. музыкантов (в числе их - А. Н. Верстовский, А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, A. Н. Серов), О. вместе с ними участвовал в становлении и развитии рус. нац. композиторской школы, способствовал утверждению мирового значения отечеств. музыки. Уже статьи 20-х гг. охватывают широкий круг явлений. О. освещает муз. жизнь Москвы и Петербурга, полемизируя с противниками рус. музыки (отстаивает творчество Верстовского и Алябьева). Расцвет муз.-критич. деятельности О. (30-е гг.) связан с творчеством Глинки. О. первым дал исторически прозорливую и верную оценку Глинке как композитору, который «начал новый период в искусстве - период русской музыки». В статьях, посв. операм «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», сформировалась центр. проблема классич. рус. критики - проблема народности как цельного и глубокого выражения нар. характера. Высоко оценил О. и симф. произв. Глинки. Большое внимание уделил О. творчеству Даргомыжского, М. А. Балакирева (50-е гг.), Серова (60-е гг.), с теплотой отзывался о первых произв. П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова. О. принадлежат также работы о творчестве И. С. Баха, Л. Бетховена, B. А. Моцарта, Й. Гайдна, К. М. Вебера. Он высоко оценил искусство совр. ему заруб. композиторов (Г. Берлиоза, Ф. Листа и др.), высказал верные критич. замечания об оперном стиле Р. Вагнера. О. много сделал для утверждения и развития в России проф. исполнительского искусства. Выступая против бессодержательной виртуозности, он пропагандировал мастерство талантливых отечеств. и заруб. музыкантов. Эстетич. воззрения О. в некоторых случаях не лишены известной односторонности. Напр., изучая старинный пласт рус. песни, О. в то же время недооценивал гор. песенно-романсовую культуру, а также связанное с ней творчество Д. Н. Кашина, А. Л. Гурилёва, А. Е. Варламова. О. несколько преувеличивал художеств. достоинства опер Серова (в частности, «Рогнеды»); чрезмерная критичность присуща его суждениям об итал. опере (Дж. Верди, В. Беллини, Дж. Россини), что было вызвано сложностью обществ. условий, в которых протекала борьба за утверждение рус. нац. композиторской школы. О. внёс также большой вклад в развитие рус. муз. теории. Он поставил сложные вопросы мелодич., ладового и ритмич. своеобразия нар. песни - важнейшего источника рус. классич. музыки. Много (особенно в 60-е гг.) занимался историей, теорией и палеографией др.-рус. певч. искусства и знаменной нотации (с 1862 творчески общался с Д. В. Разумовским, готовил материалы к 1-му Археологич. съезду). Собрал ценную коллекцию др.-рус. певч. рукописей, сборников нар. песен. Одним из первых рассматривал рус. нар. песню и др.-рус. церк. музыку как явления, сложившиеся на единой мелодич. и ладовой основе. Им написаны также статьи о музыке (в т.ч. по теории) для «Энциклопедического лексикона» А. А. Плюшара (т. 7-14, 1836-38) и «Энциклопедического словаря, составленного русскими учеными и литераторами» (1861). О. переработал и дополнил «Музыкальную терминологию» А. Гарраса (изд. под назв.: «Карманный музыкальный словарь. Второе издание музыкальной терминологии А. Гарраса, исправленное и умноженное», 1866), опубликовал письма Глинки («Русский архив», 1869, т. 2, стлб. 341-48); с ним советовался Разумовский при написании кн. «Церковное пение в России» (вып. 1-3, М., 1867-69). Увлекаясь муз. опытами и изобретениями, О. сконструировал орган «Себастьянон» (кон. 40 - нач. 50-х гг.) и 19-ступенный энгармонич. клавесин. Труды О. оказали большое и плодотворное воздействие на дальнейшее развитие муз. науки. В сфере влияния его идей формировалась деятельность крупнейших муз. критиков и учёных 2-й пол. 19 в. - А. Н. Серова, Г. А. Лароша. Горячий поборник творчества Глинки, О. заложил, в частности, фундамент рус. науч. глинкианы.
Соч.: К редактору Вестника Европы, «Вестник Европы», 1822, No 8, с. 313-17; Несколько слов о кантатах Верстовского (письмо к редактору), там же, 1824, No 1, с. 64-69; О музыке в Москве и о московских концертах в 1825 году, «Прибавление к Московскому телеграфу», 1825, No 8, с. 129-37; Последний квартет Бетховена, в сб.: Северные цветы на 1831 год, СПБ, 1830, с. 101-19; Дон-Жуан, опера Моцарта, представленная на Александрийском театре 22 октября, в бенефис г-жи Карл, «Северная пчела», 1833, No 245; Себастьян Бах, «Московский наблюдатель», 1835, ч. 2, [май, кн. 1], с. 55-112; то же, в кн.: Соч. князя В. Ф. Одоевского, ч. 1 - Русские ночи, СПБ, 1844 (с авторскими исправлениями и доп.); Смесь [о 9-й симфонии Бетховена в связи с исполнением в концерте Филармонич. общества], «Северная пчела», 1836, No 55; Письмо к любителю музыки об опере г. Глинки: Жизнь за царя, там же, 1836, No 280; Второе письмо к любителю музыки об опере Глинки: Жизнь за царя, или Сусанин, там же, 1836, No 287-88; то же, «РМГ», 1903, No 16, стлб. 437-43; О новой сцене в опере «Жизнь за царя», соч. М. И. Глинки, «Литературные прибавления к Русскому инвалиду», 1837, No 41; Еще о представлении «Нормы», там же, 1837, No 43; [О скрипачах-гастролерах Вьётане, Липиньском, Арто, Уле Булле], там же, 1838, No 12; Письма в Москву о петербургских концертах, «Спб. ведомости», 1839, No 25, 41, 48, 50, 56, 59, 69; Реквием Берлиоза в концерте г. Ромберга, там же, 1841, No 48; «Руслан и Людмила», там же, 1842, No 260; Записки для моего праправнука о литературе нашего времени и о прочем (письмо г. Бичева - Руслан и Людмила, опера Глинки), «Отечественные записки», 1843, т. 26, No 2 (Смесь), с. 94-100; Последний концерт Рубинштейнов, «Русский инвалид», 1844, No 69; Замечательный концерт г-на Л. Маурера, сегодня, в среду, 28 марта, в Большом театре [о музыке Глинки и Бетховена], там же, 1845, No 69; Берлиоз в Петербурге, «Спб. ведомости», 1847, No 49; Концерт Берлиоза в Петербурге (письмо к М. И. Глинке), там же, 1847, No 51; то же, «РМГ», 1903, No 49, стлб. 1213-17; О Русских концертах Общества посещения бедных в музыкальном отношении [о симф. произв. Глинки], «Спб. ведомости», 1850, No 80; Письмо кн. В. Ф. Одоевского к издателю об исконной великорусской музыке, в сб.: Калики перехожие. Сб. стихов и исследование П. Бессонова, ч.2, вып. 5, 1863, с. I-XI; Старинная песня, «Русский архив», 1863, вып. 2, стлб. 107-11; Вагнер в Москве, «Современная летопись. Воскресные прибавления к Московским ведомостям», 1863, No 8; Рихард Вагнер и его музыка, там же, 1863, No 11, с. 11-16; Заметка о пении в приходских церквах, «День», 1864, No 4; Из бумаг князя В. Ф. Одоевского. Примечание к письму М. И. Глинки к В. Ф. Одоевскому (1846-1849) [о фактах, связанных с первой пост. «Ивана Сусанина»], «Русский архив», 1864, No 7-8, стлб. 841-42; Бесплатный класс простого хорового пения Русского музыкального общества в Москве, «День», 1864, No 46; К делу о церковном пении, «Домашняя беседа», 1866, вып. 27 и 28; Музыкальная грамота или Основания музыки для не-музыкантов, вып. 1, М., 1868: Лучше поздно, нежели никогда [о постановке «Руслана и Людмилы» в Москве], «Московские ведомости», 1868, No 19; Перехваченные письма, «Современные известия», 1868, No 99; Письма М. И. Глинки к К. А. Булгакову. Предисл. [В. Ф. Одоевского к истории творч. взаимоотношений О. и Глинки], «Русский архив», 1869, т. 2, стлб. 341-48; Краткие заметки о характеристике русского церковного православного пения, в кн.: Труды первого Археологического съезда в Москве, 1869, т. 2, М., 1871, с. 476-80; Различие между ладами (Tonarten, tons) и гласами (Кirchen-tonarten, tons d'йglise), там же, с. 481-84; Мирская песня, написанная на восемь гласов крюками с киноварными пометами, там же, с. 484-91; Новые материалы для биографии М. И. Глинки. Два письма князя В. Ф. Одоевского с примечаниями В. В. Стасова, «ЕИТ», 1894, сезон 1892-1893; Избр. муз.-критич. статьи, М. - Л., 1951; Статьи о М. И. Глинке, М., 1953; Лагруа в роли Донны Анны [о драматургии оперы «Дон Жуан» Моцарта и трактовке образа Донны Анны], «СМ», 1955, No 10; Музыкально-литературное наследие, общая ред., вступ. ст. и прим. Г. Б. Бернандта, М., 1956.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ОД..

НАЧИНСКИЙ

НЕБОЛЬСИН

НЕЖДАНОВА

НЕЗЕРИТИС

НЕСТЯГИНА

НИЖНИКОВА

НИКОЛАЕВА

НИКУЛЕСКУ

НИЩИНСКИЙ

НОЗДРУНОВ

НОЛИНСКИЙ

НОНАККОРД

НОТОНОСЕЦ

НУВЕЛЛИСТ

ОБРАБОТКА

ОБРАДОВИЧ

ОБРАЗЦОВА

ОБРЕТЕНОВ

ОГИНЬСКИЙ

ОЛИМПИАДА

ОЛОВНИКОВ

ОНДРЖИЧЕК

ОПЕНЬСКИЙ

ОРЕШКЕВИЧ

ОРЛАНСКИЙ

ОРХЕСТИКА

ОССОВСКИЙ

ОХОТНИКОВ

ПАВАРОТТИ

ПАЗОВСКИЙ

ПАИЗИЕЛЛО

ПАКАЛЬНИС

ПАЛЕНИЧЕК

ПАЛЬЧИКОВ

ПАНОВСКИЙ

ПАНТАЛЕОН

ПАНТОМИМА

ПАПРОЦКИЙ

ПАРАФРАЗА

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>