ОФФЕНБАХ (Offenbach; наст. фам. Эбершт, Eberscht) Жак (Якоб) (20 VI 1819, Кёльн - 4 X 1880, Париж) - французский композитор, театр. дирижёр, виолончелист. Детские годы провёл в Германии. Первым учителем музыки был отец - кантор синагоги Исаак Иуда Эбершт (1779-1850, уроженец г. Оффенбах-ам-Майн). С 6 лет играл на скрипке, с 9 - на виолончели, выступал в составе семейного струн. трио (со старшим братом и сестрой) на вечерах и публич. концертах. В 1833 переехал в Париж (Франция стала второй родиной О.). Учился в Парижской консерватории (1833-34), играл в театр. оркестрах, выступал в салонах, сочинял сентиментальные баллады, танц. музыку для балов. Брал уроки композиции у Ф. Галеви (1835). Дебют О. в качестве театр. композитора в театре «Пале-Руаяль» (1839) прошёл незамеченным. В 40-е гг. концертировал в городах Франции и Германии, с успехом дирижировал в Лондоне (1844). В его конц. программах преобладали собств. произв., в т.ч. небольшие муз.-комедийные сценки, прообразы будущих оперетт. Уже в ранних соч. проявилась склонность О. к комич. эффектам и пародии («Басни Лафонтена», 1842; сценич. дуэт «Монах-нелюдим», 1843; бурлескная пародия на оду-симфонию «Пустыня» Давида, 1846). В 1850-55 был штатным композитором и дирижёром театра «Комеди Франсез». В 1855 получил лицензию на открытие в Париже собств. театра «Буфф-Паризьен» (руководил им до 1862) для пост. пантомим и муз.-сценич. миниатюр, рассчитанных не более чем на 3 (позже 4) персонажа. Будучи директором, композитором, дирижёром и режиссёром театра, О. пост. много одноактных оперетт. Популярность завоевали пародийно-сатирич. буффонады «Двое слепых», «Ба-та-клан» («китайская муз. безделушка», обе 1855), «Тромб-аль-Касар» (1856), «Крокефер, или Последний паладин» (1857). В 1858, добившись разрешения ставить большие многоактные спектакли с любым количеством персонажей, О. создал одно из лучших своих произв. - оперетту «Орфей в аду» (либр. Э. Кремьё и Л. Галеви, 1858). Антич. миф об Орфее стал поводом для остроумной пародии на оперу традиц. типа и одноврем. на бурж.-аристократич. общество Второй империи. Оперетта имела огромный успех, который упрочили «Женевьева Брабантская» (1859), «Песенка Фортунио» (1861) и особенно оперетты (на либр. А. Мельяка и Галеви, его постоянных либреттистов) «Прекрасная Елена» (1864), «Синяя Борода», «Парижская жизнь» (обе 1866), «Герцогиня Герольштейн-ская» (1867), «Перикола» (1868), «Разбойники» (1869). 60-е гг. - наиболее яркая пора в творч. биографии композитора. Творчество О. находилось в центре художеств. жизни Второй империи. Его произв., мелодии из которых распевались публикой, составляли постоянный репертуар парижских театров, ставились в Лондоне, Вене (специально для Вены написал романтич. оперу «Рейнские русалки», 1864), Берлине, Петербурге. Он выступал также как дирижёр - блестящий интерпретатор собств. соч. Под влиянием творчества О. в Вене и Лондоне возникла нац. оперетта. Во Франции его традициям следовали Ф. Эрве, Ш. Лекок, Л. Делиб. Крах Второй империи, события франко-прусской войны и Парижской Коммуны положили конец парижским триумфам О. Интерес к его творчеству упал. В новой обществ.-политич. обстановке пародия и сатира утратили популярность. Вкусы публики изменились, вновь создаваемые произв. О., а также редакции прославленных оперетт («Орфей в аду», «Перикола», «Женевьева Брабантская») не имели успеха. Попытка новой антрепризы (1873-75, театр «Гетй») завершилась банкротством и разорением. Стремясь поправить материальное положение, О. предпринял гастрольную поездку в США (1876-77) в качестве дирижёра «садовых» концертов в Нью-Йорке и Филадельфии. Последние годы жизни композитора отмечены творч. подъёмом. Оперетты «Мадам Фавар» (1878) и «Дочь тамбурмажора» (1879), написанные в традициях комич. оперы, в художеств. отношении не уступают его лучшим соч. прежних лет. Лебединая песня О. - лирико-фантастич. опера «Сказки Гофмана» (либр. Ж. Барбье по мотивам соч. Э. Т. А. Гофмана, 1880; завершена лишь в клавире, после смерти О. инструментована Э. Гиро; впоследствии было сделано неск. ред., разговорные сцены заменены речитативами). О. - основоположник и крупнейший представитель франц. оперетты. Его творчество - ярчайшая страница в истории этого жанра. В муз.-театр. произв. О. (св. 100) сценич. традиции и муз. формы комич. оперы сочетаются с злободневным искусством парижских бульваров, с гор. муз. фольклором. Его музыка привлекает мелодич. щедростью, изяществом оркестровки, пронизана общедоступными бытовыми интонациями и ритмами (широко используются бытовые танцы - вальс, кадриль, галоп, канкан). Высмеивая в пародиях рутину, он утверждал новый тип муз. спектакля, обращённого к широкой демократич. аудитории. Оперетты О. насыщены элементами сатиры, отличаются злободневностью. Он был певцом и одноврем. разоблачителем Второй империи. Под маской развлекательности О. показал картину политич. и морального разложения совр. ему бурж. общества и стал «одним из величайших сатириков в истории музыки» (И. И. Соллертинский). Мастер муз. комедии и буффонады, композитор-песенник и муз. публицист, О. обладал также ярким ли-рич. дарованием. В его соч. сосуществуют лирика, комедийность, гротеск, взаимно оттеняя и обогащая друг друга. С особой силой лирич. дар О. проявился в опере «Сказки Гофмана».
Соч.: оперы - Рейнские русалки (Die Rheinnixen, 1864, Венская придв. опера), Сказки Гофмана (Les contes d'Hoffmann, 1881, «Опера комик», Париж); оперетты (комич. оперы) - Орфей в аду (Orphee aux enfers, 1858, «Буфф-Паризьен», Париж; 2-я ред., 1874, театр «Гетй», Париж), Женевьева Брабантская (Genevieve de Brabant, 1859, «Буфф-Паризьен»; 2-я ред., 1867, «Меню Плезир»; 3-я ред., 1875, «Гетй», Париж), Болтуны [Les bavards (Bavard et bavarde), 1863, Эмс], Прекрасная Елена (La belle Helene, 1864, «Варьете», Париж), Синяя Борода (Barbe-Bleue, 1866, там же), Парижская жизнь (La vie parisienne, 1866, «Пале-Руаяль», Париж), Великая герцогиня Герольштейнская (La grande-duchesse du Gerolstein, 1867, «Варьете», Париж), Робинзон Крузо (1867, «Опера комик», Париж), Замок Тото (Le chateau а Toto, 1868, «Пале-Руаяль», Париж), Перикола (1868, «Варьете», Париж; 2-я ред., 1874, там же), Вер-Вер (1869, «Опера комик», Париж), Трапезундская принцесса (La princesse de Trebizonde, 1869, Баден-Баден), Разбойники (Les brigands, 1869, «Варьете», Париж), Браконьеры (Les braconniers, 1873, там же), Хорошенькая парфюмерша (La jolie parfumeuse, 1873, «Ренессанс», Париж), Мадам Аршидюк (1874, «Буфф-Паризьен», Париж), Состоятельная булочница (La boulangere а des иcus, 1875, «Варьете», Париж), Креолка (La creole, 1875, «Буфф-Паризьен», Париж), Путешествие на луну (Le voyage dans la lune, 1875, «Гетй», Париж), Мадам Фавар (Madame Favart, 1878, «Фоли драматик», Париж), Дочь тамбурмажора (La fille du tambourmajor, 1879, там же); одноактные оперетты и муз. буффонады - Альков (L'alcove, 1847, конц. зал «Тур д'Овернь», Париж), Пепито (1853, «Варьете», Париж), Сокровище Матюрена (Le tresor а Mathurin, 1853, конц. зал Герца, Париж; 2-я ред. - Помолвка при фонарях, Le mariage aux lanternes, 1857, «Буфф-Паризьен», Париж), Люс и Люсетта (1854, конц. зал Герца, Париж), Ой-ай-ай, или Царица островов (Оуayaye ou La reine des оles, 1855, «Фоли нувель», Париж), Двое слепых (Les deux aveugles, 1855, «Буфф-Паризьен», Париж), Ба-та-клан (Ba-ta-clan, 1855, там же), Почтальон-заложник (Le postillon en gage, 1856, там же), Тромб-аль-Касар, или Драматические преступники (Tromb-al-Cazar ou Les criminels dramatiques, 1856, там же), Роза из Сен-Флура (La rose de Saint-Flour, 1856, там же), Сапожник и финансист (Le savetier et le financier, 1856, «Буфф-Шуазель», Париж), Три поцелуя дьявола (Les trois baisers du diable, 1857, «Буфф-Паризьен», Париж), Крокефер, или Последний паладин (Croquefer, ou Le dernier des paladins, 1857, там же), Два рыбака (Les deux pecheurs, 1857, там же), Песенка Фортунио (La chanson de Fortunio, 1861, там же), Г-н Шуфлери остаётся дома (M. Choufleuri restera chez lui le…, также под назв.: Званый вечер с итальянцами, 1861, там же), Жанна плачет, а Жан смеётся (Jeanne qui pleure et Jean qui rit, 1864, Эмс), Багатель (Bagatelle, 1874, «Буфф-Паризьен», Париж); балеты - Арлекин-цирюльник (Arlequin barbier, балет-буффонада, 1855, «Буфф-Паризьен», Париж), Бабочка (La papillon, 1860, «Гранд-Опера», Париж); пантомимы - Пьеро-клоун (Pierrot clown, 1855, «Буфф-Паризьен», Париж), Полишинель в свете (Polichinelle dans le monde, 1855, там же); водевили-Паскаль и Шамбор (1839, «Пале-Руаяль», Париж), Бразилец (1863, там же); музыка для драм. театра - Гасконец (совм. с А. Визентини, 1873, «Гетй», Париж), Ненависть (La haine, 1874, там же) и др. Лит. соч.: Offenbach en Amerique. Notes d'un musicien en voyage, P., 1877.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ОФ..

НИСНЕВИЧ

НОВЕМОЛЬ

НОВИКОВА

НОВИЦКАЯ

НОТТЕБОМ

НЬЮ-ЙОРК

ОБЕРТОНЫ

ОБЕЧАЙКА

ОВАНИСЯН

ОГАНЕСЯН

ОГНИВЦЕВ

ОГОЛЕВЕЦ

ОПЕРЕТТА

ОРАНСКИЙ

ОРАТОРИЯ

ОРФЕРИОН

ОСТИНАТО

ОСТРЕЦОВ

ОФИКЛЕИД

ОХАНЕСЯН

ПАВЕРМАН

ПАВЛИШИН

ПАГАНИНИ

ПАДОВАНО

ПАЛАНТАЙ

ПАЛМГРЕН

ПАНИЦКИЙ

ПАНТЮКОВ

ПАНЧЕНКО

ПАРФЁНОВ

ПАСТИЧЧО

ПАСТУХОВ

ПАСХАЛОВ

ПАСЫНКОВ

ПАТТИЕРА

ПАЧКОРИЯ

ПАШКЕВИЧ

ПЕНШЕРЛЬ

ПЕРАЛЬТА

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>