ОКЕГЕМ (Ockeghem, Okeghem и др. написания) Йоханнес (Жан) де (ок. 1425, Дендермонде, Вост. Фландрия - 1495, Тур) - франко-фламандский композитор. Выдающийся представитель полифонич. нидерландской школы, возглавивший её 2-е поколение («вторую нидерл. школу», при которой искусство имитационного контрапункта достигло высшего расцвета). Учился в метризе собора Нотр-Дам в Антверпене, где был певчим в 1443-44. В 1446-48 служил в придв. капелле Карла I Бурбона в Мулене. С 1452 до конца жизни 1-й капелан и капельмейстер франц. корол. двора. Получил должности корол. советника и казначея аббатства Сен-Мартен в корол. резиденции в Туре (1456). Ездил в Испанию (1470) и Фландрию (1484). О. - автор величественных хор. месс, мотетов и изысканных полифонич. светских песен-миниатюр. За виртуозное владение искусством полифонии О. наз. «главным мастером» контрапункта (И. Тинкторис видел в нём самого крупного композитора его времени). Оказал огромное влияние на современников. Среди его последователей - Жоскен Депре, П. де ла Рю, А. Брюмель, Л. Компер. При жизни О. в его честь писали мотеты Ж. Биншуа, Л. Компер; на его смерть были написаны франц. и лат. эпитафии (среди них - эпитафия Эразма Роттердамского), которые положили на музыку Жоскен Депре и И. Люпи. О. утвердил господство полнозвучного 4-голосия в хор. стиле a cappella, довёл до совершенства искусство контрапункта со свободным движением самостоят. голосов. Отличался виртуозным мастерством имитации и канонич. письма (обогатил полифонич. технику стреттами, инверсиями и пр.). По-видимому, О. был также философом, математиком и астрологом (по ср.-век. традиции); он строил свои композиции на основании математич. расчётов, связанных со скрытой религ.-философской символикой. Славились сложные «загадочные» каноны и мессы О., в которых исполнителям задавались математич. задачи исчисления невыписанных голосов: в 4-гол. лат. мессе («Missa ргоlationum») выписаны лишь 2 голоса; знаменитый (приписываемый О.) 36-гол. канон «Хвала господу» («Deo gratia») представляет собой сочетание четырёх 9-гол. последовательно вводимых канонов; «Месса любого тона» («Missa cuiusvis toni») допускает исп. с любого тона звукоряда. В творчестве О. выкристаллизовались универсальные принципы полифонич. развития и формообразования. В своих соч. он достигал плавного развёртывания мелодич. линий, полноты хор. звучания и глубокой выразительности. Музыка О. (её наз. «мистическим пением»), обладающая возвышенной экспрессией, доходящей до экзальтации, по характеру соответствовала содержанию канонич. текстов и пользовалась исключит. признанием в Германии после Реформации. Сохранилось 14 месс (в т.ч. 11 полностью), реквием (первый известный многогол. реквием в истории мировой муз. литературы), 9 мотетов, св. 20 светских 3-гол. песен (шансон). Полн. собр. соч. О. издаётся: т. 1 - в серии «Публикации старинной музыки» («Publikationen дlterer Musik», содержит 8 месс, Lpz., 1927, N. Y., 1958), т. 2 - в серии «Исследования и материалы» Амер. музыковедч. общества («American musicological society», «Studies and documents», содержит 8 месс и части мессы, N. Y., 1947).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ОК..

НУВЕЙР

НУГУЛА

НУРЫЕВ

НЬЮМЕН

НЭЛЕПП

ОБЕДНЯ

ОБЕРЕК

ОБИХОД

ОБОРИН

ОБОРОТ

ОБРЕХТ

ОБУСЬЕ

ОБУХОВ

ОВЕЗОВ

ОДЕССА

ОДЗАВА

ОЖОГИН

ОЖЯЛИС

ОЗЕРОВ

ОКТАВА

ОКТОИХ

ОКТОЛЬ

ОКУНЕВ

ОЛЕНИН

ОЛЕНШИ

ОЛЗОЕВ

ОЛОНХО

ОНЕГИН

ОННОРЕ

ОНСЛОВ

ОРЕХОВ

ОРЛОВА

ОРОЗОВ

ОРТЕГА

ОРФЕЕВ

ОРФЕОН

ОСИПОВ

ОСОКИН

ОСТЕРЦ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>