ОЛЕНИН Александр Алексеевич [1 (13) VI 1865, Рязанская обл.- 15 II 1944, Москва] - советский композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1927). Игре на фп. обучался в Риге у Л. Пабста, затем в Москве у П. Фихтман-Эрдмансдёрфер, здесь же занимался у М. Эрдмансдерфера (муз.-теоретич. предметы). В 1884-89 жил в Петербурге, где сблизился с М. А. Балакиревым, дружбу с которым сохранил на всю жизнь; занимался по композиции у А. К. Лядова. Общение с композиторами «Могучей кучки» усилило интерес О. к нар. песне (собирал и записывал), на к-рую он опирался в своём творчестве. С 1889 был в с. Истомино земским начальником. Совершил ряд конц. поездок со своей сестрой - певицей М. А. Олениной-Д'Альгейм (как пианист- аккомпаниатор и автор произв.). Принял активное участие в организации и работе основанного Олениной-Д'Альгейм «Дома песни» (1908 - 18). С 1917 работал в различных музыкальных учреждениях, выступал с хором; с 1922 был членом музыкально-этнографической комиссии ГИМНа в Москве. Нередко О. объединял в вокальных циклах свои песни с обр. народных (писал на сл. разных поэтов, на нар. и собств. тексты). Песенный склад ощущается и в инстр. произв. О.
Соч.: оперы - Кудеяр (опера-песня, 1915, Оперный театр Зимина), Альманзор (по Г. Гейне, не окончена); для орк. - симф. поэмы Богатырский стан (1920), Нечисть (1928), Последние проводы (1928), симф. картина Поле битвы (1920); концерт для фп. с орк. (1930); камерно-инстр. ансамбли - сонаты (1917, 1931) и сюиты для скр. и фп., фп. трио (1921; 1926; Русское, 1930), струн. квартеты (1928, 1932), Луговые наигрыши (для 2 гобоев, скр. и фп.), фп. Русский квинтет (1933) и др.; для фп. - соната (1918), сюита и др.; романсы и песни; обр. рус. и белорус. песен.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ОЛЕНИН Пётр Сергеевич (1874, с. Истомине Рязанской губ. - 28 I 1922, Петроград) - русский певец (баритон) и режиссёр. Двоюродный брат комп. А. А. Оленина и певицы М. А. Олениной-Д'Альгейм. Окончил медицинский ф-т Моск. университета (1896). В студенч. годы обучался пению. В 1898-1900 пел в Моск. частной рус. опере, в 1900-03 - в Большом театре, в 1904-15 - в Оперном театре Зимина, где одноврем. был режиссёром (с 1907 худ. рук.). В 1915-18 режиссёр Большого театра, с 1918 - Гос. академич. театра. оперы и балета в Петрограде (с 1921 управляющий оперной труппой). Один из крупнейших оперных режиссёров, О. испытал влияние принципов Моск. Художеств. театра, стремился к созданию реалистич. спектакля. Среди его пост.: оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Золотой петушок» (обе 1909), «Снегурочка» (1910), «Хованщина», «Садко» (обе 1912); «Млада» Римского-Корсакова, «Дон Жуан» (обе 1913), «Гугеноты» (1915); «Оле из Норланда» Ипполитова-Иванова, «Царская невеста» (обе 1916). Голос певца не отличался красотой (несколько суховатый), но благодаря выразительному декламац. исполнению и драм. таланту О. создавал яркие сценич. образы. В его репертуаре выделяются: Борис Годунов; Пётр («Вражья сила»), а также характерные партии - Писарь («Майская ночь»), Рангони («Борис Годунов»), Судья («Вертер»).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ОЛ..

ОБЕДНЯ

ОБЕРЕК

ОБИХОД

ОБОРИН

ОБОРОТ

ОБРЕХТ

ОБУСЬЕ

ОБУХОВ

ОВЕЗОВ

ОДЕССА

ОДЗАВА

ОЖОГИН

ОЖЯЛИС

ОЗЕРОВ

ОКЕГЕМ

ОКТАВА

ОКТОИХ

ОКТОЛЬ

ОКУНЕВ

ОЛЕНШИ

ОЛЗОЕВ

ОЛОНХО

ОНЕГИН

ОННОРЕ

ОНСЛОВ

ОРЕХОВ

ОРЛОВА

ОРОЗОВ

ОРТЕГА

ОРФЕЕВ

ОРФЕОН

ОСИПОВ

ОСОКИН

ОСТЕРЦ

ОТЕСКУ

ОЧЕНАШ

ОЯКЯЭР

ПАВАНА

ПАВЛОВ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>