OPUS (опус, лат., букв. - труд, творение, сочинение; сокр.- ор.) - термин, используемый при обозначении порядка создания композитором сочинений. Как правило, применяется при их публикации. В случаях, когда издание произв. данного композитора началось относительно поздно (Ф. Шуберт), последовательность О. не всегда отвечает порядку создания произведений. Нередко, особенно в прошлом, композиторы издавали под одним О. неск. соч. одного жанра; при этом каждое соч. получало дополнительно свой номер «внутри» О. (напр., фп. трио Л. Бетховена ор. 1 No 1, ор. 1 No 2 и ор. 1 No 3 и др.). При издании соч. из наследия композитора применяется обозначение opus posthumum (упус пустумум, лат.- посмертное сочинение, сокр.- op. posth.). В указанном выше значении термин «О.» начал применяться в кон. 16 в. В числе самых ранних изданий, снабжённых обозначением «О.»,- «Торжественные мотеты» («Motecta festorum», op. 10) Виаданы (Венеция, 1597), «Венецианская гондола» («La Barca da Venezia», op. 12) Банкьери (Венеция, 1605). С кон. 17 до кон. 18 вв. с обозначением «О.» издавались гл. обр. инстр. сочинения. При этом О. проставлялись издателями, и нередко одно и то же соч. у разных издателей выходило под разл. О. (произв. А. Корелли, А. Вивальди, М. Клементи). Лишь со времени Бетховена композиторы стали сами проставлять номера О. своих сочинений, однако сценич. произв. и мелкие пьесы обычно издавались без обозначения О. В некоторых странах применяются свои нац. варианты термина «О.» - «oeuvre» во Франции, «сочинение» (сокр. «соч.») в СССР.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
OP..

ЭБЕН

ЭГГЕ

ЭЗГИ

ЭКЛС

ЭНДЕ

ЭНДИ

ЭНКЕ

ЭРАР

ЭРВЕ

ЭРХУ

ЭТЮД

ЮДИН

ЮЖИН

ЮХОВ

ЯЛАС

ЯНЕТ

ЯНКО

ЯРОН

ЯХИН

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>