ОСТРОВСКИЙ (Ostrowski) Феликс (3 I 1802, Красник, Люблинское воеводство - 14 XI 1860, Варшава) - польский композитор, пианист и педагог. С 8 лет выступал в концертах с исп. собств. произведений. В 1824 окончил Варшавскую консерваторию по классам фп. (у В. В. Вюрфеля) и органа. Успешно концертировал в различных городах России, в т.ч. Петербурге. Игра О. отличалась блеском «бисерной» техники (современники называли его «бриллиантовый Феликс»). Преподавал игру на фп. в варшавском Александровском институте воспитания девиц, давал частные уроки. Плодотворно работал как композитор. При жизни О. были популярны его полонезы, мазурки, рондо и др. пьесы для фп. В полонезах заметна преемственная связь с М. К. Огиньским, искания которого получили своеобразное преломление в творчестве О. Мн. произв. О., в т.ч. «Большая соната», были утеряны; некоторые из них позднее найдены и изданы в СССР («Два полонеза, адажио и рондо для фортепьяно», М., 1958).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ОСТРОВСКИЙ Аркадий (Авраам) Ильич [12(25) II 1914, Сызрань - 18 IX 1967, Сочи] - советский композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1965). Учился в Ленингр. центр. муз. техникуме (у И. М. Белоземцева по теории музыки и композиции, у И. А. Браудо по фп.). Был пианистом - иллюстратором, пианистом - солистом и аккомпаниатором. В 1940-47 пианист, аккордеонист и аранжировщик в джазе под рук. Л. О. Утёсова. Написал ряд инстр. фантазий, миниатюр, инструментовал мн. советские песни. Первая песня, определившая композиторское призвание О., - «Комсомольцы - беспокойные сердца» (1948, слова Л. И. Ошанина) была написана к 30-летию комсомола. В 1950-е гг. складывается творч. индивидуальность О. как композитора-песенника. О. создал серию песен, приуроченных к всемирным фестивалям демократич. молодёжи и студентов («Зори московские», 1957, сл. М. С. Лисянского, 2-я пр., Москва). Писал музыку для детей («Весёлые песенки», 1958, сл. З. Петровой; «Спят усталые игрушки», 1966, слова её же). Пора творческого расцвета композитора - 60-е гг. Гражданско-патриотич. тема становится главной в его творчестве. Среди лучших песен О. - «Пусть всегда будет солнце» (1962, сл. Ошанина, 1-я пр. Междунар. фестиваля песни в Сопоте), ставшая муз. эмблемой мира; песня-манифест «Голос земли», «Красная гвоздика» (обе - 1965, сл. Ошанина). Проникнута страстной гражданственностью песня «Время» (1967, сл. Ошанина, 3-я пр. на Междунар. фестивале в Сопоте), основная идея которой - ответственность перед потомками. О. создал ряд лирич. песен: «Как провожают пароходы» (1965, сл. К. Я. Ваншенкина), «Песня любви» (1965, сл. Ошанина). Бытовая тематика нашла отражение в цикле песен «А у нас во дворе» (1962, сл. Ошанина). Творч. восприимчивость композитора помогала ему верно подмечать актуальные проблемы совр. жизни. Для муз. языка его песен характерен синтез самых разных интонац. сфер: рус. песенность - от бытового романса, оборотов революц. гимнов до частушечных наигрышей; речитативность франц. шансон и эмоциональная открытость неаполитанских песен. Широко использованы им танц. ритмы - от польки, вальса, танго до твиста и биг-бита. Творчество О. внесло заметный вклад в жанр сов. песни. Светлый жизнеутверждающий характер музыки О. роднит её с музыкой И. О. Дунаевского.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия