ПАЛИАШВИЛИ (Палиев) Иван Петрович [1 (13) X 1868, Кутаиси - 7 III 1934, Тбилиси] - советский дирижёр и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1924). Брат З. П. Палиашвили. В 1888-89 занимался в Петербурге у Н. А. Римского-Корсакова по композиции и у В. И. Сука по дирижированию. С 1889 работал дирижёром во мн. оперных труппах (Пермь, Рига, Киев, Харьков, Петербург, Одесса и др.), пропагандировал оперные и симф. произв. рус. и западноевроп. классиков; под его упр. впервые исполнялись мн. соч. груз. композиторов. В Грузии как дирижёр выступал в 1911-14; в 1922-1934 гл. дирижёр Груз. театра оперы и балета. Продолжал традиции рус. муз. исполнительского искусства, был одним из лучших интерпретаторов оперных произв. груз. композиторов. Инициатор создания молодёжного симф. оркестра (1925-26). Преподавал в оперной студии Тбилисской консерватории (1922-25). М. Д. Кацева.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПАЛИАШВИЛИ Вахтанг Леванович [2 VII 1919, Тбилиси - 7 XII 1980, там же] - советский дирижёр и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1965). Чл. КПСС с 1945. В 1943 окончил Тбилисскую консерваторию у А. В. Гаука. Дебютировал в 1941 в Москве. С 1944 дирижёр, в 1968-73 гл. дирижёр Груз. театра оперы и балета. В репертуаре П. св. 70 опер и балетов отечеств. и заруб. композиторов (оперы «Абесалом и Этери», «Даиси» и «Латавра» З. Палиашвили, балеты «Медея» и «Гамлет» Габичвадзе, все балеты и опера «Пиковая дама» Чайковского, «Аида» и др.). Дирижировал также симф. концертами. Гастролировал за рубежом. С 1944 преподавал в Тбилисской консерватории (с 1964 профессор), был зав. кафедрой хор. дирижирования. Как муз. редактор подготовил к изданию партитуры опер «Абесалом и Этери», «Даиси» З. Палиашвили и клавир балета «Горда» Д. Торадзе, ряд хор. произв. Груз. композиторов и др. Гос. пр. Груз. ССР им. З. Палиашвили (1971).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПАЛИАШВИЛИ Захарий Петрович [4(16) VIII 1871, Кутаиси - 6 X 1933, Тбилиси] - советский композитор, дирижёр, педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1925). Крупнейший представитель грузинской классической музыки. Отец П. был певцом церковного хора, четверо братьев и сестра - музыканты. Первоначальным муз. образованием обязан своему старшему брату Ивану Петровичу П. С 1887 жил в Тбилиси, где вступил в груз. нар. хор Л. Агниашвили, в 1895-99 занимался в муз. уч-ще по классам теории музыки (у Н. С. Кленовского) и валторны. В 1896 начал записывать и обрабатывать груз. нар. песни. В 1900-03 учился в Моск. консерватории по классу композиции у С. И. Танеева. Тогда же в Москве П. создал хор груз. студентов, исполнявший нар. песни, опубликовал сборники нар. песен и статьи о нар. груз. музыке. Возвратившись в Тбилиси (1903), развернул многогранную творч., педагогич. и исполнит. (как дирижёр и органист) деятельность. П. преподавал теоретич. предметы, руководил хором и струн. оркестром в муз. уч-ще и груз. гимназии, участвовал в организации Груз. филармонического общества, при котором основал хор и оркестр, был директором муз. школы при обществе (1908-17), активно работал в правлении Товарищества постановок опер на груз,. яз., собирал, изучал и записывал нар. груз. песни. В 1910 опубликовал «Сборник грузинских народных песен… в народной гармонизации» (40 песен; под псевдонимом Палиев), а также сб. обработок «Восемь грузинских народных песен». После установления в Грузии Сов. власти обществ. деятельность П. значительно активизировалась. Он был профессором Тбилисской консерватории (с 1919, директор в 1919, 1923, 1929-32). Годы формирования П. как музыканта совпали с периодом интенсивного развития нац. литературы и искусства в Грузии, упрочения связей с передовой рус. культурой. Наряду с Д. И. Аракишвили и М. А. Баланчивадзе П. создал новую груз. проф. муз. школу, содействовал широкому развитию муз. культуры. Глубоко национальное по своей природе, творчество П. органически сочетает традиции нар. груз. и рус. музыки, а также достижения мирового искусства. Композитор обобщил многочисл. диалекты груз. муз. фольклора и из его различных этнографич. ветвей создал единый нац. муз. язык (при опоре на карталино-кахетинскую ветвь), лёгший в основу груз. муз. классики. Основное место в творчестве П. занимают оперы. Первая его опера «Абесалом и Этери» (пост. 1919, Тбилиси), написанная по мотивам нар. эпоса «Этериани», стала одним из высших достижений нац. муз. культуры. Хоры, основанные гл. обр. на величаво-протяжных карталино-кахетинских и сванских песнях, придают ей эпический монументальный характер. Монолитность архитектоники, классич. простота и ясность форм, выразительность психологич. характеристик определили художеств. значение оперы и её популярность. Опера «Даиси» («Сумерки», 1923) - лирическая драма, развёртывающаяся на фоне жанровых эпизодов. Наряду с этим в ней ярко воплощены героико-патриотич. идеи. В хоровых сценах «Даиси» отражено многообразие жанров и разветвлений груз. нар. искусства (в т.ч. использованы гурийские песенные интонации и ритмы). «Абесалом и Этери» и «Даиси», занявшие прочное место в репертуаре муз. театров, способствовали формированию нац. оперно-исполнительского искусства. П. была написана также героико-патриотич. опера-легенда «Латавра». Среди др. произв. П. - «Грузинская литургия», хоры, романсы. Имя П. присвоено Груз. театру оперы и балета (1937), ряду муз. уч. заведений. В Тбилиси и Кутаиси открыты Дома-музеи имени П. В 1971 учреждена Гос. пр. Груз. ССР имени П.
Соч.: оперы - Абесалом и Этери (либр. П. Мирианашвили, 1919, Груз. театр оперы и балета), Даиси (Сумерки, по пьесе В. Гуния, 1923, там же), Латавра (по пьесе С. Шаншиашвили, 1928, там же); для солистов, хора и орк. - Торжественная кантата (к 10-летию Октябрьской революции, сл. Шаншиашвили, 1927); для орк. - Грузинская сюита на нар. темы (1928); для хора, в т.ч. песни Дис мерцхали… (Сегодня ласточки…), Колыбельная (сл. А. Церетели); для голоса и фп. - романсы на сл. И. Чавчавадзе (Грузинская колыбельная песня, Зачем люблю), И. Гришашвили (Не искушай, Люблю я), Д. Туманишвили (Юной полюбив душой); записи нар. песен (ок. 300, 40 песен в «Сборнике грузинских народных песен, записанных с помощью фонографа в народной гармонизации», опубл. под фам. З. Палиев, 1910); обр. нар. песен, в т.ч. Восемь народных грузинских песен, и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПАЛИАШВИЛИ Леван Петрович [25 I (6 II) 1895, Тбилиси - 10 VI 1976, там же] - советский композитор, музыковед, педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1967). Муз. образование получил под рук. брата - З. П. Палиашвили - в Тбилисском муз. уч-ще. В 1922 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции К. Н. Шведова, был также учеником Н. Н. Черепнина, Ф. А. Гартмана. В 1922-33 преподавал в муз. уч-щах Телави, Тбилиси, Кутаиси. В 1933-53 зав. учебной частью и преподаватель теоретич. предметов во 2-м Тбилисском муз. уч-ще, одновременно в 1933-75 преподавал в Тбилисской консерватории (с 1941 доцент). Автор опер «Мать и сын», «Витязь в тигровой шкуре» (1922, 1925; обе - в конц. исполнении, Тбилиси), «Иавнана» («Колыбельная»; 1963, Груз. театр оперы и балета), произв. для симф. оркестра, для фп., хоров, романсов, песен, а также ряда книг; работы «Методика преподавания теории музыки», «Побочные доминанты», «О темпах оперы ?Абесалом и Этери»« остались в рукописи. Соч. на груз. яз.: Гармонический язык оперы «Абесалом и Этери», Тб., 1938; Гармонический язык оперы «Даиси», Тб., 1944; Учебник по элементарной теории музыки, Тб., 1958; Гармония. Учебник для студентов музыкальных училищ и консерватории, Тб., 1963.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ПА..

НИДЕРМЕЙЕР

НИКОЛОВСКИ

НИКОЛЬСКИЙ

НОВЕЛЛЕТТА

НОСКОВСКИЙ

НОТОГРАФИЯ

НУРПЕИСОВА

НЮРНБЕРГЕР

ОВЧИННИКОВ

ОЛЫМ-ШУВЫР

ОРКЕСТРИОН

ОСМОГЛАСИЕ

ОСТРОВСКИЙ

ОТКЛОНЕНИЕ

ОФФЕРТОРИЙ

ПАВЛОВСКАЯ

ПАВЧИНСКИЙ

ПАКЬЯРОТТИ

ПАЛЕСТРИНА

ПАРАКАПЗУК

ПАРСАДАНЯН

ПАСЕРБСКИЙ

ПАССАКАЛЬЯ

ПАССАМЕЦЦО

ПАУЛАУСКАС

ПАХЕЛЬБЕЛЬ

ПАХУЛЬСКИЙ

ПАЦЁРКЕВИЧ

ПЕРКОВСКИЙ

ПЕРСИКЕТТИ

ПЕРСИМФАНС

ПЕТРАУСКАС

ПЕТРИНЕНКО

ПЕТРОВСКИЙ

ПЕТРУСЕНКО

ПЕЧКОВСКИЙ

ПОДГОЛОСОК

ПОДКОВЫРОВ

ПОДЭЛЬСКИЙ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>