ПАРАГВАЙСКАЯ МУЗЫКА. По свидетельству авторов первых хроник и миссионеров, музыка занимала большое место в жизни осн. коренного населения страны - гуарани и др. парагвайских индейцев (макб, мокоби, туба, абипунес, гуайкуру и др.). Танцы и песни были тесно связаны со всей их жизнью. Танцы гуарани - круговые (основу их составлял круг с солистом в центре), всегда сопровождались пением и игрой на муз. инструментах; солист запевал «строфу», танцующие хором отвечали ему «рефреном». Песни гуарани отличало жанровое разнообразие: существовали песни магические (связанные с заклинанием злых сил, врачеванием больных), посв. культу животных, птиц, рыб, деревьев, а также военные, охотничьи, трудовые, погребальные, песни для определённых празднеств, лирич. песни. Пение гуарани и др. парагвайских индейцев было одноголосным (в т.ч. пение хором в унисон), мелодии (вокальные и инструментальные) базировались на пентатонных звукорядах. Инструментарий аборигенов включал большой набор дух. инструментов - продольные и поперечные флейты (общее наименование мимби) разл. размеров и с разл. числом отверстий (от 2 до 6), флейты Пана (в Чако) с диапазоном звучания свыше 2 октав, носовые флейты, окарины, свистульки, костяные (конгоэра) и бамбуковые (туру) трубы; разные типы барабанов - выдолбленные из обрезка ствола дерева с мембраной из кожи животных, «водяные барабаны» (глиняный сосуд с водой, по которому ударяют полой тыквой), погремушки (мбарака), бамбуковые или тростниковые палки для отбивания ритма во время танца, а также «музыкальный лук» с тыквенным резонатором - единственный монохорд, известный у аборигенов Лат. Америки. С 1609 миссионеры-иезуиты организовывали на территории Парагвая спец. школы, в которых обучали индейцев церк. пению и игре на европ. муз. инструментах. Среди музыкантов того времени - Л. Бержер, X. Васео, А. Сеп и др. Мн. миссии Парагвая (Япейу, Сан-Хосе, Сан-Игнасио) на протяжении полутора веков (иезуиты были изгнаны из пределов Лат. Америки в 1767) «поставляли» музыкантов-индейцев в Буэнос-Айрес, Кордобу и др. города вице-королевства. Миссионеры положили начало проникновению в индейскую среду европ. музыки и муз. инструментов, из которых гитара, арфа и скрипка со временем стали гл. инструментами в нар. П. м. Креольская музыка Парагвая, как и соседних Аргентины и Уругвая, сохраняет чётко выраженную европ. основу в мелосе, ладово-гармонич. строе, метро-ритмике. Индейское начало (гуарани) проявляется только в песенных текстах (преим. в лексике, а также в некоторых традиционных темах и сюжетах нар. поэзии). Обладая стилистич. чертами, общими для креольской музыки Лат. Америки (см. Латиноамериканская музыка), креольская музыка Парагвая в то же время отличается нац. своеобразием. Самый популярный среди креольских танцев - т.н. парагвайская полька (с европ. полькой не имеет ничего общего, кроме названия) - подвижный парный танец в переменном метре (6/8+3/4), с синкопированной мелодией и характерной полиритмией между мелодич. голосом и аккомпанементом; генетически принадлежит к обширному семейству южно-амер. креольских танцев 18 в. типа самакуэки и гато. Др. популярные креольские танцы - «Санта Фе», сьело (сьелито), голондриана, солито, вальс. Традиционные песенные жанры - парагвайская кансьон и гуарания. Кансьон мелодически и ритмически представляет собой парагвайскую польку с песенным текстом и исполняется в более медленном движении, чем танец. Гуарания как особая песенная форма создана в 1928 комп. X. А. Флоресом и сразу приобрела большую популярность. Мелодии гуарании пишутся в метрах 3/4 и 6/8, в умеренном темпе, с характерной ритмич. фигурой инстр. сопровождения. Гл. сольными и аккомпанирующими инструментами в креольской музыке Парагвая являются гитара и арфа. Они же служат базой широко распространённых в народном муз. быту небольших инстр. ансамблей, исполняющих фольклорную и популярную авторскую музыку. Профессиональная муз. деятельность развивалась медленно. Война за независимость дала толчок формированию воен. духовых оркестров, которые в 1-й пол. 19 в. были практически единственными постоянными муз.-исполнительскими коллективами. К 1840-1860-м гг. относятся первые театр. спектакли с музыкой, спорадически осуществлявшиеся небольшими гастро- лирующими труппами, выступления приезжих артистов и местных любителей. Оживление муз. деятельности наступило в последней четв. 19 в., когда гастроли итал. и испан. оперных и муз.-драматич. трупп стали более регулярными. В 80-х гг. 19 в. в Асунсьоне на сценах Нац. театра (ныне Муниципальный театр) и театра «Олимп» были показаны оперы «Севильский цирюльник», «Лючия ди Ламмермур», «Норма» и «Сомнамбула», ряд оперетт и испан. сарсуэл. В 1890-1920-х гг. оперный репертуар значительно расширился прежде всего за счёт произв. итальянских (Дж. Верди, Дж. Пуччини, П. Масканьи, А. Бойто) и французских (Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне) композиторов. Для пост. оперных спектаклей были приспособлены старые и открыты новые помещения - «Андреуцци», «Эдем», «Гранадос», «Скбла» (все функционировали недолго). Многочисленные, хотя, как правило, очень недолговечные муз. общества (Музыкально-драматическое, 1902; Хоровое, 1908; Филармоническое, 1910; «Друзья искусства», 1915; Оркестровое, 1916; «Санта Сесилия», 1917, и др.), клубы («Прогресс», 1903; Национальный, 1903; Асунсьонский, 1906; «Унион», 1910, и др.), кружки, ассоциации устраивали концерты, в которых наряду с популярными отрывками из опер исполнялись произв. И. С. Баха, Й. Гайдна, Л. Бетховена, Ф. Листа, Ф. Шопена. Важное мероприятие в культурной жизни страны - создание в 1895 Парагвайского института в Асунсьоне, имевшего муз. секцию и симф. оркестр. В 1913 в столице открылась Парагвайская гимназия, также имевшая муз. отделение с симф. оркестром и струнным «Гайдн-квартетом». Парагвайский институт и Парагвайская гимназия занимались, помимо учебной, активной конц. деятельностью, регулярно организуя выступления своих оркестров, струн. квартета (исполняли в основном классич. европ. музыку) и учеников муз. классов. К участию в этих концертах часто привлекались приезжие заруб,. артисты. В 1934 институт и гимназия были объединены в Парагвайский атенеум; в нём имелись класс музыки, музыкально-театр. труппа, периодически ставившая спектакли, устраивались концерты. Среди музыкантов Парагвая 2-й пол. 19 в. (б.ч. иностранцы) выделяются дирижёр дух. оркестров Ф. С. де Дюпюи, пианистка и педагог А. М. де Дюпюи, кларнетист К. Герреро, дирижёр оркестра Нац. театра И. Одриосола, певец, дирижёр и комп. Л. Каведаньи (издатель «Альбома популярных парагвайских музыкальных пьес»), пианистка и педагог И. Анистис, театр. дирижёр А. Кабиб, пианист и педагог Л. Тессада. Известные музыканты кон. 19 - нач. 20 вв.: Н. Пеллегрини - скрипач, дирижёр оркестра Парагвайского института и композитор (один из авторов Нац. гимна, автор первой парагвайской сарсуэлы «Земля гуарани», 1912); Ф. Сентурион - скрипач, композитор, рук. оркестра и «Гайдн-квартета»; М. Лефранк - дирижёр и композитор (сарсуэла «И на небесах нет покоя», 1918); Г. Coca Эскалада - гитарист и педагог; М. Моросоли - пианист и педагог, воспитавший мн. парагвайских пианистов. В 20 в. выдвинулась группа талантливых композиторов ярко выраженной нац. ориентации: X. М. Бёттнер - автор симфонии, балета «Сон Рене», орк. «Сюиты гуарани», симф. поэмы «Душа инки», фп. пьес, песен, а также монографии «Музыка и музыканты Парагвая» (1957); Р. Хименес, среди сочинений которого орк. «Парагвайская сюита» на нар. темы и ряд фп., скрипичных и вок. произв.; X. А. Флорес, гуарании которого стали новым жанром нац. парагвайской песни; он также автор балета «Индеанка», симф. поэм «Гуарани», «Мбурикао» и др.; Э. Хименес, в числе произв. которого скрипичный концерт, симф. поэма «Песнь моей сельвы», кантата «Парагвай возродится», польки, гуарании и песни, в т.ч. нац. патриотич. песня «Серро Кора»; X. К. Морено Гонсалес, наиболее выдающийся композитор Парагвая, автор муз. комедии «Ткачиха из Ньяндути» (1956), фп. и скрипичных концертов, симф. поэмы «Флейта Солнца» на темы гуарани, струн. квартета, фп. сонат и др. инстр. и вок. сочинений; К. Лара Баррейро, пишущий преим. орк. произв., среди них - «Парагвайская сюита», «Симфоническая поэма», концерт для фп. с оркестром. В числе авторов популярной музыки в нар. стиле (польки, вальсы, гуарании, песни) - И. Бенитес, О. Кардоса, Э. Мартинес, X. В. Бенитес Санчес, С. Медина, С. Дентиче, X. Фернандес Морено, С. Бенитес Рохас, Э. Бобадилья Касерес, С. Кортеси, Ф. Хименес. Среди концертирующих музыкантов: пианисты Э. Л. Брыницкий, Ф. Марин Ногерас, Л. Аранда, М. М. Сальседо, В. Альфаро, М. Л. Баэс Вергара, Н. Хименес; скрипачи Э. Миш, К. Эскобар; гитаристы А. П. Барриос, К. С. Годой, К. Талавера, Д. Р. Басуальдо, П. Эскобар Касерес, К. Баэс Альенде; арфисты Ф. Перес Кардосо, Д. Гарсиа, Л. Гонсалес, А. Киньонес; певицы С. Мендоса, Н. Туманова, X. Окампос; исполнитель фольклорных песен А. Барбоса. Муз. жизнь Парагвая не отличается активностью. Спектакли и симф. концерты даются нерегулярно. В 1940 в Асунсьоне открылось Муз.-педагогич. уч-ще. Функционирует ряд частных муз. обществ и уч. заведений с ограниченным числом учащихся. Музыканты объединены вместе с др. деятелями искусства, а также науки в «Ассоциацию парагвайских авторов» (осн. в 1951).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ПА..

КРУЖОК НОВОЙ МУЗЫКИ

КУШЕНОВ-ДМИТРЕВСКИЙ

ЛИРИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА

МАРКЕТТО ПАДУАНСКИЙ

МАРОККАНСКАЯ МУЗЫКА

МЕКСИКАНСКАЯ МУЗЫКА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ

НАРОДНЫЕ ФИЛАРМОНИИ

НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА

НОВАЯ ВЕНСКАЯ ШКОЛА

ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛА

ОЛЬМЕДА ДЕ САН-ХОСЕ

ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ

ОРЛАНСКИЙ-ТИТАРЕНКО

ОТТЕНКИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ

ПАКИСТАНСКАЯ МУЗЫКА

ПАПЕНДИК-ЭЙХЕНВАЛЬД

ПЕВЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА

ПЛАГАЛЬНАЯ КАДЕНЦИЯ

ПОЛОВИННАЯ КАДЕНЦИЯ

ПРЕРВАННАЯ КАДЕНЦИЯ

ПРЕЧИСТЕНСКИЕ КУРСЫ

РАКОХОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПЕСНЯ

РЕЗОНАНСОВЫЕ СТРУНЫ

РИТМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ

САНТАГАНО-ГОРЧАКОВА

СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА

СЛОЖНЫЙ КОНТРАПУНКТ

СОВЕРШЕННАЯ СИСТЕМА

ТАНЗАНИЙСКАЯ МУЗЫКА

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ТОКТОГУЛ САТЫЛГАНОВ

ФРИГИЙСКАЯ КАДЕНЦИЯ

ХОРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>