ПАВЛОВСКИЙ ВОКЗАЛ (музыкальный) - конц. зал в Павловске (дачная местность под Петербургом), центр муз. жизни Петербурга в летние месяцы в 19 - нач. 20 вв. Построен по проекту арх. А. Штакеншнейдера при конечной станции царскосельской железной дороги. Открыт 22 мая 1838 как увеселительное заведение («Воксал»; в кон. 19 в. для отличия от железнодорожных вокзалов стал именоваться «музыкальным вокзалом»). Первоначально муз. вечера П. в. были чисто развлекательными, позже концерты приобрели более серьёзный характер, и П. в. из зала-ресторана постепенно превратился в конц. зал. Здесь выступали мн. видные рус. и заруб. дирижёры и исполнители. П. в. явился первым постоянным конц. учреждением, где исполнялась симф. музыка композиторов-классиков и совр. авторов и прежде всего пропагандировалось творчество русский композиторов. Первые 40 лет деятельности П. в. - период, когда здесь превалировала лёгкая, бальная музыка - вальсы, польки, галопы, попурри и др.; изредка в программы входили и серьёзные произв. Так, оркестр под упр. Г. Германа (сезоны 1839-44), кроме танц. музыки, в 1839 впервые исполнил «Вальс-фантазию» («Павловский вальс»; в 1-й орк. редакции) Глинки и «Болеро» Даргомыжского. По тому же принципу составлялись программы концертов оркестров Иоганна Гунгля (1845?48) и Йозефа Гунгля (1850?55). В 1856?65 и 1869 концертами в П. в. дирижировал И.Штраус-сын (в 1864-65 вместе с братьями Йозефом и Эдуардом, в 1869 только с Йозефом), концерты которого проходили с неизменным успехом. Штраус отказался играть в зале-ресторане и добился устройства особого зала для выступлений. В его программах наряду с развлекательными пьесами большое место заняли соч. совр. заруб. и рус. авторов, в т.ч. М. И. Глинки (творчеству которого он посвятил вечер 20 мая 1864), А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского и др. В репертуаре дирижёров Г. Фюрстенау (1866-68), Б. Бильзе (1870 и 1873?75), Г. Мансфельда (1871-72) доминирующее положение начинает занимать серьёзная музыка. В 1876 обеспокоенная этим дирекция царскосельской железной дороги попыталась вернуть концертам их прежний, «садовый» характер, пригласив французский дирижёра лёгкой музыки Ж. Арбана. Но эти концерты уже не имели успеха, и при И. Лангенбахе (1877-79) серьёзная музыка вновь заняла осн. место в концертах П. в. С нач. 80-х гг. программы муз. вечеров в П. в. заметно русифицировались. В эти годы утвердился постоянный оркестр П. в. (в составе 60 артистов). Выступавший здесь в 1882-86 чеш. дирижёр В. H. Главач (ввёл в программы большое количество произв. рус. композиторов), а также дирижёры А. Вицентини (1887, исполнял произв. франц. авторов) и Ю. Лаубе (1888-91, отдавал преимущество нем. музыке) совсем отказались от лёгкой музыки, поддерживая своими программами начинания РМО и, позднее, концерты М. П. Беляева. Особенно плодотворной была деятельность дирижёра и скрипача Н. В. Галкина (1892-1903), много сделавшего для пропаганды произв. новой рус. школы и соч. П. И. Чайковского. Оркестр состоял теперь в основном из рус. артистов (за время деятельности Галкина он пополнился учениками последних курсов Петерб. консерватории). В конц. репертуар впервые вошли произв. А. К. Глазунова. Галкин ввёл в традицию проведение по вторникам концертов, в которых исполнялась только рус. музыка. В его концертах выступали: И. В. Ершов, Ф. И. Шаляпин, С. Ментер, В. Л. Сапельников, А. В. Вержбилович и мн. др., неоднократно пел хор А. А. Архангельского. Стали широко исполняться произв. зарубежных композиторов - Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, позже - Р. Штрауса, А. Дворжака, Я. Сибелиуса и др. В 1904 концертами дирижировали: Г. И. Варлих, A. Б. Хессин, В. д'Энди, Э. Колонн, О. Недбал и B. Земанек, познакомившие рус. публику с соч. франц. и чеш. авторов. В 1905-06 оркестр графа А. Д. Шереметева под упр. М. В. Владимирова, а в 1907-09 под упр. Хессина, вопреки запретам дирекции железной дороги, исполнял в концертах П. в. соч. Н. А. Рим-ского-Корсакова. В 1910-16 концертами руководил дирижёр А. П. Асланов, включивший в программы соч. С. В. Рахманинова, Н. Я. Мясковского, К. Дебюсси, Г. Малера. В авг. 1912 С. С. Прокофьев с оркестром Асланова исполнил свой 1-й концерт для фп. с оркестром, а 23 авг. 1913 впервые - 2-й концерт. 22 и 23 мая 1912 состоялись юбилейные концерты, посв. 75-летию со дня открытия П. в. В последующие годы отд. концертами дирижировали А. К. Глазунов, М. М. Ипполитов-Иванов, В. И. Сук, H. H. Черепнин; в качестве солистов выступали Л. В. Николаев, Е. А. Бекман-Щербина, С. М. Козолупов, А. И. Мозжухин и др. Летом 1917 концертами управляли Н. А. Малько и Д. И. Похитонов. 17 июня состоялся первый концерт, организованный павловским Советом рабочих и крестьянских депутатов, а в июле - неск. концертов-митингов. В дек. 1917 путём слияния павловского симф. оркестра и бывшего придворного был создан Первый Большой симф. оркестр, в 1920 переименованный в Гос. симф. оркестр, а в 1921 - в Оркестр гос. академич. филармонии; в 20-х гг. этот оркестр в течение неск. сезонов играл в Павловске под упр. А. К. Глазунова и др. дирижёров. В мае 1938 сов. общественность отметила столетие существования П. в. Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 здание П. в. было сожжено фашистскими захватчиками.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия